{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы автоматизировали подбор персонала

Опытом общения с системами для оценки сотрудников делится Артур Миргаязов, экс-основатель компании «БезРутины.РФ», а ныне - ведущий стратегических сессий и основатель Стратегической Артели:

Наша команда с 2014 года занимается подбором эффективных управленцев. В работе мы используем 25-тифакторный анализ кандидатов по различным хард и софт скиллам, который допиливали 4 года. Кроме того, под различные задачи мы разрабатываем свои методики оценки претендентов на различные должности.

Быстро стало понятно, что проводить такой анализ или оценку вручную – слишком долго, сложно и неэффективно. Клиенты хотят найти своего директора или РОПа быстро и не будут ждать, пока мы на бумажке вычислим идеального кандидата.

Но и от тестов отказываться не хотелось – они реально упрощают процесс подбора и позволяют получить объективное представление о кандидате. Стали искать удобную и недорогую систему тестирования, которая позволила бы автоматизировать, упростить и ускорить процесс.

Сразу оговорюсь, что мы не пытались рассматривать дорогие профессиональные сервисы вроде SHL или TalentQ. Это история для больших корпораций со штатом спецов-эйчаров. Нашей же задачей было найти инструмент для собственника небольшой компании. Пойдем от простого к сложному и посмотрим, на чем мы остановились.

Гугл-формы – самый простой и очевидный инструмент, который, наверное, все и каждый однажды использовали для тестирования и опросов.

Поэтому просто упомянем их, не углубляясь в подробности.

Плюсы – доступность и бесплатность.

Минусы – все остальное. Регулярно использовать гугл-формы на хоть сколько-то существенном потоке кандидатов для оценки комплекса факторов – это гарантировать себе головную боль. Прежде всего – с обработкой результатов.

Может пригодиться – если нужно разово собрать какую-то информацию. Например, мой друг, проводивший исследование для диплома, договорился с руководством компании, составил и разослал сотрудникам анкету именно в гугл-таблицах. Но немного измучился, потому что сначала пришлось в ручном режиме рассылать ссылки сотне человек, а потом – обрабатывать их ответы.

Сайт psytests.org с кучей классных психологических тестов.

Здесь можно выбрать тесты, которые оценивают нужные для конкретной должности качества, и попросить кандидата их пройти.

Доступ – свободный, без регистрации. Также не нужны никакие действия для получения результатов, вроде подтверждений по SMS, репостов в соцсети и т.п.

Стоимость – бесплатно.

Что за тесты – известные профессиональные тесты, которые признаны специалистами и широко используются в психодиагностической практике.

Как протестировать – отправить кандидату ссылку на тест или попросить пройти на вашем компьютере.

Как получить результаты – после прохождения теста формируется короткая ссылка с итогами, которую легко отправить.

Плюсы:

  • Тестирование совершенно бесплатно.
  • Простота и доступность сервиса.
  • Проверенные надежные тесты.
  • Получение результатов в наглядной и удобной форме, со всеми таблицами и графиками, если они предусмотрены методикой.

Минусы:

  • Отсутствие системы управления – нет личного кабинета или чего-то подобного, где можно было бы хранить информацию о пройденных кандидатами тестах и их результаты, следить за прохождением тестов, составлять блоки тестов под отдельные должности и т.д.
  • Нет возможности добавлять свои тесты.
  • Так как все тесты известные, кандидат может погуглить информацию о них и узнать, как нужно отвечать, чтобы получить хороший результат.
  • При самостоятельном тестировании кандидат может пройти тесты несколько раз, добиваясь хорошего результата. А вы никогда не узнаете, с какого раза получена та ссылка, которую вам прислали.

Может пригодиться – маленьким компаниям с небольшим объемом рекрутинга в качестве дополнительного инструмента подбора.

Система онлайн-оценки персонала Proaction.

Решил протестировать по совету коллеги.

Доступ – за регистрацией на сайте следует звонок менеджера, который открывает демодоступ к платформе на два дня. Можно посмотреть внутреннее устройство (интерфейс понятный и простой) и самостоятельно сделать три отправки тестов.

Стоимость – от 55 000 рублей по стандартным тарифам. За эти деньги вы получаете подписку на три месяца с возможностью отправлять до 30 тестов в день. Мне это оказалось выгодно. Кстати, если кандидат не захотел проходить тест или забил на него на середине, тест «не сгорает».

