{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как бизнесу выбрать разработчиков, которые не разорят и не подведут

Всем привет! Меня зовут Иван Афанов, я — операционный директор digital-интегратора Garpix. Уже более 10 лет руковожу бизнесом на разных уровнях. Одна из моих задач — оценка эффективности бизнес-процессов.

В этой статье я расскажу, как бизнесу выбрать надежных разработчиков, которые не подведут по качеству работы, срокам и бюджету. Подскажу, на что обратить внимание при заказе разработки программного обеспечения, когда на рынке десятки привлекательных предложений.

Подбирая подрядчика для digital-проекта, менеджеры бизнеса и сотрудники госкомпаний проделывают большую работу онлайн и офлайн, отсеивая неподходящие варианты. Чтение отзывов в Интернете, ознакомление с презентациями, личное общение с отделом продаж агентства. На кону солидный бюджет (и куча нервов), хочется и сэкономить, и не прогадать.

Иногда бизнес выбирает не обращаться к одному агентству, чтобы комплексно закрыть вопрос с разработкой, а дробит задачи по проекту, распределяя их между исполнителями. Приходится сделать выбор между зрелыми состоявшимися командами (с высокой стоимостью услуг) и амбициозными, но непроверенными новичками.

Я больше 10 лет работаю в IT как на стороне клиента, так и на стороне подрядчика. По опыту знаю, какие риски возникают при поиске команды разработки, как их распознать и избежать, на чем экономить, а на чем нежелательно. Расскажу, как на старте выявить неопытных или неквалифицированных разработчиков и отказаться от их услуг. Это поможет вам трезво оценить уровень надежности, пунктуальности и профессионализма агентства до подписания договора.

Эти группы рисков возникают при выборе разработчиков на проект:

  • Технические риски

а) Качество онбординга на пресейле

Если у агентства мало ресурсов на погружение технической команды в проект на пресейле, оно на старте делает поверхностные предложения. Заранее не предусматриваются многие риски.

В Garpix сложилась практика выделять не менее 2 недель на прояснение деталей, составление сметы и предварительной технической документации по проекту. К брифу мы привлекаем бизнес-аналитика. В пресейле участвуют тимлид, техлид, аналитик, арт-директор и, непосредственно, руководитель проекта.

Привлечение опытных специалистов помогает увидеть подводные камни и специфику проекта до подписания контракта. У начинающих агентств нет столько ресурсов на онбординг. Их оценки и артефакты зачастую недостаточно детализированы.

б) Наличие экспертизы по проекту

Чем больше кейсов в портфолио агентства, тем выше вероятность, что команда четко понимает, как решать задачи на проекте, и сталкивалась с ними. Возможно, бизнесу требуется типовое решение, а отличаются частные детали. Не нужно писать модули с нуля, а ресерч не займет много времени.

Ключевая команда Garpix работает в компании от 3 и более лет. Это опытные разработчики, состоявшиеся в профессии. За 13 лет на рынке в портфолио агентства набралось 400+ проектов для бизнеса и государства по разным тематикам. Мы не стремимся охватить все ниши разом, а специализируемся на некоторых сферах (например, производство, e-commerce, госсектор) и усиливаем компетенции в них.

Важно заметить, что отсутствие в портфолио релевантных кейсов не всегда означает, что агентство не может реализовать проект. Иногда подрядчики излишне диктуют клиентам, как сделать правильно. Так, агентство может не прислушаться к бизнесу и его задачам просто потому, что «мы так уже делали». В этом плане молодые или неопытные подрядчики чаще выигрывают, поскольку внимательнее относятся к пожеланиям клиента. В идеале надо совмещать: релевантный опыт + запросы бизнеса.

в) Качество и глубина сметы

Компании выставляют сметы по-разному, но как бы они это ни делали, для клиента важно получить ясное понимание стоимости работ и уверенность в оценке бюджета и рисков. Поверхностная смета не дает сделать это надежно.

Мы в Garpix предпочитаем декомпозировать каждую задачу после брифа. Любой блок проекта выделяется в отдельный раздел, и по нему детально прорабатывается список тасков. Из сметы очевидно, сколько времени и денег уйдет на верстку, дизайн, бэкенд, тестирование.

Пример нашей сметы для одного из проектов. Конфиденциальную информацию не отображаем. 

г) Технологический стек

Можно подумать, что сильные компетентные агентства — те, кто берется за проекты с любым стеком, но это не так. На мой взгляд, у крупных и взрослых игроков отсутствует многостековость в аутсорс-проектах. Они последовательно накапливают техническую экспертизу в не более чем 3-4 стеках. Такой команде легче предложить экспертное решение в ответ на задачи от клиента.

