Бизнес во время кризиса - фортуна или продуманная стратегия

Ранее я делилась с Вами своей страстью к гонкам и управляемым заносам и успела рассказать, как российский дрифт превратился в крупный бизнес. Сейчас хочу поразмышлять на тему бизнеса во время перемен и кризиса. Так как это довольно острая и актуальная тема, и хорошо бы видеть не только то, что есть некоторая проблема, но и находить способы решения вопроса.

Итак, тут можно выходить из различных запросов. Первый – как поступать с уже существующим бизнесом, второй – уместно ли начинать свое дело в кризис вообще.

Бизнес во время кризиса - фортуна или продуманная стратегия

Бытует мнение, что в более крупных компаниях есть специальные стратегии, которые внедряют топ-менеджеры во время кризиса, и таких стратегий как минимум две. Одна на случай кратковременного застоя, вторая – служит «спасательным жилетом» на долгосрочную перспективу. В то время, как малый бизнес (сюда же внесем и различные стартапы) более полагаются на фортуну и удачу. Лично я не могу с этим согласиться, так как считаю, что все зависит напрямую от того, насколько человек умеет быть пластичным и улавливать тенденции рынка. Ведь на сто процентов предугадать характер кризиса невозможно.

Бизнес во время кризиса - фортуна или продуманная стратегия

Меняемся и сохраняем свой бизнес

Давайте разберем первый запрос. Как сохранить свой бизнес и, более того, сделать так, чтобы он по-прежнему приносил доход. Понятно, что есть кризис-менеджер, но не стоит все бразды правления отдавать этой должности. Важно понимать, что являет собой кризис в общем и уже исходя из этого искать решение. Разрабатывая антикризисную стратегию, учтите то, что она должна быть опять же пластичной и в ней должны быть заложены различные риски. Последние – касаемо ниши, в которой вы вращаетесь. Например, если ваше дело связанно с продажами и товар не входит в категорию «первой необходимости», то первое, что нужно сделать – это оценить платежеспособность клиентов (смогут ли они покупать и далее ваши товары). Далее логично обсудить изменения системы продаж, возможно, снизить цены на ваш продукт, добавить оплату частями и внедрить дополнительные опции по услугам.

Бизнес во время кризиса - фортуна или продуманная стратегия

Мотивация и личная ответственность

Если же ваш бизнес предполагает то, что на вас работает большое количество людей, вы также можете найти способы сокращения расходов в кризисное время. Так, в связи с нынешней эпидемиологической ситуацией, многие владельцы компаний перевели своих сотрудников на удаленную работу. Есть и такие, которые, в принципе, полностью изменили свою корпоративную культуру в пользу «удаленки». Смотрите, что они получают в итоге. Убирается open-space, сотрудники работают на дому – владельцу не нужно платить за аренду, исключаем различные офисные растраты. В связи с этим расход уже немного сокращается, но становится острым другой вопрос – эффективности работы и мотивация сотрудников. Собственник компании в силах модифицировать понятие «офисного сотрудника», снимая помещение намного меньше для проведения тим-митингов, бизнес-встреч и т.д. К тому же, во время нынешнего кризиса, много людей остались в некоторой зависимости от руководства (ведь найти новую работу стало сложнее) – так что вопрос мотивации уже смягчается. Хотите выстоять – работайте целеустремленно и усерднее.

Бизнес во время кризиса - фортуна или продуманная стратегия

Как же быть со стратегическими инициативами во время кризиса? Пускать в ход только те проекты и идеи, в которых вы уверенны на все сто процентов, а то и больше. Вот тут обязательно важно заложить и учесть все существующие риски на данный момент. Настраивать себя на позитив и быть уверенным, что Фортуна точно улыбнется - тоже важно!

Очень смелый шаг

Что касается второго запроса, о котором упоминалось выше – нужно твердо решать для себя, будет ли оправдан риск открытия личного дела в бизнес и принесет ли он вам доход. Все опять же зависит от ситуации и от того, с чем именно вы собираетесь работать. Сейчас очень популярно делать из небольших, но интересных идей свой бренд и запускать этот проект через online. Яркий пример – многочисленные магазины одежды, которые работают по системах аутлет или дропшиппинг. Различная сувенирная продукция, аксессуары, hand-made, кондитерские изделия. Если понимать алгоритмы того же Инстаграма и обладать умением «ловить тренды», то вполне естественно найти свою личную аудиторию, которая приведет вам еще клиентов. Но стоит помнить, что в таком случае очень важно уметь «держать марку» и качественно отличаться от конкурентов.

Начать дискуссию