Метод фокальных объектов

Об этом методе исследователи чаще всего вспоминают на этапе генерации идей. Когда пришли с полей, собрали инсайты, надо из них что-то сгенерить, а воображение кончилось.

Итак, если на этапе генерации идей вашу команду нужно взбодрить и заставить изобрести нечто оригинальное, то для тренировки воображения рекомендуем метод фокальных объектов.

Метод фокальных объектов хорошо активирует творческое мышление и уж точно помогает придумать что-нибудь нестандартное: хоть летающие стулья.

Метод фокальных объектов

Вот, в чем его суть.

«Фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Суть его в том, что в работу включаются ассоциации. Нужно выбрать абсолютно любой объект, поразмышлять, какими свойствами он обладает и эти свойства присоединить к исходному объекту, над улучшением которого работаем. Объект выбирается случайно, поэтому ещё этот метод иногда называют методом случайных объектов.

Так мы можем усовершенствовать какой-то продукт, перенося на него характеристики других случайных объектов. Обычно так рождаются инновационные идеи, потому что мыслить приходится не по инерции, не шаблонно.

Как применять метод.

Что ещё?

  • Выбираем, какой исходный объект хотим усовершенствовать. Например, нашим фокальным объектом будет офисный стул.
  • Подбираем 3-5 случайных объектов из разных сфер и с разными свойствами. Например, газета, коньки, утюг.
  • Выписываем свойства случайно выбранных объектов. 1) Газета: бумажная, большая, много информации, пахнет полиграфической краской, складывается и мнётся. 2) Коньки: катаются, с острым лезвием, из металла и кожи, со шнурками. 3) Утюг: отглаживает и греет, отпаривает, опрыскивает водой, с разными режимами.
  • Присоединяем свойства наших случайных объектов к фокальному объекту.
  • С помощью ассоциаций развиваем каждый полученный вариант. Например, а что если наш офисный стул будет с подогревом, как у утюга или опрыскивать нас водой, когда сотрудник засыпает или ему жарко. Или, что если у стула будут разные запахи, как у газеты.
  • Резюмируем. Какие решения получат право на жизнь и развитие, а какие идут в урну для мусора. Ведь ещё Стив Джобс говорил: «Вы должны отбирать идеи тщательно. Сам я горжусь тем, чего мы не сделали, так же сильно, как тем, что я сделал. Инновация – это когда ты говоришь «нет» тысяче вещей».

Что ещё?

Метод фокальных объектов применяется не только в исследованиях, но и для создания креативных заголовков статей, в сфере маркетинга и конечно, в школах с детьми на уроках «воображения»:)

Кстати, метод фокальных объектов хорошо сочетается с pattern-breaking. Суть последнего в том, чтобы найти паттерны или шаблонные модели в исследуемом объекте и разрушить их. Например, если наш объект кирпич, то мы, вероятнее всего, считаем, что из него что-то строят и все. Этот паттерн надо разрушить: для чего ещё можно использовать кирпич? Может кирпич можно разбить на части и использовать его как пигмент?

Что в итоге

В итоге получаем целый ворох идей оригинальные свойства для фокального объекта. Создаём новые, креативные модификации объекта.

22
Начать дискуссию