Молодые компании продают всё подряд ради прибыли. Они ищут подходящие решения, уже продав услуги бизнесу. Часто неопытные компании прогибаются под «хотелки» заказчика, не обладая экспертизой в реализации задачи. Это увеличивает сроки, нужные на поиск решения, или ведёт к неудачному выбору.

д) Качество документации по проекту

Отсутствие или низкое качество документации по проекту приводит к рассинхрону понимания задач между подрядчиком и заказчиком. Чтобы агентство могло уделить достаточно внимания проработке документации, оно должно иметь в штате сильных аналитиков.

При подготовке документов учитывается, является ли компания частной или государственной, и требуется ли ей строгое соблюдение ГОСТ. Если нужно сделать документы по ГОСТ, на задачу закладывается больше времени, и к работе привлекают технических писателей.

  • Финансовые риски

Главный предмет тревоги многих клиентов — уложится ли подрядчик в обещанный им бюджет, или произойдет резкое увеличение сметы. Хочется вычислить ненадежного исполнителя до того, как договориться с ним о контракте на крупную сумму. Что влияет на возможные финансовые риски?

а) Насколько реалистично агентство закладывает время на проект.

Агентство с опытом работы в digital взвешенно закладывает время на проект с учетом всех требований и итогов предпроектной аналитики. Сотрудники агентства выставляют реалистичные оценки при подготовке сметы. Они могут порекомендовать клиенту, как скорректировать процессы, и от чего отказаться сразу. Если агентство экономит на аналитике, о точности при оценке времени и бюджета проекта говорить не приходится. Что-то да не будет учтено.

б) В какой финансовой ситуации находится компания подрядчика и компания клиента, доступна ли информация об этом.

Нехватка оборотных средств у подрядчика и кассовые разрывы, неспособность работать в отсрочку могут привести к поистине террористическим методам выбивания дебиторки. В духе: «Если завтра не будет денег, мы останавливаем проект». Если заказчик не заплатил в срок, агентство может обратиться к коллекторам.

Небольшие агентства не могут позволить себе отсрочку платежей со стороны клиентов. Они часто работают по предоплате 100%. Все процессы у агентства напрямую зависят от того, вовремя ли клиент заплатит.

Поделюсь опытом Garpix. Сейчас мы делаем отсрочки платежей для клиентов, если у них возникают сложности с оплатой. Согласуем график оплаты услуг с учетом процессов, принятых у заказчика. Изучаем среду клиента: процессы согласования и подписания контрактов, удобные объемы траншей в зависимости от бюджета.

в) Много ли у агентства клиентов.

Если у агентства мало заказов на разработку ПО, или пока заказы мелкие, возникает соблазн завышать часы работ. Это позволяет быстро повысить прибыльность компании. Не все идут на такой шаг, но его нужно иметь в виду.

г) Рентабельность проекта.

Garpix на каждом этапе отслеживает трудозатраты и косты, совпадение плана по рентабельности проекта с реальным положением дел. Наши коллеги с опытом на рынке 10+ действуют аналогично.

Со временем мы поняли, что в формате Fix Price нам работать не нравится. Это не всегда удобно и эффективно. Чаще всего взаимодействуем с клиентами в форматах T&M и Retainer. Когда работали “по фиксу”, периодически сталкивались с проблемными проектами и уходили в минус из-за появления дополнительных трудозатрат и незапланированных пожеланий клиентов.

Тот факт, бросает ли агентство убыточные проекты, показателен. Компетентные разработчики умеют признавать ошибки. Если они не заложили риски и ушли в минус, работа не должна быть брошена на полпути. Даже, если проект кажется безнадежным и портит настроение команде. :(

Нам доводилось работать на убыточных проектах. Это неприятно, но и я, и мои коллеги считаем принципиальным завершать взятые на себя задачи.

Агентствам с многолетней историей на рынке важна репутация. Они готовы брать ответственность и вести переговоры, а не бросать дела и отмалчиваться.

д) Меняются ли рейты разработчиков и итоговая стоимость работ.

Я рекомендую представителям бизнеса заранее выяснять, фиксируются ли рейты разработчиков на момент подписания договора, или они могут измениться в процессе.

В нашем случае мы фиксируем рейты по проекту на определенный срок, если изначально понимаем длительность проекта. Тогда при реализации проекта ни один рейт не меняется из-за колебания рынка и изменения курсов. Чтобы для клиентов была прозрачна выработка по проектам, наша команда предоставляет им доступ к Jira. В таск-трекере заказчики видят онлайн, сколько часов и кем отработано, сколько работ запланировано и т.д.

  • Коммуникационные риски

Качество коммуникации между представителями клиента и разработчиками на проекте решает, как быстро и эффективно будут выполняться задачи. Общение не должно быть стрессом, когда непонятно, кто за что отвечает, у кого получить нужную информацию, зачем эти активности, и какие результаты будут в конце.

