Продуктовое мышление, которого нам так не хватает

Про когнитивные искажения на примере профессионального элитаризма

Целевая аудитория или окружающий мир?

Профессиональный прОдакт или маркетолог мыслят, как правило, в рамках привычной упрощённой модели - у нас есть продукт со своей аудиторией. Мы затачиваем наш продукт под потребности нашей аудитории. Вспоминаются сферические кони в вакуумах. Даже несмотря на то, что аудиторию можно точно “измерить”, предсказать точное соответствие продукта аудитории вряд ли возможно. Почему? Да потому что выбросив продукт в большой реальный мир вы никогда не предусмотрите всех контактов этого продукта со всеми составляющими этого мира, включая людей - потенциальную аудиторию различных продуктов.

Поэтому, разумным видится подход при котором продукты создаются с учётом принципов экологичности. Расшифруем это так - с кем бы продукт не провзаимодействовал, впечатление должно быть как минимум нейтральным. Лучше - положительным. Ни в коем случае - негативным. Как вы думаете, велокурьеры, мчащиеся (у них же KPI) не разбирая дороги, никому не причиняют неудобств? Если вы не знаете ответа на этот вопрос, спуститесь с облачных продуктовых небес на твёрдую землю и походите по ней пару дней.

Впрочем, в данном эссе хочется обсудить курьеров не белковой природы, а самой что ни на есть интеллектуально-кремниевой.

Продуктовое мышление, которого нам так не хватает

Пилот - не повод для скромности (экономии)

Многие москвичи и гости столицы (хотя, как отличить одних от других непонятно) видели роботов-доставщиков Яндекса на улицах города, особенно в непосредственной близости от офисов “инновационно-продуктовой” компании. Те кто не ходит вблизи этих офисов могли видеть эпические ролики о вызволении роботов из снежно-ледяного плена неравнодушными пешеходами.

Казалось бы, если робот застрял, понятно, что его как продукт надо совершенствовать. Но, похоже, что в Яндексе пока побеждает инженерный подход, который предполагает поиск ответа на вопрос: ”как сделать так чтобы робот не застревал”. Конечно, над этим надо работать. Но можно работать не только над этим.

Представим себе, что робот застрял. Неравнодушные прохожие (как правило, обладающие свободным временем) пытаются “ему” помочь. Да, это часть нашей культуры и свойство нашего характера и души - мы любим помогать. Даже если нас не просят. Но если просят - мы испытываем ещё больше воодушевления и эмпатии…

И вдруг робот заговорил! Конечно же голосом оператора, который может видеть и слышать всей мощью сенсоров застрявшего робота. Наконец, робот спасён и может продолжить движение по маршруту. Он по-человечески благодарит добровольных помощников прогресса и оставляет в их сознании неизгладимый приятный след.

Конечно же, интерактивный ролики, снятые “от лица” робота, профессионально смонтированный с видеоматериалами от зевак и прохожих станут вирусными, раз уж вирусятся ролики “со стороны”. А это бесплатная реклама, PR и расширение лояльной аудитории - не только доставки, но и Яндекса в целом.

И рассуждения о том, что это только пилот, а люди у которых хватает времени на невинные зимние развлечения - не аудитория робо-доставки (какой условный хипстер-домосед полезет в сугроб бесплатно!?) - признак отсталого сферически-вакуумного совсем не продуктового подхода.

Начать дискуссию