Целеполагай как маркетолог: как рекламная стратегия поможет выполнить цели на новый год

Декабрь – время не только для мучительного ожидания праздников и бесконечного подведения итогов; это также обязательный повод сформулировать список вдохновляющих личных целей на год грядущий (ну или публично выразить свою хипстерскую неприязнь к этому обычаю). Кирилл Никитин, Strategic Lead MediaCom подготовил ряд целей, которые вы можете поставить перед собой, чтобы достичь желаемого

Кирилл Никитин
Strategic Lead MediaCom

Цели, сами по себе – отличная вещь, поднимающая продуктивность на 11-25%, но поставить цели так, чтобы они оказались выполнены и принесли пользу – большое искусство. Подумав об этом, мы вспомнили, что всё наше рекламное ремесло построено на поведенческой психологии (ну и на опыте), и спросили себя – можно ли те же принципы применить к самим себе, чтобы поставить цели, которые будут выполнены и принесут пользу? Спойлер: да, можно.

Итак, как правильно ставить новогодние цели по версии рекламного стратега:

· Следуя мета-анализу братьев Хиз, успешное изменение поведения всегда построено в первую очередь на понимании того, что уже сейчас работает (а уже во вторую – на новом и революционном). Поэтому начните постановку целей с анализа предыдущего года. Запишите в две колонки: какие занятия, ситуации и элементы окружения в прошедшем году повлияли на вас наиболее позитивно, а какие - наиболее негативно? Какие 20% из них – самые значимые? Как вы можете резко увеличить самые значимые позитивные факторы, и резко уменьшить негативные? Это может быть куда полезнее, чем абсолютно новые начинания.

· «Закон Гейтса» - человек резко переоценивает эффект от изменений в коротком периоде, и резко недооценивает – в долгосрочном. Золотая середина оценки своих сил – 3-6 месяцев. Поэтому не ставьте годовые цели – вы сначала недооцените свои силы, а потом отложите всё до ноября, когда будет уже поздно. Ставьте квартальные или полугодовые, и назначайте себе ещё 1-3 ревью посреди года.

· Какую цель выбрать – конкретную и достижимую, или огромную и вдохновляющую? По анализу Ф. Котлера и Дж. Уилла – и то, и другое. Огромные и амбициозные цели обеспечивают нас допамином и норэпинефрином, отвечающим за мотивацию, а разложив их на конкретные и достижимые задачи, мы снижаем уровень парализующего кортизола, связанный с их сложностью и масштабностью.

· Как именно ставить конкретные задачи? 1. На короткие промежутки времени (на день или неделю). 2. В терминах продуктивности (а не достижений). 3. Так, чтобы они слегка превышали предыдущие результаты. Если задача меньше наших предыдущих достижений, она не будет нас мотивировать. Но если разрыв с опытом слишком большой – мы не будем верить в успех и видеть способы его достижения. Ориентировочная «средняя» цифра – стремитесь сегодня сделать на 4%, больше, чем в прошлый раз. Секрет в том, чтобы делать это раз за разом.

Визуализация «коридора сложности», ведущего к оптимальному достижению целей. Иллюстрация к тексту М. Чисенмихай
Визуализация «коридора сложности», ведущего к оптимальному достижению целей. Иллюстрация к тексту М. Чисенмихай

· Как не сойти с дистанции? Классический психологический трюк из «Влияния» Чалдини – склонить человека пообещать сделать что-то в будущем, чтобы потом ему было стыдно отказываться от своего слова – подтверждается и новыми исследованиями. Человек думает о «будущем себе», как о другом человеке. Поэтому своих «будущих себя» мы не жалеем и не ленимся за них. Так что заранее предзаказывайте, планируйте, предоплачивайте за своих «будущих себя» то, что связано с целями.

<p>Стэнфордский психолог Хал Хэршфилд и изобретённая им «состаренная проекция» себя. Вот так приходится изголяться, чтобы вызвать у человека эмпатию к «будущему себе».</p>

Стэнфордский психолог Хал Хэршфилд и изобретённая им «состаренная проекция» себя. Вот так приходится изголяться, чтобы вызвать у человека эмпатию к «будущему себе».

· А вот другая давно известная истина про цели оказалась неправдой – не стоит слишком много говорить о них окружающим. Одно маленькое дружеское пари может помочь, но когда мы много и эмоционально рассказываем о своих целях, наш мозг ведёт себя так, как будто мы их уже достигли. Результат – полная демотивация.

Ориентируясь на всё, что перечислено выше, становится совсем легко представить себе идеальный процесс постановки целей.

1. Начинаем с масштабирования самых лучших «экспериментов» прошлого года – всё то, что вы попробовали и что принесло вам неожиданно сильный приятный или полезный эффект, пытаемся увеличить в масштабе в несколько раз. 10-20% целей посвящаем чему-то принициально новому.

2. Придумываем большую амбицию, которой мы могли бы добиться за 3-6 месяцев. Трансформируем её в термины продуктивности, а не достижений. Маленькие чёткие цели по продуктивности бьём на короткие достижимые отрезки – от дня до недели.

3. Прописываем планы. Если в конце мы хотим сделать что-то чёткое (пробежать десятикилометровку, выступить со стендапом) – планируем эту активность заранее, подписываемся на то, что будем в нужное место в нужное время.

4. Помимо людей, которые должны зафиксировать наши планы, и одного-двух знакомых, с которыми мы можем заключить пари, никому не рассказываем о наших целях, не расписываем их в подробностях. Помним – «настоящие гангстеры работают тихо».

Вот так, с помощью набора нехитрых манипуляций, можно запрограммировать себя, чтобы быть успешнее и счастливее в новом году. Помните – принципы влияния на поведение других людей всегда можно применить и для изменения себя. И наоборот тоже работает.

Начать дискуссию