Что за тесты – свои, разработанные экспертами компании. Тестов много – точно больше 100 штук, в основном на софт скиллы, удовлетворенность, вовлеченность и т. п. На все тесты есть паспорта, которые подтверждают их надежность и правдивость.

Как протестировать – выбрать нужные тесты в системе, ввести в соответствующую строку адрес и отправить. Для групповых опросов можно загружать адреса списком. Интеграция с HeadHunter позволяет легко «подтягивать» адреса кандидатов.

Как получить результаты – в личном кабинете можно открыть отчет по любому выполненному тесту или скачать его в формате PDF/эксель. Также функционал позволяет строить рейтинги и сводные таблицы для анализа.

Плюсы:

  • Полноценный демодоступ с возможностью самому поработать в системе.
  • Наличие готовых профилей тестирования по разным должностям с наборами тестов.
  • Понятные и наглядные отчеты, для чтения и интерпретации которых не нужно проходить обучение.
  • Самое главное – возможность собирать профили оценки под себя из кучи готовых тестов, просто проставив галочки.
  • Второе самое главное – возможность загрузить свои тесты и использовать возможностями платформы для автоматизации отбора.
  • Третье самое главное – многофункциональность. У Proaction есть тесты не только для отбора кандидатов, но и для оценки действующих сотрудников, проведения групповых опросов и оценки 360.
  • Возможность с нуля разработать тесты под себя с помощью экспертов компании.

Минусы:

  • Нет общепрофессиональных тестов по хард скиллам. Но можно загрузить те, что разработали сами.
  • Опросники несколько однообразны. Хотелось бы видеть больше разных типов вопросов в тестах.
  • Было бы классно, если бы, как в некоторых других системах, здесь был многофакторный анализ по нескольким шкалам с выводом – чего ждать от человека по сумме разных качеств.
  • При создании теста нельзя СРАЗУ указать верный ответ. Приходится ПОТОМ заходить еще раз и выбирать его.
  • Система тарифов с подпиской на определенный срок. Если маленькой компании нужно закрыть пару должностей или оценить всего несколько сотрудников, то это неудобно. Но есть лайфхак – при небольших объемах тестирования можно договориться на покупку пакета тестов, и это будет дешевле. Лично обсуждал такой вариант с их менеджерами.

Может пригодиться – компании любого размера для автоматизации подбора и оценки персонала.

HR-сканер – сервис онлайн-оценки персонала для повышения скорости и точности найма.

Про HR-сканер мне приходилось слышать в бизнес-среде часто, так что нужно было познакомиться.

Доступ к системе – по кнопке на сайте можно посмотреть на систему в деморежиме. Интерфейс прост и лаконичен, но оценить, как все работает, не получится. Возможность самостоятельно отправить пробный тест, чтобы кого-нибудь протестировать, не предусмотрена.

После регистрации с вами свяжется менеджер, который, исходя из ваших потребностей, пришлет вам на почту пару тестов. После их прохождения (можете сделать это сами или отправить ссылку из письма кому-то из сотрудников) все тот же менеджер отправит вам результаты и подробно проконсультирует, как их интерпретировать.

Стоимость – от 19 800 рублей за 100 тестов. Предусмотрены несколько пакетов с разным количеством тестов, которые можно использовать неограниченное количество времени. Впрочем, сотню вы вряд ли растянете надолго. В среднем, этого хватит для закрытия пары-тройки вакансий.

Что за тесты – Оксфордский тест анализа личности по 10 показателям (в системе он называется «Тулс») + еще 4 теста, разработанных командой HR-сканера, среди которых универсальный тест для подбора продажников. Паспортов тестов или результатов их исследования я не видел. Есть еще система автоматических видеоинтервью, куда можно загрузить свои вопросы, а потом посмотреть записанные видеоответы.

Как протестировать – отправить кандидату ссылку на тест из системы. Вроде бы можно загрузить сразу пачку адресов и одной кнопкой разослать тесты сразу нескольким людям. Но менеджер не был полностью уверен в этой опции. Интеграция с HeadHunter и SuperJob позволяет отправлять тесты откликнувшимся на вакансии кандидатам прямо с этих площадок.

Как получить результаты – в своем личном кабинете в виде файлов с отчетами.

