Экспертиза, зрелость бизнеса и перенос рисков

Размышление о том почему перепродажа - это не бизнес, и даже не торговля. На примере вывоза мебели…и книг.

Купи-продай и шкура на кону

Если вы хотите что-то перепродать, то вы рискуете. Вы это уже купили, а продать не смогли. Вы в минусе. Да ещё это что-то нужно хранить. Вы уходите дальше в минус. Вы можете зафиксировать убытки, если всё-таки сможете продать то что купили. Хотя бы по цене покупки. А то и дешевле - риск есть риск.

Для того чтобы уменьшить подобные риски вы должны знать что и у кого и по какой цене покупать и кому это потом продавать (KYC - знай своего клиента) для того чтобы заработать, а не потерять. Вы можете наладить отношения не только с вашими продавцами и покупателями, но и с поставщиками дополнительных услуг, например, складских и страховых.

Перепродажа становится больше похожа на торговлю. Вы приобретаете экспертизу, а ваш бизнес становится более зрелым и устойчивым. Вы не просто берёте на себя риски, вы умеете их оценивать и минимизировать. По выражению Нассима Талеба, вы ставите шкуру на кон.

Удаль и консерватизм

Хочется верить в то, что эпоха купи-продая осталась в прошлом а те кто хотел “выжить” вынуждены были пройти путь подобный тому, что описан в предыдущем разделе. Возможно это и так, но то тут то там попадаются удалые и лихие консерваторы, которые хотят “делать бизнес” (то есть деньги), но не хотят приобретать экспертизу и выстраивать отношения с контрагентами.

Поскольку риски обычной перепродажи легендарно известны, “предприниматели” не желающие инвестировать в свой бизнес, пытаются найти способ не ставить шкуру на кон, то есть перенести риски на кого-то другого. Например “покупать” бесплатно, или даже с доплатой продавца. В смысле!? Так не бывает! Однако же, рассмотрим примеры.

Заберём вашу мебель - недорого

Если вы хотите делать ремонт и покупать новую мебель, вы заинтересованы в том, чтобы от неё избавиться. Если вы не довели её до состояния пыльной щепы, то она имеет определённую ценность и стоимость. Поэтому вы можете её продать. Если захотите. И если у вас есть время, желание и навык. А если нет, то наверное должны быть посредники, обладающие экспертизой и связями, знающие как и по какой цене можно что-то продать, или в крайнем случае утилизировать. Утилизировать - это не выкинуть, а использовать - например, переработать.

Наверное такие есть. Но их надо поискать. Почему? Потому что Много других. Тех кто не имеет экспертизы и связей (их больше по определению). Тех, кто умеет арендовать грузовичок и нанимать грузчиков. Ну ещё заказать лендинг и посчитать “прайс-лист на вынос-вывоз”. Да, вы заплатите за то чтобы у вас забрали вашу мебель. Это услуга такая. Сервис - вы платите и вас избавляют от вашей мебели. Куда отправится мебель? Скорее всего на свалку. Почему? Потому что “предприниматель” уже заработал. У него никаких рисков. Он не ставит шкуру на кон. У него нет стимула усложнять бизнес и приобретать экспертизу.

Наверное, многие готовы были бы отдать мебель бесплатно (не заработать на её продаже), но потерять и мебель и деньги (даже “разумные”) - это кажется нарушением мировой гармонии.

Книги - удел экспертов

Для сравнения рассмотрим смежный пример из деревообрабатывающей отрасли - книги. Они и сами из дерева и хранятся в шкафах, то есть в мебели.

Наверное сложнее найти тех, кто заплатить вам за вывоз ваших книг, особенно если у вас стандартная “советская” библиотека. Вероятность найти среди ваших книг шедевр, за которым букинисты будут гоняться, крайне мала. Да и вообще, деревянные (бумажные) книги всё меньше читают, отдавая предпочтение электронным.

Тем не менее, у книжных людей пока хватает экспертизы на то чтобы вывозить книги бесплатно. Понятно, что и логистика проще и дешевле, но она тоже не бесплатная для того кто принимает на себя свои риски. Однако, судя по всему средний “книжник” в отличие от среднего “мебельщика” обладает большей экспертизой и системой связей в своей предметной области. Возможно потому что ему попадались книги Нассима Талеба и он понимает что такое риск и шкура на кону.

Начать дискуссию