О будущем, инвестициях и решениях в посткоронавирусном мире: фрагменты интервью с Виктором Орловским

Виктор Орловский известен всем, кто следит за деятельностью крупнейшего банка нашей страны. Он – один из ключевых экспертов по развитию внутренних инновации на россииском рынке. Это благодаря его проекту по цифровой трасформации сберкассы превратились в диджитальный банк, которым мы с удовольствием пользуемся сейчас. Построив успешную карьеру в Сбербанке, Виктор отправился покорять Кремниевую долину. И сегодня возглавляет фонд Fort Ross Ventures, под управлением которого находится более 350 миллионов долларов.

На открытой встрече в бизнес-клубе «Атланты» основатель венчурного фонда рассказал об организации работы в посткоронавирусном мире, секретах успешного инвестирования и прогнозах в сферах медицины и образования.

Основатель, управляющий партнер Fort Ross Ventures, гость бизнес-клуба «Атланты»
Основатель, управляющий партнер Fort Ross Ventures, гость бизнес-клуба «Атланты»

Как принимают решения в венчурном фонде Fort Ross Ventures

«Главное правило: решать быстро.

Мы с командой очень сильно повысили скорость коммуникации, несмотря на то, что мы в разных географических зонах: Израиль, Москва, Калифорния. Мы собирались вместе и работали в режиме реального времени. Представьте себе, что наш Zoom все время включен и мы работаем как одна команда, по крайней мере, когда не спим. Мы никого не жалели, и там, где надо было отрезать, мы отрезали. В кризис выигрывает тот, кто умеет быстро принимать решения и быстро реагировать на ситуацию – выигрывает. Это был ключ к нашему общему успеху и многие из наших компаний продлили свое существование.

Расскажу на примере стартапов. Люди составляют главный расход компании. В одной компании мы обсуждали сокращение расходов на 30% и дали рекомендации по сокращению окладов персонала. Но СEO, который обходился компании дороже всех, решил отказаться от собственной зарплаты в пользу сотрудников. Он считал: люди покинут компанию из-за новых финансовых условий. Сокращения окладов всё равно были – совет директоров настоял на своем решении, но ни один сотрудник не ушел. Рынок изменился: люди понимают, как тяжело сейчас бизнесу и многие болеют душой за компанию. К тожу же, многим теперь просто некуда уходить. Этот год кардинально изменил психологию людей».

Во что инвестирует Fort Ross Ventures

«Мы инвестируем не в продукт и не в технологии – мы инвестируем в команду и бизнес. Как правило, на этапе инвестирования бизнес уже приносит минимум 7-8 миллионов долларов дохода, и у него есть определенная история. Поэтому, для нас очень важны: размер рынка, в которой целятся стартапы; эволюция этого рынка, и конкуренция на нем. Большую роль играет способность основателя нанимать и привлекать экстра талантливых людей в свою команду. Так же важна юнит-экономика – сможет ли этот проект в теории и на практике зарабатывать деньги, сможет ли выйти на IPO. В цифровом бизнесе технологии – это и есть продукт, вы не можете провести границу между ними, поэтому, конечно, мы вкладываем только в технологический бизнес».

Как изменится медицина

«Думаю, что цифровая медицина изменится намного раньше, чем через 10 лет. Медицина до сегодняшнего дня – абсолютно традиционная аналоговая история. Нас ждут глобальные перемены: телемедицина, врачи, измеряющее вам температуру по Zoom и более комплексные решения.

Мы долго сопротивлялись внедрению цифровых технологий. Вы сами хотите попасть на прием к молодому инновационному врачу? Думаю, что нет. Часто люди предпочитают консервативных врачей, которые не будут экспериментировать на пациентах.

Врачи, медработники, администраторы в медучреждениях не только в России, но во всем мире – это очень консервативные люди, поэтому внедрение технологических инноваций в эту индустрию очень долгий и тяжелый процесс.

Мой прогноз: мы увидим много цифровой медицины, особенно, среди ТОП-10 американских компаний, а через 10 лет – минимум одну компанию по телемедицине.

В цифровом бизнесе существует правило «60, 30 и все остальное». Первый игрок занимает 60% рынка, второй игрок – 30%, потом третий – 5%, и еще 50 игроков, который делят оставшуюся часть ниши. Не зря Amazon, Apple, Facebook и Google делают большие вложения в медицину, они как раз не хотят, чтобы там появился какой-то стартап, который может занять 60% рынка».

Как изменится сфера образования

«Сдвиг в сторону онлайн-образования назревал давно. Это как землетрясение, которое происходит в последний момент, когда порода уже не может совладать с напряжением.

Объём рынка образования в США больше трех триллионов долларов, и я думаю, что еще одна компания, которая попадет в список ТОП-10 компаний в 2030 году, будет глобальной компанией в области образования. Нецифровой бизнес отличается от цифрового бизнеса не тем что, у него есть онлайн-приложение или хороший веб-сайт, а тем насколько он может масштабироваться. Если вы можете масштабироваться за счёт технологий, а не органического роста, то вам не нужно строить 100 тысяч новых школ. Рынок образования в мире, и в России фантастически большой, просто онлайн-формат очень долго приходил в эту индустрию.

Сейчас дистанционное обучение является абсолютной нормой, и на вопрос, может ли Стэнфорд продать свои кампуса и тоже перейти в онлайн через 10 лет, я отвечаю – не исключено. Возможно, останутся только исследовательские корпуса, которым нужны оффлайн-лаборатории, а весь образовательный процесс перейдет в онлайн.

Этот переход фантастическим образом окажет влияние на развитие мира в целом, потому что теперь мальчик из Ферганской долины, подключенный к интернету, сможет получить качественное образование, не уезжая из этой Ферганской долины, и это очень круто. Я считаю, что если что-то такое человечеству может сильно помочь, то это глобальное онлайн-образование».

44
Начать дискуссию