Потенциальных сложностей в коммуникации на проекте может возникнуть много. Проджект-менеджер со стороны агентства и продакт-менеджер клиента не смогут найти общий язык, сработаться. Копить проблемы или действовать? Мы предпочитаем превентивно поменять проджект-менеджера, отвечающего за проект, а не ждать, пока он погрязнет в блокерах. И изначально ответственно подойти к выбору PM — принимаем в штат специалистов с опытом в профессии не менее 3 лет.

Не меньше сложностей возникнет, если на проекте трудятся бизнес-аналитики с плохими софт скилами. Аналитики переводят пожелания бизнеса на язык разработки. Если они не умеют общаться (а уж не то, чтобы выполнять остальные задачи), ничего хорошего проект не ждет.

Работа и коммуникации по проекту затянутся, если сотрудники перегружены, а проект клиента не является приоритетным. Разрешение сложностей, обратная связь между заказчиком и разработкой, выбор решений — не проблема, если агентство выделяет достаточно специалистов на проект, в том числе, звездных.

Топ-менеджеры Garpix готовы оперативно подключиться к задачам, если возникают сложные места или недопонимание с бизнесом. Их экспертиза (и работа на рынке около 10-15 лет) позволяет эскалировать помощь в решении проблем.

Заказчик должен знать, кто отвечает за проект, в какой системе посмотреть статус работ и документы. Разработчики должны понимать, кто принимает решения по продукту, какие есть ожидания, когда ждать обратную связь.

  • Репутационные риски

IT-комьюнити — тесный мирок, он славится тем, что многие разработчики давно знают друг друга. Команды и их клиенты делятся опытом совместной работы, особенностями процессов и взаимодействия. Иногда репутация (как отдельного специалиста, так и компании) может пострадать от дезинформации, распространяемой клиентами или конкурентами.

Не секрет, что даже у ответственных команд не все идет идеально. И не всегда компании получают положительные отзывы на хорошо сделанную работу.

Как выбрать надежных исполнителей в плане репутации? Соберите отзывы о компании, не полагаясь на один устный или интернет-источник. Отзывы на тендерах, рейтинги разработки, опыт конкретных клиентов, отношение к разработчикам в IT-среде — это поможет сложить более объективное мнение.

Агентства с положительной репутацией могут похвастаться позитивными отзывами от коллег по цеху. Их объединяет многое: сотрудничество по проектам, посещение профильных форумов, опыт совместной работы.

Что я советую клиентам при поиске опытных исполнителей в digital

Прежде всего, тщательно проверяйте всю информацию, полученную от агентства. «У нас много подобных кейсов» — каких именно? «Мы работали с десятками крутых клиентов» — с кем? Попросите подрядчика показать договор с крупным клиентом и дать контакты для получения рекомендаций.

Компетентность разработчиков повлияет на многое: это и скорость выполнения работы на проекте, и ведение процессов, и коммуникации. Какие ещё характеристики свидетельствуют о высокой квалификации разработчиков:

  • Внушительный клиентский портфель и работа с крупными брендами.

Кейс для крупного бренда дает команде понимание, что нужно бизнесу, и как с ним эффективно работать. Чем больше проектов в портфолио, тем больше вероятность, что разработчики знакомы с тематикой проекта. Уточните, есть ли у подрядчика сильные кейсы в вашей нише и обратите на них наибольшее внимание. В портфолио Garpix много кейсов для промышленных предприятий, государственных организаций, бизнеса из отрасли e-commerce.

Мы можем похвастаться множеством реализованных сложных проектов:

Корпоративный сайт владивостокского морского торгового порта

Сайт для группы компаний СК Континент

Маркетплейс “Профмаркет”

Образовательная платформа для Международной Академии логистики

Развитие мобильного приложения для компании Система Глобус

  • Стаж на рынке.

Большой стаж агентства на рынке, как и внушительное по объему портфолио — знак того, что за егоплечами десятки, а то и сотни успешно реализованных проектов. Агентство выполняет взятые на себя обязательства.

Garpix предлагает услуги бизнесу и государству уже 13 лет, и с каждым годом команда становится всё сильнее и востребованнее. В первые годы на рынке мы нередко ошибались, набивали шишки, но с тех пор многому научились.

  • Опыт специалистов.

Бюджет проекта определяет компетентность команды разработки. Компания, готовая работать за небольшой бюджет, не может привлечь к участию в проекте много аналитиков, QA-специалистов, проектировщиков. Уровень специалистов ограничен новичками и middle.

Зрелое агентство привлекает к работе специалистов с опытом в разработке от 3, а, cкорее, от 5-7 лет и стремится нанять опытных стабильных разработчиков уровнем не ниже middle и senior, а также «звезд» рынка.

