Почему бизнесу не нужно бояться фрилансеров

Рост платформенной экономики — это один из трендов Четвертой промышленной революции. Кроме робототехники и искусственного интеллекта, Индустрия 4.0 развивает электронную коммерцию, мобильные платежи и платформы, на которых уже сейчас зарегистрированы миллионы фрилансеров. Несмотря на то, что фрилансеры составляют 30% от всех работников в мире, бизнес в России все ещё с недоверием относится к работе с внештатными специалистами. Почему не нужно бояться фрилансеров, читайте в статье.

Платформенная занятость — это новая форма занятости, которая представлена почти во всех отраслях экономики, но больше всего она распространена в областях ИТ, медиа, обработки данных, в финансах и страховании. Одна из ее разновидностей — это онлайн-фриланс, когда квалифицированные работники ищут на платформах работодателей, а руководители компаний — талантливых специалистов. Для бизнеса это возможность оптимизировать процесс найма за счёт снижения издержек, для специалистов — возможность выбирать задачи и контролировать загрузку. По данным Mckinsey, к 2025 году онлайн-платформы принесут $2,7 трлн мировому ВВП.

Компании, которые только осваиваются в гиг-экономике, с осторожностью относятся к поиску специалистов на платформах, потому что вокруг работы с фрилансерами есть мифы, которые отталкивают руководителей.

1. Фрилансеры — это неквалифицированные работники

Биржи фрилансеров поучаствовали в формировании негативного имиджа фриланс-работников. Существует мнение, будто это молодые, неквалифицированные специалисты без образования, которые готовы штамповать одинаковые проекты за низкую оплату. Или профессионалы, на которых нельзя положиться, потому что они работают по своему собственному графику, могут сделать работу некачественно или исчезнуть в любой момент.

На самом деле количество людей, занятых в гиг-экономике, с каждым годом растёт, туда приходят и высококлассные профессионалы. Всегда можно проверить квалификацию профессионала с помощью тестового задания или короткого онлайн-интервью, а все права и обязанности прописать в договоре.

Средний возраст фрилансера 40 лет. 70% всех фрилансеров это люди с высшим образованием, 20% учатся в вузах.

Социологи ВШЭ собрали статистику, согласно которой фрилансеры трудятся больше, чем наемные работники — в среднем 52 часа в неделю. Несмотря на возможность работать в любое время, «чистые» фрилансеры, которые не совмещают проекты с офисом, предпочитают заниматься делами с 12 до 18 часов.

Фрилансеры часто работают в разных компаниях, выполняют много задач, которые расширяют их профессиональный кругозор. Для бизнеса — это доступ к обширным знаниям и уникальной информации извне, которой обладает специалист, не привязанный к одной сфере.

2. Фрилансеры нарушают дедлайны

Бизнес опасается, что фрилансеры не всегда соблюдают сроки. Но на деле независимый работник заинтересован в том, чтобы быстро справиться с задачей и переключиться на следующий проект. Заработок фрилансера напрямую связан с его занятостью, поэтому такой специалист не может себе позволить тратить много времени впустую. В работе с фрилансером важна четкая постановка задач и дедлайнов. Можно разбивать задачу на спринты, фиксировать наполнение каждого этапа работы и все договоренности. Конечно, лучше работать с проверенными подрядчиками. В любом случае компания должна подготовить ясное ТЗ, оценить стоимость работы и время, которое отводится на ее выполнение. Часто руководителю трудно это сделать, если он далёк от сферы, в которой работает фрилансер.

На Профессионалах 4.0 оценку рынка проводят эксперты в области рекрутинга и HR, со сроками и ТЗ помогает определиться бриф-менеджер.

Независимый сотрудник замотивирован выполнять работу качественно и быстро, поскольку карьера фрилансера во многом зависит от отзывов и рекомендаций. Личный бренд играет важную роль для профессионала в гиг-экономике, поэтому фрилансеры не заинтересованы в том, чтобы рисковать своей профессиональной репутацией и нарушать договоренности с компанией.

3. Фрилансеры не укладываются в бюджет

Природа внештатной работы учит фрилансера управлять своим временем и бюджетом. Фрилансеры сегодня — агенты цифровой экономики, представители новых профессий, поэтому к ним нужно относиться также серьезно, как и к штатным профессионалам.

Сторонние сотрудники помогают бизнесу сократить расходы на аренду помещений, страховку и зарплаты. Фрилансер, оформленный как самозанятый, самостоятельно оплачивает налог на профессиональный доход — 4% или 6%.

Исследования утверждают, что на закрытие новой вакансии компании тратят 50-60% годовой зарплаты сотрудника. А работнику требуется от 8 до 26 недель для достижения полной производительности, за это время компания теряет ещё от 1% до 2,5% выручки. С помощью платформ фрилансера можно найти за несколько дней, а его профессиональная независимость позволяет полностью сократить расходы на адаптацию.

К 2030 году на рынке труда будет около 80% фрилансеров, поэтому бизнесу стоит присмотреться к такому формату работы. Сотрудничество с фрилансерами дает бизнесу гибкость и скорость на этапе запуска и реализации проектов, компании получают доступ к внешней экспертизе и сокращают расходы и время, которые нужны для обучения и поиска новых сотрудников в штат.

11
Начать дискуссию