Плюсы:

  • Умеренная цена.
  • Пакет тестов можно расходовать в течение любого времени, пока они не закончатся.
  • Тестируются заранее прописанные факторы, которые действительно важны при приеме на работу, – активность, внимательность, настойчивость и т.д.
  • Помимо итогов по каждой шкале в отчете для «Тулс» есть описания синдромов – результат сочетания нескольких факторов, на которые работодателю стоит обратить внимание. То есть если высокая активность сама по себе – это неплохо, то в сочетании с другими проявленными качествами она может говорить, например, о склонности бросать дела незавершенными и переключаться на новые задачи.
  • После подключения обещали прислать шпаргалку про то, на какие качества обращать внимание при найме людей на популярные должности.

Минусы:

  • Оксфордский тест, если кто не знает, вышел из недр саентологии. Поэтому есть шанс, что кандидат погуглит вопросы, обнаружит, что ему прислали «сектантский» тест, и это испортит впечатление о компании-нанимателе.
  • Негибкость и ограниченность – всего пять тестов для любых должностей и компаний. Нет возможности выбрать и протестировать нужные именно вам факторы, составить свои профили оценки.
  • Нельзя добавить свой тест на платформу, чтобы его автоматизировать. А это требуется очень часто. Например, мы сами сейчас разработали новую концепцию и методики для тестирования маркетологов. Но в рамках функционала HR-сканера мы не можем их никуда запихнуть, чтобы использовать в своей работе.
  • Отчет (а точнее – список вопросов-ответов) для теста «Резалт» не очень хорошо читается. Сплошной текст, даже без номеров вопросов. Неудобно было находить нужные пункты.

Может пригодиться – мелкому и среднему бизнесу, который хочет ускорить и повысить точность подбора и не хочет сильно заморачиваться точностью оценки.

Технология подбора персонала Performia.

Услышав от кого-то, что тесты HR-сканера «списаны» с Performia, решил ознакомиться с первоисточником. И даже не испугался, когда гугл продолжил мой запрос предупреждающим «это секта».

Действительно, на сайте все туманно и расплывчато, включая восторженные отзывы. Перезвонивший после оставления заявки менеджер заверил, что тест у них есть, причем, «самый точный в мире». На вопрос «а на каком основании сделан такой вывод?», он объяснил, что на их личных ощущениях и отзывах клиентов.

К сожалению, приобщиться к этому тесту не удалось, потому что оказалось, что система требует примерно трехмесячного обучения собственника и эйчара. И только после этого вы, наконец, сможете тестировать своих кандидатов на их платформе. Еще вариант – отправлять кандидата на тестирование к их консультантам, которые затем расскажут о его сильных и слабых сторонах (8 500 рублей за кандидата).

Расстались сразу, о плюсах и минусах, пожалуй, промолчу.

И что в результате?

Остановились мы на Proaction. Эта система подошла нам наличием большого числа готовых методик, которые можно комбинировать, как угодно, и возможностью добавлять/создавать свои тесты. Поскольку я веду обучающие программы, меня дополнительно порадовало, что нашелся простой и гибкий инструмент, который можно посоветовать моим студентам.

Пару слов о том, как платформа участвует в нашем подборе.

Во-первых, мы заливаем на нее свои тесты, чтобы потом быстро рассылать их кандидатам и обрабатывать полученные результаты.

Во-вторых, мы используем их готовые тесты для оценки факторов, важных для конкретной должности. Например, при подборе операционного директора мы отправляем кандидатам 13 тестов. Из них 8 основных это: на тайм-менеджмент, логику, внимательность, инициативность, эмоциональный интеллект, ориентацию на результат, управление сотрудниками и социальную желательность.

Очевидно, что все эти качества пригодятся любому операционному диркетору, чтобы он мог хорошо справляться со своими задачами. Для других должностей – коммерческого директора, бизнес-ассистента, маркетолога – у нас есть свои наборы.

Тесты позволяют проверить наши гипотезы относительно кандидатов, подтвердить или опровергнуть видение, сложившееся после интервью и морфологического анализа. То есть получается эдакая независимая третья сторона для объективизации наших выводов. По нашим прикидкам, такая система оценки снижает влияние человеческого фактора до 7,2%, что, конечно, помогает нам эффективнее решать рабочие задачи.

П.С. Если вы хотите создать стратегию для своей компании - посмотрите наш сайт.

П.П.С. А если вы HR или консультант, добро пожаловать на ТГ-канал про стратсессии для опытных профессионалов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда