Анкета на должность менеджер маркетплейсов. (Не)профессиональный взгляд на качество таких опросников

Почему появился этот текст. Висит у меня на HH резюме по специальности менеджер маркетплейсов, работаю как самозанятая, но не против поработать с каким-нибудь агентством (женское любопытство так сказать, как у них там внутрянка устроена). Резюме не обновляю, лежит и лежит, мне редкие звонки не мешают.

Если не работаете в сфере маркетплейсов, то может проблема у Вас и более редкая, но вот для менеджеров вполне стандартная история с просьбой заполнить анкету. Вот тут и порылась собака.

Анкеты, которые по идее должны работать на первичный отбор и помогать HR и соискателю понять потребности друг друга в профессиональном смысле, чаще всего содержат что угодно, кроме вопросов по специальности. Это могут быть вопросы про хобби, возраст, наличие водительских прав (это на удаленку если что), ваш знак зодиака и последняя книга, которую вы прочитали. Конечно, для приличия туда вставляют парочку вопросов по теме: какой у вас опыт работы по времени, с какими маркетплейсами вообще работали и умеете ли пользоваться аналитическими сервисами, и парочка из них на выбор и на этом очень часто все профильные темы заканчиваются и начинается «Наша Сказочка».

Вообще, очередной звонок, вроде серьезный дяденька, ага….ага…агентство, только анкетку заполните. Ну, присылайте ссылку посмотрю, и на комментарий, что мол понимаете, отбор все такое, на кандидата надо заранее глянуть, я честно ответила: «анкета тоже иногда очень неплохо рассказывает о работодателе».

Прислали мне ссылку не сразу, а где-то через сутки. Ну, ничего занятые люди, наверное, бывает. Открываю я значит ссылочку….

И попадаю в «сказочку», а не, попадаю я видимо в зал суда, присягу давать….

1) И первым номером у нас: «Готовы честно ответить на все вопросы?», и два варианта ответа. Как-то еще комментировать сей интересный пассаж считаю излишне.

2) Дальше вроде лучше, по теме: опыт работы, сервисы аналитики, интерес к бренду которые ведет человек, да даже вопрос про то, что Вам нравится в работе менеджера маркетплейсов вполне нормален (не понятно зачем он в анкете, только время отнимает, лучше уж при личном собеседовании спросить, так человек и ответить полнее сможет и вопросы дополнительно сразу можно задать).

А вот дальше идут, парочка вопросов, которые достаточно неплохо маркирует работодателя:

3) Готовы ли Вы работать сверхурочно? Быть на связи и оперативно отвечать на звонки и сообщения даже в нерабочее время? (Варианты ответов: Да; Да, если это дополнительно будет оплачено; Нет)

Готовы ли Вы создавать карточки товаров по 8 часов в день?

Соль этих замечательных вопросов в том, что они есть уже в анкете, так что заранее можно готовиться к тому, что график будет как у рабов на галере. И работать вы будите не менеджером, а скорее всего, на технической рутине по заполнению карточек. Естественно, такая работа в этой сфере самая низко оплачиваемая и крайне неблагодарная.

4) Дальше шло всякое про зарплату. Это нам совсем не интересно, так как вполне понятно и стандартно.

А вот после этого были несколько последних интересных вопросов.

5) Назовите 5 Ваших достижений в жизни (формулировка сохранена авторская). И тут я призадумалась, нет, ну серьезно, а какие такие у меня достижения в ЖИЗНИ, да еще и сразу 5. Интересно, а приобрела себе породистого кота и содержу его, за достижение пойдет. Ладно, шучу, я и профессию успешно меняла пару раз и всякое материально там есть что вспомнить, но вот «товарищам майорам» информация эта зачем, да еще и при первичном опросе анкетой?

Хотите посмотреть на мой уровень самооценки?

Ладно, я сама работала нанимающим менеджером и даже использовала этот вопрос обычно при личном собеседовании отобранных кандидатов. Правда обычно вопрос касался именно профессиональных достижений. Ответ дает возможность понять уровень компетенций и реальный уровень опыта и ответственности, которую на себя на прошлой работе брал кандидат. Тут главное развить тему и позадавать дополнительные вопросы к ответу.

6) Ваше хобби?

Тут обычно любят приводить в пример, что если человек, например занимается рукоделием, то он усидчив и легче справиться с рутинной работой, а если он гоняет на мотоциклах, то брать его не надо, а то еще разобьется, а ты ему замену ищи потом. Но, тут, как всегда, есть нюанс. Лично я вообще считаю, что вопрос практически бесполезный и реально для профессиональный деятельности редко ведет к пониманию подходит человек или нет, быстро он уйдет с работы или нет. Потому что девушка, занимающаяся рукоделием или пекущая тортики для семьи может в какой-то момент раскрутить свою страничку в соцсети и уйти от вас на самозанятость, продавать тортики по 6000 руб. за кг, а парень, увлекающийся гонками на мотоциклах, гоняет по треку и лет десять у вас проработает и будет главным двигателем офиса.

7) Следующий вопрос интересным образом переплетается с вопросом, который всю эту анкету открывал: «В каких случаях ложь оправдана?»

Я, наверное, даже комментировать не буду. У меня только один маленький вопрос, что там с первым вопросом?

8) Почему люди отдают кредиты в банк? (Авторская формулировка сохранена)

Наверное, потому что они их там берут? Нет? А вообще формулировка вопроса несколько не понятна, что хотели я так и не разумела.

9) И наконец один из лидеров моего личного рейтинга вопросов.

«Что в жизни готовы делать бесплатно или даже платить за это?

