Управление по ценностям или как создать ценностное ядро инновационной команды

Проверено на практике, что самые устойчивые и эффективные команды выстроены вокруг единого ценностного ядра.

Для понимания того, что такое ценностное ядро, лучше всего подойдут круги Эйлера.

Управление по ценностям или как создать ценностное ядро инновационной команды

Как создать ценностное ядро инновационной команды?

Технология формирования выглядит следующим образом:

Шаг 1. Выбор ценностной модели или формирование своей.

Для простоты возьмем одну из самых известных ценностных моделей - модель Рокича. Она включает в себя ряд терминальных ценностей (список А) и инструментальных (список Б).

Список А (терминальные ценности)
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность
жизни);
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
и другие.
Список Б (инструментальные ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи,
- порядок в делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
и другие.

Полный список ценностей по модели Рокича здесь.

Шаг 2. Определение целевого профиля инновационной команды из набора ценностей.

Если за основу мы берем модель Рокича, то команда должна выбрать из всего списка от 6 до 10 ценностей, которые должны быть у идеальной по их мнению инновационной команды.

Например этот набор может быть следующим:

Список А (терминальные ценности)
1. Общественное признаний (уважение окружающих).
2. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора,
общей культуры, интеллектуальное развитие).
3. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное
совершенствование).
4. Творчество (возможность творческой деятельности).
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних
противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности)
6. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
7. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать
обдуманные, рациональные решения).
8 Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные
вкусы, обычаи, привычки).
9. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
10. чуткость (заботливость).

Шаг 3. Формирование индивидуального набора ценностей
Каждый член команды выбирает от 6 до 10 ценностей из списка Рокича, которые он считает самыми важными для его личности.

Шаг 4. Наслоение личностных ценностных профилей на идеальную ценностную модель команды.

Если это делать с помощью сервиса Miro.com то выглядеть это может примерно так:

Управление по ценностям или как создать ценностное ядро инновационной команды

Команда смотрит какие ценности превалируют у всех ее участников - так называемое ценностное ядро команды, на чем они будут выезжать в трудные минуты боя, и смотрят, по каким ценностям у них недобор, а также на то, как они с этим будут справляться.

Из примера видно, что ценностным ядром команды является уверенность в себе. У троих из четверых членов команды присутствуют во главе такие ценности как познание и эффективность в делах.

Однако, такие краеугольные ценности как развитие и работа над собой, смелость в отстаивании своего мнения и взглядов, широта взглядов, рационализм имеются лишь у одного или двоих членов команды, а потребность в общественном признании, что также немаловажно для инноватора - отсутствует.

С точки зрения устойчивости, на трех ценностях команда будет достаточно устойчивой, и с высокой долей вероятности в команде будет достаточно хороший микроклимат для реализации проекта, а ее члены скорее всего продолжат дружить и после его завершения. Но без смелости в отстаивании своих идей на одной уверенности в себе и жажде познания команда скорее всего не "вывезет" инновационный проект. Что с этим делать, решать руководителю. Задача методики лишь показать то, что будет очевидно в процессе работы над проектом.

Если статья показалась Вам полезной, буду рад видеть в своих подписчиках в телеграм-группе.

Начать дискуссию