Обратная связь: как использовать, чтобы не испортить отношения и проект

Организационные психологи, коучи и успешные практики единодушны: одним из основных инструментов успеха бизнеса, тем более – стартапа, является качественная коммуникация внутри команды. Ключевой элемент такой коммуникации – обратная связь. Алексей Моров, психолог и бизнес-консультант, участник сообщества Startup Kotiki, дает рекомендации по использованию этого важного инструмента.

Обратная связь: как использовать, чтобы не испортить отношения и проект

Обратная связь – как ядерная энергия: если использовать ее грамотно – сможет дать вашему проекту мощное ускорение, а если грубо и бестолково – обратит все ваши усилия в пепел. Некоторые руководители, возможно опасаясь негативных результатов, предпочитают вовсе не использовать обратную связь или свести ее к минимуму. Разумеется, потенциал проекта при таком подходе сразу снижается, ведь рост и развитие его участников замедляются, особенно относительно более психологически подкованных конкурентов. Для стартапа, стремящегося к многократному превышению отраслевых или национальных темпов роста, отказ от одного из сильнейших инструментов – непозволительная роскошь. Но как использовать именно «мирный атом» и не оказаться в «ядерной зиме»?

В английском языке есть даже шутливое выражение “Russian Feedback”. Это прямое выражение собственного отношения без попыток сделать его приятным для адресата или конструктивным в интересах будущей работы. Представьте ситуацию – опытный сеньор знакомится с кодом, который написал мальчик-джуниор, и видит множество косяков. Он так и говорит: «Твой код – говно». А потом удивляется, почему его проект идет плохо, а люди постоянно уходят к конкурентам.

Тут очень важно помнить – не существует психологической потребности в том, чтобы хорошо работать. Работа, ее результат и даже заработанные деньги – не самоцель, это только способ удовлетворения действительно важных потребностей: в еде и физическом комфорте, в безопасности, в принадлежности к сообществу, в уважении, в самореализации. Да, код нашего условного джуниора действительно плох, но что изменится к лучшему, если прямо, без всяких смягчающих усилий сказать ему об этом? Ничего хорошего не произойдет, зато юноша ощутит угрозу безопасности (ругают – могут уволить), принадлежности (не принимают, не считают своим), уважению (не ценят и не хвалят), самореализации (здесь я ничего не добьюсь). В таких условиях джуниор будет думать не о совершенствовании своих навыков, а о бегстве. Увы, в моей практике работы с IT-компаниями таких примеров было предостаточно.

Сейчас я живу и работаю в Кремниевой Долине и вижу судьбы российских разработчиков и стартаперов вокруг. Очень часто это ребята с высочайшим уровнем технических компетенций, но у них не получается подняться до управленческих позиций или довести до успеха собственный проект. Причина – слабые навыки коммуникации, неготовность использовать инструменты дипломатии и просто подумать, прежде чем говорить.

Между тем, американцы учат техникам обратной связи еще в начальной школе. Математика там слабая, а вот некоторые психологические и коммуникативные инструменты – без преувеличения на уровне российских бизнес-школ. Давайте тоже научимся.

Итак, негативную обратную связь принято упаковывать в «сэндвич»: вокруг негатива обязательно должны быть слои позитива. Очень простая схема:

1. Сначала надо похвалить: «Парень, ты молодец, что показал мне свой код. Ты очень талантлив и точно сможешь быстро вырасти в нашей команде».

2. Только после этого отметить недостатки. Причем оформить это в конструктивные рекомендации: «Вот что ты мог бы сделать лучше… Данную задачу оптимальнее решить так…»

3. И потом снова обязательно похвалить и поддержать: «Я не сомневаюсь, что ты быстро разберешься и твой код станет лучше. Не стесняйся, спрашивай, я всегда готов тебе помочь».

Элементарно? Только на первый взгляд. Требуется усилие, чтобы держать себя в руках, контролировать раздражение на чужое несовершенство. Но именно умение и отличает просто опытного разработчика-исполнителя от лида команды или фаундера успешного стартапа. Необходимо дорасти до понимания того, что сила команды не сосредоточена только в тебе, что твой опыт – это ресурс роста товарищей, без которого серьезный успех невозможен.

Это классно – всем демонстрировать, что ты самый умный и самый крутой. Такая позиция прямо удовлетворяет потребности в признании и самореализации. А мы с вами помним, что работа и ее результаты – лишь пути к удовлетворению психологических потребностей. Не понимая этих тонкостей, сеньоры и начальники самоутверждаются в ущерб бизнес-результатам. Ты сказал парню: «Твой код – говно» и ушел гордый собой и своей компетентностью, все потребности удовлетворил. А мог бы помочь ему прокачаться, направить и поддержать – и MVP твоего стартапа появился бы на месяц раньше. Что важнее?

Вы сможете сдерживаться и технично использовать обратную связь только тогда, когда проект для вас действительно важен, когда он выше сиюминутного самоутверждения. Даже для фаундеров это, увы, не всегда так. Но я надеюсь, что для тех, кто действительно горит своим делом, эта статья дала полезный повседневный инструмент.

66
реклама
разместить
1 комментарий

Спасибо за статью!
Вы обнажили имеющиеся проблемы и показали профессиональные решения. 
Но думаю, что это работает не всегда. Иногда очень сложно сдержаться, когда у тебя дедлайн вчера, а тебе джуниор приносит говно код. Плюс к этому еще и статья, которая поможет тебе не быть Мацанюком. 
Но то, что вы вложили в данную статью свое время и опыт безусловно поможет многим.
P.S. Получился ли у меня сендвич комент? )) Просто хотелось попробовать. А в целом статья реально полезная.   

1