Смотреть и слушать. 8 фильмов с лучшим саундтреком

Текст: Алена Евгеньева

Грамотно продуманный саундтрек, который надолго остается с нами после финальных титров, — отдельное искусство. Вспомнили фильмы, которые не только приятно смотреть, но и слушать.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«Лихорадка субботнего вечера» (1977), Джон Бэдэм

Все знают легендарную композицию Stayin' Alive, ставшую, пожалуй, главным воплощением эпохи диско. Но не все в курсе, что песня была записана специально для фильма «Лихорадка субботнего вечера»: под нее и ряд других композиций братьев Bee Gees роскошно танцевал молодой Джон Траволта. Саундтрек, записанный и спродюсированный самим музыкальным трио, полгода оставался на вершине чарта Billboard, 15 раз становился платиновым в США и получил премию «Грэмми» как альбом года. В общем, держим пари, после фильма вы подсядите на диско, запишетесь на танцы и начнете искать, где купить брюки клеш.

Кадр из фильма «Лихорадка субботнего вечера»

«Пурпурный дождь» (1984), Альберт Маньоли

Фильм-сама музыка, вольно рассказывающий биографию музыканта и певца Принса, с ним же в главной роли. В 2007 году журнал Vanity Fair признал музыкальное сопровождение фильма лучшим саундтреком всех времен и народов, вместе с тем отметив, что картина запоминается и чуть ли не худшей актерской игрой. Автором саундтрека выступил сам Принс, он также выпустил его отдельной пластинкой.

«Звуковое сопровождение к этому фильму — это безупречная комбинация фанка, R&B, поп-музыки, металла и психоделии, точно отражающая звуковую палитру восьмидесятых», — отметили в Vanity Fair. Мы же добавим, что после просмотра вам не только захочется снова и снова переслушивать отдельные композиции, но и носить жабо, фиолетовые пиджаки и пайетки, которые так обожал Принс.

«Пурпурный дождь»

«Славные парни» (1990), Мартин Скорсезе
Мы уже писали, что Скорсезе — огромный фанат и знаток музыки, обладающий безупречным вкусом. Об этом говорят и саундтреки его фильмов. Так, в «Славных парнях» можно услышать целый кладезь великолепных треков, покрывающих в хронологическом порядке два десятилетия: 1950-е и 1960-е, в которых разворачиваются действия фильма. В частности, композиции The Rolling Stones, Мика Джаггера, Сида Вишеса и женских групп вроде The Crystals и The Shangri-Las, которые потрясающе контрастируют с токсичной маскулинностью персонажей. Вообще, каждый трек в «Славных парнях» стоит на своем месте — слова песен так или иначе комментируют сцену или описывают героя. Иногда с этой же целью треки вклиниваются между репликами диалогов.

Кадр из фильма «Славные парни»

«Криминальное чтиво» (1994), Квентин Тарантино

«Одна из вещей, которые я делаю, когда приступаю к работе над фильмом (пишу сценарий или обдумываю идею), — просматриваю свою коллекцию пластинок и просто заслушиваю песни, пытаясь нащупать индивидуальность фильма, найти его дух», — написал Тарантино в буклете к The Tarantino Connection, сборнику песен из своих фильмов.

Музыка в работах Квентина — сюжетообразующий элемент, полноценный герой, залог колорита, за который многие и обожают режиссера. Благодаря Тарантино, многие песни обретают вторую жизнь, набирают популярность у широкой публики, а фрагменты его фильмов становятся новыми клипами для подзабытых исполнителей. Одной из самых выдающихся с точки зрения музыки считается его картина «Криминальное чтиво». Чего только стоит композиция Never Can Tell Чака Берри, под которую отплясывают Ума Турман и Джон Траволта, или Girl, You'll Be a Woman Soon группы Urge Overkill, с которой ассоциируется еще одна танцевальная сцена с Умой. В общем, четвертое место в списке лучших саундтреков всех времен и народов Vanity Fair говорит само за себя.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«Ромео + Джульетта» (1996), Баз Лурман

Молодой Леонардо ДиКаприо — отнюдь не единственное, ради чего стоит смотреть переосмысленную на гангстерский лад историю Шекспира. Саундтрек, в полной мере передающий дух 1990-х, тоже заслуживает здесь внимания. Чего только стоит трек Exit Music (for a film), который группа Radiohead сочинила по просьбе База Лурмана специально для титров, или ремикс на трек #1 Crush группы Garbage, который месяц продержался на первой строчке в чарте Billboard Alternative Airplay.

Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»

«Почти знаменит» (2000), Кэмерон Кроу

Режиссер фильма Кэмерон Кроу знал куда целится, чтобы получить премию «Грэмми» за лучший саундтрек: с 13 лет он писал музыкальные обзоры, а в юности был помощником редактора журнала Rolling Stone. За время работы в издании Кроу успел проинтервьюировать Боба Дилана, Дэвида Боуи, группу Led Zeppelin и кого только не. В 2000 году он переосмыслил свой опыт в полуавтобиографическом фильме про юного музыкального журналиста, который отправляется в турне с вымышленной группой Stillwater по редакционному заданию.

«Почти знаменит» — не только личная история, но и любовное послание Кроу музыке 1970-х. Здесь звучат и вышеупомянутые Боуи с Led Zeppelin, и Элтон Джон, а еще оригинальные песни, сочиненные для Stillwater. Сочинял их не кто иной, как сам режиссер вместе со своей женой Нэнси Уилсон, экс-гитаристкой группы Heart.

Кадр из фильма «Почти знаменит»

«Внутри Льюина Дэвиса» (2013), братья Коэны

«Близкий к шедевральности саундтрек», — так отозвался о музыкальной части фильма кинокритик Антон Долин. За музыку в фильме были ответственны сами братья Коэны, музыкант Ти-Боун Бернетт, а также актеры сериала (от Оскара Айзека до Джастина Тимберлейка и Адама Драйвера), которые все исполняли сами. Поскольку действия фильма происходят в Нью-Йорке 1960-х годов, в саундтреке задействована фолк-музыка, которая в то время переживала свой пик популярности. За исключением двух треков (Farewell Боба Дилана и Green, Green Rocky Road Дэйва Ван Ронка), все треки были записаны специально для фильма.

Кадр из фильма «Внутри Льюина Дэвиса»

«Черная пантера» (2018), Райан Куглер

Ажиотаж вокруг кинокомикса об одноименном персонаже несколько поутих, однако его саундтрек прочно застолбил себе место в истории. Он перерос в полноценный самостоятельный проект, альбом Black Panther: The Album, который Кендрик Ламар — самый обласканный критиками рэпер нашего времени — записал под влиянием фильма. Только 3 из 14 треков из альбома звучат в самой киноленте, но именно она сподвигла рэпера записать пластинку, поднимающую социальные проблемы современности (главным образом, конечно, касающиеся темнокожих), и вместе с тем утвердить фильм Куглера в статусе политического высказывания.

Кадр из фильма «Черная пантера»
0
1 комментарий
Эльвира Асарова

оххх если сейчас начну перечислять это займет долгое, долгое время...

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда