Что такое рынок ИТ и как его оценить - Подходы к анализу структуры

Постановка задачи

Определение рынка

Предположим, что перед нами стоит задача оценить отечественный рынок информационных технологий (IT).

Под оценкой будем понимать денежный поток за определенный период, например год. Можно смотреть расходы потребителей или выручку поставщиков. В любом случае, если необходима количественная оценка на основе реальных данных, придётся собирать оценку снизу вверх, суммируя доступные данные по каждой категории продуктов, услуг и сервисов (сектору рынка). Качественные оценки можно делать любым мыслимым способом, но точности от таких оценок ждать не приходится. Тем более, что если нам необходимо количественно анализировать структуру рынка, качественная оценка неприменима.

Подходы к определению границ рынка зависят как от целей оценки, так и от доступности данных, и требований к точности оценки и достоверности используемых данных.

Конечно же, любые количественные оценки должны иметь привязку к реальности. Например, период - его размер и привязка к линии времени. Иначе непонятны реальные масштабы и нет потенциальной возможности анализа динамики. Кстати, о динамике, интересно рассматривать не только абсолютные величины, но и их производные - изменения по отношению к сопоставимым предыдущим периодам.

Подходы к выбору критериев сегментации рынка

Если спросить отраслевого аналитика, что такое ИТ рынок и из чего он состоит, то консерватор ответит - железо и софт. Кто-то может добавить ИТ сервисы, или ещё какую-нибудь неопределённую категорию.

Вряд-ли такая общая классификация будет полезна для специального анализа, поскольку появлением облачных сервисов и подписочной модели предоставления и использования информационных технологий, разделение рынка на железо, софт и сервисы не очень удобно ни в плане дальнейшей декомпозиции (очень много пересечений), ни в плане анализа (сложнее увидеть зависимости и тренды).

В мире где помимо рынка железа и лицензий есть рынок аренды, подписок и облаков такая классификация попросту устарела (legacy).

Выбор классификации определяется целями анализа. Например:

  • Получить ответы на определенные вопросы - качественные или количественные
  • Получить инсайты, идеи, понимание трендов и закономерностей
  • Выбрать инвестиционную, коммерческую или продуктовую нишу
  • Определить стратегические цели компании и подход к позиционированию на рынке компании и её продуктов
  • Примеры вопросов ответы на которые можно получить, анализируя структуру рынка ИТ:
  1. Какая модель продаж (монетизации) составляет наибольшую долю на рынке серверного оборудования?
  2. Какие отрасли бизнеса (экономики) имеют наибольшую ИТ ёмкость? Где можно поискать свободные ниши?
  3. Каково распределение денег (и предпочтений потребителей) между различными моделями монетизации?
  4. Какова структурная сложность (it2b, it2it2b,...) рынка?

Предложим несколько вариантов декомпозиции в зависимости от возможных целей анализа.

  • По технологическим уровням (горизонтальные слои) : инфраструктура, прикладной слой, клиентский слой
  • По технологическим отраслям (вертикальные сектора) : автоматизация производства, управление процессами и данными, обеспечение транзакционных нагрузок, …
  • По принципу монетизации : продажа, аренда, лицензирование, подписка
  • По типам потребителей (те, кто тратит)
  • По типам игроков (те, кто зарабатывает)

Особенности работы с отраслевыми данными

Фундаментальное противоречие, возникающее при количественном анализе реальных рынков заключается в столкновении теории с практикой. Данные мы собираем снизу вверх, от частного к общему, а классификации строим сверху вниз. Кроме того, не все необходимые данные могут быть доступны. Некоторые доступные данные не точны, или не достоверны. Хорошо, если доступно несколько альтернативных источников одних и тех же данных, но иногда приходится прибегать к качественным оценкам, или экстраполяции для обеспечения полноты покрытия предметной области.

Рекомендуемый подход к декомпозиции

Общий подход

Для целей общего (неспецифического) анализа разумно рассматривать категории сопоставимые по объёму (важности, критичности, привлекательности). Назовём это равномерностью классификации.

Важно выбрать адекватную (целям и задачам) размерность классификации. Линейный (древовидный) подход не очень удобен для динамического анализа, а статическая картина может быть малоинформативной. Например, такой важный параметр как модель продаж (монетизации, использования) технологии - продажа, аренда, подписка (в частности, on premise, collocation, cloud) можно задействовать как на первом, так и на втором уровне классификации, а можно использовать его лишь в некоторых разделах. Вообще, чем сложнее параметрическая модель, тем больше возможностей для выбора способа представления данных и их анализа.

Выберем для классификации следующие параметры:

  • Традиционная “Вертикаль” (почему бы и нет, если будут предложены и другие параметры) : оборудование, ПО, сервисы
  • Технологический уровень (слой, “горизонталь”) : инфраструктура (практически универсально), платформа (специфично предметной области), инструмент (прикладной или пользовательский слой - специфично бизнес-процессам и задачам)
  • Способ монетизации: продажа, аренда, лицензия, подписка

Предложенные наборы значений параметров могут быть уточнены и дополнены.

Во-вторых, не будем привязываться к жёсткой схеме визуального представления классов:

  • Мы можем использовать каждый параметр для организации отдельного уровня классификации. Например, оставить на верхнем уровне “вертикали”, а дальше делить их на технологические слои и способы монетизации.
  • Можем рассмотреть каждый из 27 трёхпараметрических классов (некоторые, возможно будут не очень значительными) на одном уровне и выбрать удобный способ группировки для сокращения числа сущностей на первом уровне визуализации.
  • Можем выбрать сочетание первых двух подходов.

Такой подход позволит адаптировать визуальное представление данных под цели анализа.

Пример классификации

С точки зрения технологического эксперта, отдельный интерес представляет группировка по технологическим уровням.

Для простоты ограничимся тремя слоями:

  • инфраструктурным,
  • платформенным и
  • пользовательским (прикладным, инструментальным).

Дополнительным преимуществом такой классификации будет удобство анализа облаков (I^P^SaaS), которые завоёвывают всё большие объёмы рынка информационных технологий.

Инфраструктурный слой

Определим инфраструктуру как совокупность базовых универсальных (неспецифичных с точки зрения предметной области) компонентов и технологий.

К этому слою отнесём:

  • Универсальные типы оборудования (вычислительные мощности, средства хранения, …) с разбивкой по моделям монетизации
  • Различные типы универсального ПО (ОС, средства виртуализации, базовые ИБ компоненты,...) с разбивкой по моделям монетизации
  • Сервисы и услуги, которые предоставляются на данном технологическом уровне

Платформенный слой

Под платформами будем понимать специфичные с точки зрения предметной области технологические решения.

К этому слою отнесём:

  • Специфичные типы оборудования (видеокарты, суперкомпьютеры, ИБ оборудование …) с разбивкой по моделям монетизации
  • Различные типы платформенного ПО (СУБД, платформы автоматизации бизнес-процессов, платформенные ИБ решения,...) с разбивкой по моделям монетизации
  • Сервисы и услуги, которые предоставляются на данном технологическом уровне, включая заказную разработку

Инструментальный слой

Инструментами назовём функциональные бизнес-решения, построенные на базе одной или нескольких платформ.

К этому слою отнесём:

  • Различные типы оборудования (вычислительные мощности, средства хранения, …) с разбивкой по моделям монетизации
  • Различные типы ПО, используемые конечными (как правило не ИТ-) бизнес-пользователям (рабочие среды и пространства, включая средства разработки ПО, функциональные ИБ инструменты,...) с разбивкой по моделям монетизации
  • Сервисы и услуги, которые предоставляются на данном технологическом уровне

Сравнение примера с традиционной классификацией

Отметим, что “вертикали” из традиционной классификации (железо-софт-сервисы) не только отодвинуты на второй уровень классификации, но и гибко встроены в технологические слои первого уровня. Это позволяет при необходимости собрать данные по каждой из “вертикалей” в более понятную структуру с возможностью анализа внутреннего состава каждой вертикали.

Третий уровень классификации сознательно дан лишь схематично. Это связано с тем, что при формировании агрегатов доступных детальных данных, классы третьего уровня следует формировать с учётом однородности объёмов.

Добавление взаимосвязей

Какую бы параметризацию мы не выбрали, для наглядности классификации может потребоваться размывание классов, например за счёт рассмотрения некоторых секторов в нескольких классах, с соответствующим распределением числовых оценок. Для этих целей, можно перейти от линейно-древовидного представления к условно двумерному.

Рассмотрим эту идею на примере системной интеграции (довольно значительная часть рынка, если использовать в качестве параметра классификации типизацию игроков рынка). Будем считать что информация о структуре деятельности (и выручки) системных интеграторов доступна. В таком случае мы можем такие виды деятельности интеграторов, как

  • поставка оборудования
  • продажа лицензий
  • построение инфраструктуры (с разделением по типу железно-облачности)
  • внедрение и доработка платформ и решений
  • Поддержка и обслуживание

разнести по различным классам, визуально объединив их.

11
Начать дискуссию