Нет, ну серьезно, что авторы хотят услышать? Что я готова им приплатить за то, что они возьмут меня на работу? Ну, или хотя бы буду работать на них бесплатно.

К чему собственно вся эта длинная тирада. Мораль «Сказочки».

Собеседование, анкеты для соискателей проверяют и показывают товар лицом не только со стороны работника, но и со стороны работодателя: отношение к сотрудникам, корпоративная культура. Если анкета, которую просят заполнить содержит множество личных вопросов, в той или иной форме постоянно возвращается к теме переработок, рутины и много вопросов про оплату, то с большой вероятностью ищут «раба на галеры». Постоянные переработки, бюджет на оплату скорее всего достаточно ограничен, поэтому этот пункт будет подниматься несколько раз в разной форме, карьерный рост под вопросом, если вам постоянно намекают на однообразные задачи. Пространные вопросы, постоянное желание уточнить что-то про личную жизнь в анкете не сможет дать о кандидате как о профессионале полезной информации, такие вопросы HR следует оставить на личное собеседование, где они смогут раскрыться и продемонстрировать личные качества собеседника, текст плохо отражает нюансы. Лишние вопросы не касающиеся опыта работы и профессиональных знаний лишь отнимут время у соискателя и нанимающего.

Резюме и анкеты призваны собрать информацию о профессиональных качествах соискателя. Личные качества, темперамент, самооценку и софт скиллы лучше раскрывает личное собеседование. Анкета скорее должна больше походить на мини тест на профпригодность, ну и служить для сбора контактных данных. Вопросы должны быть направлены на выявление профессиональных знаний и опыта, давать представление о квалификации кандидата. Для этого недостаточно знать сколько времени он уже работает на должности и с какими площадками знаком. Важно понимать, какой именно функционал он может выполнять, что непосредственно умеет. Идеально мини-тестовые вопросы: да хоть как называется реклама на озон и варианты ответа (конфеты, трафареты, шаблоны, реклама), если человек претендует на менеджера озон и не знает таких элементарных вещей, то анкету можно смело в мусор (пример конечно условный и утрированный, а реклама называется трафареты).

Конечно же я встречала и хорошие анкеты, где вопросы были по рабочим темам и вызывала доверие к работодателю, что сам он разбирается и уважительно относится к соискателям, но, к сожалению, анкет с вопросами про знак зодиака (нет, я не шучу) встречала не чуть не меньше. На данный момент на рынке услуг на маркетплейсах много проблем. Я очень надеюсь, что в какой-то момент все устаканится и с рынка уйдут инфоциганские курсы (ну, хоть поменьше станет, хотя, глядя на IT сферу, надежа уходит в закат), обещающие сделать из вас менеджера за пять занятий, когда у ста выпускающихся с них девушек одно резюме и портфолио и очень странный текст толи сопроводительного, толи рекламы. Уйдут селлеры, которые хотят за три копейки крутого менеджера и с капиталом в 10 тысяч через месяц продавать на миллион и также исчезнут курсы, которые им вот это все обещают.

Рай, конечно, не настанет, но какое-то рабочее равновесие прийти надеюсь должно.

На рынке все больше понимающих менеджеров, появляются вполне приличные агентства, все больше продавцов сначала считает и только потом бежит продавать на маркетплейсы (все чаще даже у меня в запросах приходят клиенты, которые хотят юнит-экономику и примерный бюджет на рекламу посчитать перед выходом на площадки).

Всё, выплакалась. Вроде даже немного отпустило. А то, злая я была после этой анкетки от агенства, жуть какая злая, а если учесть, что неделю назад была анкетка с вопросом каких животных вы любите и есть ли у вас водительские права на удаленную вакансию……

Ладно, пошла работать. Надо что ли клиентам уже услугу по составлению всяких опросников для HR предлагать….

66
6 комментариев

Тот умник, который составил эту анкету - явно сидит на г.Олимп. И как вы правильно сказали, ищет не сотрудников, которым готов платить за результат, а рабов которых можно гнобить и унижать. Такая анкета, это первый признак того, что бизнес у них построен на тоталитаризме и жить будет ровно до тех пор, пока не закончатся блатные связи. Потому что в реальном и конкурентном бизнесе, с такой моделью управления - они бы в принципе не вышли на рынок.

p.s. Хотя если "Хозяин" этого бизнеса руководит какой нибудь ИТК, то тогда вполне возможно, что на него даром впахивают заключенные, которых ему по должности нужно перевоспитать.

Ответить

Последняя мысль интересная :)
Фишка в том, что сейчас очень много селлеров и агентств (новичков) почему-то хотят персонал за копейки, рынок-то услуг по маркетплейсам на самом деле только развивается. Особенно грешат селлеры, у них не HR нормальных, ни опыта в подборе и вот на таких анкетах они "режутся" на раз просто, открываешь анкетку и сразу понятно можно идти работать или нет.

Я чего вообще взбесилась-то, за неделю до этого мне предложили заполнить анкетку, где спрашивали про знак зодиака и вишенка на торте: Готовы ли вы оплатить срочный вызов курьера, если вдруг это потребуется

(вот тут я зависла, закрыла анкетку, вопросы вниз даже листать не стала), а тут на днях пришло и вот эта прелесть.

1
Ответить

Скорее уйдут маркетплейсы))). Уже везде появляются контент-магазины и каждый новый проект крупнее предыдущего. Так что вполне возможно появление очень крупного игрока.

Ответить

В ближайшее время маркетплейсы вряд ли уйдут с рынка.
Про контент-магазины не совсем поняла.

Ответить