Каков продукт, таков и adoption (Продуктовый практикум выходит на биржу)

Кто они такие product manager’ы и за что им платят зарплату? Казалось бы, все в компании знают «какой продукт (футбол) нам нужен» и как его делать. Да и кстати, делают (именно руками) продукт вовсе не product manager’ы, а специально обученные специалисты. Например, если речь идёт об условном ИТ-продукте, то делают продукт руками условные ИТ-инженеры, а вовсе не product manager’ы. Ну и зачем они тогда нужны!? Попробуем ответить просто и понятно. И конечно же приведём примеры – традиция такая.

Product manager (PdM) не только придумывает (во всех смыслах этого слова) продукт, но и проводит исследования в результате которых становится понятнее кому и зачем нужен продукт, что нужно сделать для того чтобы продукт был востребован, а также где, как и кому продукт «продавать». Ну и конечно же, на каждом этапе жизненного цикла продукта PdM’ы следят за качеством продукта и принимают решения о том что делать с продуктом дальше. Слишком абстрактно? Переходим к примерам!

Не так давно рынок взорвала новость о том, что на #MOEX началась торговля Армянскими драмами. Вернее, начались торги по двум новыми парам - AMD/RUB и USD/AMD. Казалось бы, вот оно решение всех проблем! С этого момента всё будет по-новому! Но, это в теории. А на практике?

Прошла неделя (активных торгов)… Заходим на сайт Московской биржи. Да, мы смотрим на этот продукт очень издалека – со стороны. Но даже с этой точки наблюдения (зрения) мы видим практически полное отсутствие … пользователей у нового инновационного продукта. Объём торгов (AMD/RUB) первой недели – чуть больше 40 тысяч рублей. Среднее количество сделок в час <= 1. Средний объём сделки оценить нетрудно. И он намекает на то что какие-то «частные инвесторы» тестируют (пробуют) продукт (в каких-то своих никому неведомых целях). И, словно вишенка на торте, на информационной странице https://www.moex.com/ru/issue/AMDRUB_TOM/CETS курс драма к рублю указан в неверном масштабе (ошибка на два порядка – в 100 раз). Вот такой продукт!

Что же произошло? Мы не знаем. Но догадываемся. В создании данного продукта ни одного PdM не участвовало (и, соответственно, не пострадало). А должно было. Поскольку, если PdM не «пострадал» (мы гуманисты и имеем в виду только творческие муки в процессе создания продукта, приводящие в результате к творческому же катарсису, а также верим в примат внутренней мотивации над внешней) на этапе создания продукта, то страдать будет пользователь. Если пользователь конечно будет.

Начать дискуссию