Новая технологическая и культурная эволюция: как изменится мир в результате пандемии по версии MediaCom

Пандемия коронавируса и связанные с ней экономические проблемы кажутся беспрецедентными. Звучат предположения, какой формы будет кризис: V, U, L? Наталия Балута, Head of Knowledge & Growth Intelligence MediaCom, предполагает, что нынешний кризис имеет форму S.

S-curve - «верховный алгоритм», по этой закономерности развиваются все процессы вселенной в том числе и рынок, и экономика, и наша жизнь. «S» означает, что после произошедших изменений нет возврата к предыдущему состоянию. Но после изменений следует затишье и в период стабильности может казаться, что изменений нет, хотя мы прошли рывок трансформации.

Стив Бланк, американский предприниматель, создатель успешных стартапов сказал: «Мы осознанно приносим в жертву экономику, рабочие места ради спасения сотен тысяч человеческих жизней». Это вызовет кризис, вероятно затяжной, никто не знает, как справится со многими его аспектами. Но вдумайтесь, разве когда-либо в истории жизнь ценилась так высоко? Так что мир серьезно изменился и почти все, с чем мы вступали в 2020, внезапно устарело. Но на горизонте последних лет в России мы видим социо-демографические тренды, которые только подстегиваются коронавирусом:

  • Изменение структуры и снижение среднего размера семьи в России. Вызванная COVID-19 изоляция обострила многие проблемы в семьях. Например, по данным euronews в России за время карантина в 2,5 раза выросло число случаев домашнего насилия. Вряд ли это приведет к укреплению отношений, скорее тренд сокращения семьи продолжится.

  • Изменение отношения к здоровью и здоровому питанию. Важность здоровья росла с 1990х, хотя во время кризиса 2014 внимание к здоровью ослабло, на первый план вышли проблемы финансово характера. Но затем внимание к ЗОЖ вернулось и наверстало провал. Нынешний кризис прежде всего связан со здоровьем, оно в фокусе. Карантин многих развернул в сторону большей осознанности, в том числе в области питания. Одновременно закрытие кафе и ресторанов заставило искать новые решения, и изменения сохранялись достаточно долго, чтобы стать новыми привычками. Тренд внимания к здоровью и здоровому питанию продолжится и ускорится.
  • Цифровизация – COVID-19 стал настоящим катализатором технологического развития как для бизнеса, так и для нашей повседневной жизни. Именно на цифровой трансформации и развитии е-сом собираются делать упор руководители бизнеса в 2020, чтобы противостоять кризису, туда будут направлены ресурсы, время, бюджеты компаний.

Нынешняя технологическая оснащенность и цифровизация кардинальным образом меняют мир. Кажется, что сейчас у бизнеса будут все инструменты, чтобы преуспеть после коронавируса. Но не стоит забывать о ловушке при работе с технологиями и диджитал: они обеспечивают краткосрочную окупаемость для бизнеса, но ведут к размыванию имиджа бренда.

Еще до начала коронавируса мы видели, что диджитал коммуникация не помогала строить «иммунитет» бизнеса. COVID-19 усугубил ситуацию. Отношение людей к медиа меняется не в лучшую сторону, под давлением, в условиях постоянного противоречия данных и фальшивых новостей, доверие к СМИ рушится. Люди осознанно и в значительной степени сокращают потребление медиа.

Этнографические исследования, которые с апреля по июнь 2020 были проведены в MediaCom показали, как меняется образ жизни людей во время карантина в разных странах. К сожалению, везде, включая Россию, мы слышим похожие отзывы: недоверие к телевизионным новостям, недоверие информации в интернете, «основная опасность это не коронавирус, нас убьёт не эпидемия, а медиа».

Но даже из этого конфликта есть выход. Мы живем под давлением – социальным, экономическим, эмоциональным, многие решения оказались недоступны и невозможны в новой реальности. Новая реальность рождают новые решения. Компании по всему миру предлагают новые подходы, позволяющие с помощью технологий улучшить жизнь каждого их нас. Роль технологий трансформируется. Если раньше использование технологий каким-любо бизнесом было признаком инновационности, то теперь технологии должны использоваться как инструмент построения доверия: между покупателем и брендом, между партнерами в бизнесе, между медиа и обществом.

Например, технологии позволили нам легче переносить период изоляции: большинство из нас любит музыку, так было в XX веке и в XIX и сейчас, в том числе слушать и посещать живые концерты. Но COVID-19 сделал это невозможным. Зато принес и новые варианты: весной мы начали слушали живые концерты в прямом эфире, например БИ-2 в онлайн кинотеатре ОККО.

Также технологии позволяют обеспечить нашу безопасность. Это видно на примере использования голосовых технологий в банковском секторе. В прошлом банки задействовали голосовых помощников для оптимизации внутренних процессов, снижения издержек. С приходом коронавируса фокус сместился, мы ожидаем введения голосового управления банкоматом, ведь любое прикосновение повышает риск заражения. В Китае еще в феврале начались масштабные меры по переоборудованию общественных пространств и переводу на голосовой интерфейс: открытие дверей, управление лифтом, банкоматы - все это становится бесконтактным и безопасным.

Другой пример трансформации демонтирует мир моды. С одной стороны, мы, как потребители, быстро преодолели прежние барьеры и перешли к покупке одежды и обуви онлайн. С другой стороны производители ускорили процессы перестройки в сторону Digital Fashion, переводя многие процессы от отрисовки эскизов до примерочной в цифровой формат. Этот подход быстро становится новой моделью устойчивого бизнеса в индустрии моды.

Мир никогда не станет прежним, а то, каким он будет, зависит от предпринимаемых нами действий и современные технологии дают нам возможность совместно создать лучший мир.

Наталия Балута,

Head of Knowledge & Growth Intelligence MediaCom

22
Начать дискуссию