Витрина на маркетплейсах: как показать товар лицом, используя популярные площадки
Для создания эффективной витрины на маркетплейсе только красивых фото и подробной информации о товаре недостаточно. Продавцу понадобится стратегическое понимание психологии потребителей и динамики электронной коммерции.
Российские маркетплейсы расширяются быстрее всех в мире. Только с января по август 2022 года трафик отечественных ритейл медиа вырос на 20%, до 12 миллиардов визитов. Следом за покупателями на маркетплейсы идут и бренды. Например, на Wildberries в том же 2022 году количество селлеров увеличилось вдвое и превысило 1 миллион.
На фоне дефицита органических размещений в поисковой выдаче растёт интерес к рекламным продуктам внутри маркетплейсов. Только на Ozon платное продвижение используют 60% селлеров. В 2022 году площадка заработала на рекламе 26 миллиардов рублей. Это в три раза больше, чем годом ранее.
Однако платное продвижение не гарантирует, что товар непременно попадёт в топ. Например, алгоритмы Wildberries оценивают степень влияния рекламного продвижения на показ в поисковой выдаче в 15–25%. Для маркетплейса намного значимее объём продаж (15–30%), а также расстояние, время сборки и доставки заказов (30–40%).
Важно и то, как селлер позиционирует свой товар. Качественное представление продукции онлайн повышает узнаваемость бренда и лояльность клиентов. Доверие к магазину на маркетплейсе покупатель перенесёт на другие каналы и площадки — осталось только грамотно оформить витрину магазина.
В современной электронной коммерции это не самая простая задача.
Что будет, если заполнять витрину спустя рукава
Часто продавцы не придают особого внимания созданию витрины, наивно полагая, что и так сойдёт: оформляют только карточки товаров, переносят на маркетплейс фото из соцсетей, злоупотребляют ключевые словами и так далее. Игнорирование правил площадки снижает рейтинг магазина, позиции в поисковой выдаче и, как следствие, объем продаж.
Каждый день, пока витрина магазина не оформлена или оформлена с ошибками, селлер будет терять деньги. На объём потерь влияют пять факторов:
- Стоимость оформления витрины.
- Снижение конверсии. Алгоритмы маркетплейсов будут реже показывать товары посетителям.
- Отсутствие продаж. Оформление страницы магазина и карточек товара влияет на ранжирование продукции в поисковой выдаче.
- Репутационные риски. Если потенциальный покупатель не увидит товара в поисковой выдаче, откуда возьмётся доверие к бренду?
- Штрафы от маркетплейса. Wildberries, например, удерживает с селлеров 25 тысяч рублей за каждый случай неверного выбора категории товара.
Из чего витрина состоит на самом деле
Витрина — это мини-лендинг с информацией о продавце, его рейтинге, товарах, актуальных акциях и скидках. Маркетплейсы предлагают различные инструменты для её оформления. Технически, задача селлера сводится к качественной, глубокой проработке двух «сущностей» — карточек товаров и раздела с общими сведениями. На практике всё немного сложнее.
Оформление витрины на маркетплейсе — многоступенчатая задача со множеством не самых очевидных аспектов. Вот лишь некоторые из них.
Дизайн визуального восприятия и управлением вниманием
На восприятие бренда влияет буквально каждая мелочь: цвета, структура страницы, расположение элементов навигации. Продуманный дизайн и приёмы нейромаркетинга вкупе с пониманием психологии потребителей вызывают положительные эмоции у пользователей, укрепляют ассоциации с брендом, облегчают покупку.
Персонализация контента и использование рекомендательных систем
С помощью machine learning и других современных технологий легче анализировать предпочтения покупателей и персонализировать витрины. Алгоритмы помогают в создании индивидуальных предложений, которые учитывают покупательскую историю и улучшают пользовательский опыт.
Управление доверием
Блокчейн делает покупку прозрачнее и безопаснее, что, в свою очередь, повышает доверие к бренду. С помощью технологии намного легче создать децентрализованные системы управления отзывами и рейтингами, которые гарантируют их честность и подлинность.
Эксперименты с виртуальной и дополненной реальностью
VR и AR-технологии (например, виртуальные примерочные) нивелируют главный недостаток онлайн-магазинов — невозможность «пощупать» товар руками. Интерактивные витрины предоставляют покупателю дополнительную информацию о продукте, ненавязчиво подталкивая к покупке.
Адаптивный маркетинг
Маркетинговые стратегии должны учитывать максимум нюансов, в том числе социальные и культурные особенности целевой аудитории. Профессиональное управление имиджем создаёт позитивные впечатления от бренда и отчасти поможет управлять поведением пользователей.
Наш опыт в продвижении мебельного бизнеса показывает, что оформление витрины с учётом вышеперечисленных аспектов критично для маркетплейсов.
Что будет дальше
Значение качественно оформленной витрины со временем только вырастет. Например, Мегамаркет делает ставку на гиперперсонализацию — ИИ будет анализировать поведение пользователей и подстраивать под каждого из них результаты поисковой выдачи. Без проработанной карточки товара и страницы попасть на экран покупателя если и получится, то с трудом.
С января Wildberries начнёт по-новому считать рейтинг карточек и, если они оформлены по правилам, — поднимать в поиске и каталоге. Маркетплейс будет оценивать пользу характеристик (важно, чтобы они соответствовали товару), и больше внимания уделять фото. Например, на иллюстрациях запретят маркетинговые надписи вроде «скидка» или «топ продаж».
Ozon с октября разрешает платное продвижение брендов целиком. Маркетплейс обещает, что так «товары станут заметнее для покупателей, чем похожие товары конкурентов». Бренды с подключенной рекламой занимают верхние позиции в фильтрах, отображаются на полке «Популярные бренды» в категориях, благодаря чему получают бóльшие охваты.
Маркетплейсы заинтересованы в том, чтобы аудитория проводила у них как можно больше времени. На многих площадках селлерам доступен rich-контент. Особые виджеты (фото 360˚, инфографика, видеообложки) помогают пользователям подробнее изучить товар перед покупкой и составить правильные ожидания, а бизнесу — сформировать доверие к себе.
Автор: Юлия Новикова, head of retail & social e-commerce SF.RU.
Редакторы: Сергей Егоров, Дарья Василевская.
Статья впервые опубликована 28 ноября 2023 на сайте New Retail.