МММ — добыча, переработка и обогащение полезных ископаемых (а не то, что вы подумали)

МММ — это английская аббревиатура от «mining, minerals, metals», то есть краткое обозначение индустрии добычи, переработки и обогащения полезных ископаемых и минералов в самом широком смысле.

Задумывались ли вы, сколько всего нам приносят недра земли?

5 кг руды в каждом кармане

На деле практически вся таблица Менделеева — это полезные ископаемые. Самые крупные направления добычи — железная руда, золото, уголь, никель, алюминий. Продукты переработки этих полезных ископаемых вы можете видеть каждый день вокруг себя. Опоры мостов, линии электропередач, самолеты. Достаньте смартфон из кармана — на его производство ушло порядка 5 килограммов руды разных металлов.

А если говорить об угле, то он применяется еще шире — и как топливо, и как сырье для металлургии. В первом случае используют энергетический уголь, во втором — коксующийся. Они отличаются составом и свойствами.

Несмотря на активное развитие альтернативной энергетики (энергия солнца, ветров, приливов), порядка 30% мировой энергии все еще получают от переработки угля. В России уголь тоже остается значимым ресурсом – многие предприятия отапливаются углем.

А как же экология?

К сожалению, угольное производство сопряжено с выбросами, которые загрязняют окружающую среду. Зимой в северных и отдаленных российских городах (тех, где уголь — основной источник энергии) можно почувствовать характерный запах сжигаемого угля, просто выйдя на улицу.

Поэтому его потребление снижается по всему миру — медленно, но заметно. При этом отрасль не стоит на месте. В Массачусетском технологическом институте разрабатывают технологию, которая позволит нивелировать выбросы благодаря переводу их из газообразного агрегатного состояния в твердое. Будет ли эта технология достаточно эффективной (в экологическом и экономическом смысле) — пока вопрос.

На самом деле экологичность тех или иных средств не так просто измерить. Например, электроавтомобили. Они куда более экологичны, чем машины на бензиновых и дизельных двигателях, если оценивать объем вредных выбросов в атмосферу. Но при этом для массового производства аккумуляторных батарей, на которых и ездят электроавтомобили, придется сильно увеличить добычу меди, кобальта и других металлов. А разработка недр земли тоже плохо сказывается на окружающей среде — пусть и в другой плоскости.

Выгодно/невыгодно

Определенное влияние на индустрию оказывает государство — вводя нормы и требования, принимая законы. Компании и сами задумываются об экологии, одновременно оценивая экономическую эффективность. Если новые технологии позволяют сократить экономические издержки, и отходы от производства, то компании внедряют их быстрее и охотнее.

У Schneider Electric есть такие технологии. Но важно заинтересовать потенциального заказчика. Например, одному клиенту мы предложили энергосервисный контракт: провели энергоаудит, посчитали выгоды от нового оборудования — высоковольтных преобразователей частот — а заказчик финансировался через банк и возвращал кредит за счет экономии, которая получилась от меньшего потребления электричества.

Еще на рынке востребованы системы динамического моделирования — они очень полезны в промышленных институтах. Технологии, позволяющие смоделировать в виртуальной среде процесс или хотя бы его часть, создают условия для глубокого погружения студентов — и они выходят из стен университета готовыми специалистами.

Четвертая промышленная революция

Компании также готовы вкладываться в решения по организации безлюдного производства. Они заинтересованы в том, чтобы сократить до минимума несчастные случаи — ведь работа в карьерах и глубоких шахтах неизбежно сопряжена с риском. Сейчас активно развиваются удаленные средства контроля, идет роботизация. Разрабатывают способы контроля техники в карьерах с помощью дронов.

Schneider Electric также предоставляет решения по автоматизации — это инструменты дополненной реальности, виртуальной реальности, удаленного мониторинга и контроля за предприятием из единого центра управления.

Это все — Индустрия 4.0, четвёртая промышленная революция. Сейчас в компаниях создают целые отделы, которые ищут возможности модернизации производства и отслеживают появление новых технологий на рынке.

Там очень скрупулезно относятся к выяснению всех деталей — как новинка работает, насколько снизит себестоимость продукта, что с техникой безопасности и так далее. Это рождает миф о консервативности всей сферы, но на деле компании всего лишь хотят убедиться, что не проводят цифровизацию ради цифровизации, а получают реальную выгоду.

К тому же на состояние отрасли повлияла пандемия — не так сильно, как опасались в самом начале, но все же негативные эффекты есть. Тем не менее, этот период показал, что компании сектора МММ в России достаточно устойчивые и готовы модернизироваться дальше.

Это основные тренды и текущее положение вещей в отрасли, а если вы хотите еще глубже погрузиться в мир горнодобывающих компаний — слушайте первый выпуск 2-го сезона нашего подкаста «Трое у микрофона», где Алексей Ефремов, генеральный директором НТЦ «Механотроника», входящего в группу компаний Schneider Electric, рассказывает об индустрии, новых технологиях и личном опыте посещения производств.

Начать дискуссию