Я рекомендую клиентам еще на старте запрашивать CV всей команды, включая проджекта, и задавать вопросы, позволяющие уточнить опыт сотрудников.

  • Текучка кадров.

Подрядчик должен учитывать риск ухода разработчиков из команды и быть готов предоставить резервного сотрудника. У неуспешных или начинающих агентств часто наблюдается текучка кадров. Сильных программистов, дизайнеров, проектировщиков и аналитиков переманивают к себе крупные агентства. Иногда это происходит посреди реализации того или иного проекта, что совершенно невыгодно его заказчикам.

  • Стек и его обновление.

Например, на Bitrix работают буквально все, но только крупные агентства могут пройти сертификацию на лицензию «Энтерпрайз». Проверить благонадежность подрядчика можно, запросив численность и список штатных разработчиков по интересующему стеку.

Уровень благосостояния и успешности агентства выдает наличие в его штате дорогих разработчиков. Например, специалисты по Python, Java, мобильным языкам разработки обходятся компаниям дорого. Не все их могут себе позволить. А вот c Wordpress, Bitrix, Tilda, сайтами на шаблонах работают как начинающие, так и опытные агентства.

Любая сильная команда следит за стеком и меняет его, адаптируясь к технологическим запросам и реалиями рынка. В зависимости от профиля агентства в стек должны входить популярные языки программирования и фреймворки.

  • Участие агентства в рейтингах для разработчиков.

Для участия в рейтингах компания заполняет информацию о себе и подтверждает данные о финансовых показателях. Оргкомитет рейтингов проверяет эту информацию и ранжирует агентства в зависимости от профессионализма и успешности. Иногда компании оплачивают сертификацию, и тогда аудиторы от крупных рейтингов проводят углубленную проверку всех составляющих их работы.

Если вы изучите рейтинг по интересующей вас нише, как минимум, проверите, что выбранные подрядчики не считаются неблагонадежными исполнителями в кругу экспертов.

Garpix много лет участвует в конкурсах и отраслевых рейтингах разработки и получает ведущие места. В 2022 году мы, например, привезли пять наград с digital-конкурса Tagline Awards, включая 2 золота. Агентство получило 1 место в номинации «Лучшее IT-решение, разработка и интеграция» и «Лучший ритейл- и ecommerce проект» (Garpix Load System).

  • Готовность создать масштабируемое решение.

Агентство, для которого важны результат и репутация, ответственно ведёт себя на всех этапах работы. Внедряя функциональности, команда должна правильно расставлять приоритеты, учитывать запросы рынка и перспективы развития продукта.

Команда не спешит добавлять новые фичи и экспериментировать с дизайном, а последовательно дорабатывает продукт. В идеале, создаваемые решения должны без затруднения поддерживаться инхаус-командой после релиза.

  • Умение работать с государством и бизнесом на одинаковом уровне качества.

Если компания способна строить отношения с государством, это тоже указывает на её экспертность. Бизнесу известно, какие жесткие требования к подрядчикам предъявляют госкомпании. Назовем это знаком качества (и немалого терпения).

Для получения госзаказа от разработчика требуется: подготовка документов по ГОСТ, участие в тендерах с соблюдением правил оформления документов, соответствие жестким требованиям к обработке данных и т.д.

  • Быстрый запуск процессов и предоставление команды.

Крупные агентства, даже несмотря на их востребованность, могут быстро обеспечить клиента разработчиками. В силу опыта они быстро готовят документы и запускают процессы.

Небольшие или недавно появившиеся на рынке агентства тоже могут стартовать, а предоставить надолго лучших разработчиков им проблемно. Специалистов быстро переключают с проекта на проект.

В штате Garpix 350 разработчиков (и это, если не учитывать партнерскую сеть). Для агентства не проблематично надолго выделить команду специалистов.

  • Высокое качество тестирования digital-продуктов.

Команда подрядчика должна обеспечивать работу всех функциональностей в рамках решения без багов и создавать положительный UX. Для достижения высокого качества продукта опытная команда тестирует его на всех этапах.

Тестирование решений оценивается и проходит по-разному. Работа QA-специалистов учитывается в смете проекта и при оценке длительности проекта. Так, Garpix закладывает 20-25% от общего скоупа работ на тестирование и проводит его на протяжении всей разработки.

***

Вы ищете команду разработчиков? Не жалейте времени на ее поиск. Экономить на подрядчиках, отказываться от приоритетных услуг — на это можно идти только, если у вас много времени на проект, и вы готовы к переделкам и рискам, о которых я рассказал в статье.

Компонентные разработчики однозначно обойдутся дороже, но и результат сотрудничества с ними вас порадует. Работа будет сделана профессионально, в срок, а специалисты помогут вам правильно выбрать технические решения.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда