3 причины, почему Лалу писал не про Бирюзу

Фредерик Лалу в своей книге «Открывая организации будущего» описал модель развития организаций с помощью цветных уровней и пропагандируя «Бирюзовые» организации.

3 причины, почему Лалу писал не про Бирюзу

Цвета он придумал не сам, а взял за основу Интегральный Подход Кена Уилбера (AQAL). Но в использовании этой модели он допустил несколько серьёзных неточностей, а перевод на русский подлил масло в огонь, окончательно всех запутав, что же такое «бирюза».

Начнём по порядку.

1. Все плохие, один я весь в Бирюзовом

Лалу так построил свою книгу, что быть бирюзовой компанией круто, а всеми остальными цветами – не круто, и привел достаточно убедительные примеры. На деле же каждый из уровней: красны, янтарный, оранжевый и зелёный он показал именно, когда они нездоровые.

Про нездоровые уровни подробнее можно почитать тут.

На самом же деле есть множество успешных компаний, у которых есть здоровый красный, янтарный, оранжевый или зеленый уровни.

Например, большинство успешных стартапов живут именно на красном – на энергии и харизме лидера ну и, конечно, на собственном желании завоевать рынок.

Янтарных компаний вообще большинство в мире и многие из них вполне успешны. Именно качественно выстроенные процессы помогают расти почти до бесконечности таким компаниям. Хотя предел, конечно, есть и тут спасает следующий – оранжевый – уровень.

Оранжевых компаний большинство в Fortune 500, чего бы не говорили вам консультанты по «бирюзовости». Именно опора на квалификацию людей, их рвение достигать новые горизонты и драйвит гигантов-лидеров своих рынков.

С зеленым уровнем в книге совсем некрасиво вышло, но об этом чуть ниже.

2. Не читайте до обеда русские переводы…

Как я упомянул ранее, Лалу строит свою книгу на основе Интегрального подхода (AQAL).

Интегральный подход (AQAL) (www.buildingthelifeyouwant.com)
Интегральный подход (AQAL) (www.buildingthelifeyouwant.com)

Можно заметить, что он обкорнал модель снизу и сверху. Но такое бывает: когда я начинал изучать эту тему 16 лет назад я ещё сильнее обрезал модель. Беда в другом. Лалу в свой книге доходит до уровня Teal этой модели. В русском переводе книги Teal перевели как «Бирюзовый», но в полной модели AQAL сразу за Teal идёт уровень Turquoise, который дословно переводится как «бирюзовый». Чтобы избежать путаницы, русскоязычные эксперты в области Интегрального подхода переводят уровень Teal, как «Изумрудный».

Перевод на русский модели AQAL (https://spiraldynamics.pro)
Перевод на русский модели AQAL (https://spiraldynamics.pro)

Тут следует упомянуть модель Спиральной динамики, которая так напоминает подход AQAL, что это не случайно, т.к. авторы двух этих моделей – последователи Клера Грейвза, который в свою очередь являлся учеником Маслоу. Так вот в Спиральной динамике тоже есть свой бирюзовый уровень, он соответствует бирюзовому в Интегральном подходе и также в английском варианте называется Turquoise

Модель Спиральной динамики
Модель Спиральной динамики

В общем, правильно в книге последний уровень должен был называться «Изумрудный», а не «бирюзовый»

3. Бирюзовых компаний не существует?

Теперь самый неочевидный косяк. Проблема в том, что, если ты не ведешь фундаментальные исследования, как Грейвз или Уилбер, а чисто умозрительно берешь интервью и руководства компаний, то ты не можешь осознать те уровни, которые ещё сам не прошёл.

И фишка в том, что Лалу за Teal уровень выдает то, что называется здоровым зелёным уровнем в Интегральном подходе и в Спиральной динамике. И в этом плане в большинстве описанных в книге компаний находятся именно на здоровом зеленом уровне.

Тем не менее в книге есть примеры подлинного Teal (Изумрудного) уровня – это Google образца 2014* и Morning Star.И даже есть один пример настоящего Turquoise (Бирюзового) – компания Patagonia.

* сейчас по словам очевидцев в Google всё откатилось, аж до оранжевого уровня

Стоит ли читать книгу после всего этого?

Однозначно, да! Вы спросите почему, Денис? Ты ведь разнес её в пух и прах.

В книге очень много классных примеров как живут зеленые, изумрудные и бирюзовые компании и какую выгоду они извлекают из своей культуры. Из книги очень удобно брать примеры, чтобы рассказывать другим. Но просто будьте внимательные какие компании называть зелеными, изумрудными и бирюзовыми.

Начать дискуссию