ИНФОРМАЦИЯ или ЗНАНИЯ?

ИНФОРМАЦИЯ или ЗНАНИЯ?

Уже давно муссируется вопрос вокруг деятельности, которую некоторые называют инфоцыганство, а для кого-то это рынок онлайн-образования. Одни говорят, что все, кто продает информацию/курсы/мастер-классы/марафоны — мошенники. Другие напротив — за публичный рынок, и право каждого самому решить — обманывают его или нет.

Тихой сапой рынок (если его можно так назвать) меняется: появляются новые игроки, старые уходят, меняются продукты. Происходит какая-то жизнь. Но спор о том, как относиться к инфопродуктам, не исчезает.

Мне кажется, очень важно поделиться одной мыслью, которая поможет продвинуться в вопросе отношения к инфоцыганству, как к явлению.

Когда мы задаемся вопросом: «Что продает тот или иной продавец инфопродукта?» — чаще всего слышим: «Знания». Знания о том, что мы не знаем. У меня не было машины (знания), я пришёл в магазин машин (где знания продают) и купил себе машину (знание). Но на самом деле — это глубочайшее заблуждение или просто неправда.

Каждый из нас, кто читал книгу/проходил обучение/смотрел образовательный ролик — на самом деле никаких знаний не получал. Все мы получаем в этот момент информацию. Информацию разного формата (текст, видео, аудио).Как известно, одна и та же информация, в каждом мозге, который её получает формирует свои выводы/знания по воспринятой информации.

Соответственно, выводы и знания от полученной информации каждый получит свои. Один увидел молодую женщину, другой — бензовоз. Покупаем мы на самом деле даже не знания, а ожидание того, что кто-то (волшебник) приведет нас к счастью, деньгам, здоровью и дальше по списку.

А продают нам именно счастье, деньги, здоровье и дальше по списку. И обосновываем мы себе эту покупку именно тем, что «Ну я же получу знания, буду использовать их и стану здоровым, богатым и счастливым». В этом есть очень важный аспект. Поясню на более простом примере:

Приходит студент к нам на стажировку и говорит: «В университете не дают знаний!». Я ему поясняю, что никаких знаний там тебе и не должны давать. Знания могут родиться лишь с твоей голове после работы с информацией, которую тебе дали. В этом варианте у стажера возникают адекватные ожидания: буду анализировать информацию, больше работать с ней — появится знание, не буду — не появится. И запрос к университету — не на знания, а на информацию.

Тоже самое и с ожиданиями от курсов и марафонов: «Хочу быть счастливым, кажется этот человек меня сделает таким». Человек не может сделать, может только:

1. Информация, которую он даст;

2. Деятельность мозга по перевариванию информации.

Знания о том, как быть счастливым/богатым и т.д. могут родиться только в твоей голове. И скажу крамольную вещь: родить знания в своей голове можете только вы.

Так почему же, предлагая в магазине, например, хлеб нам не говорят о здоровье, а продавая информацию поют о счастье (или что там по списку)?Очень просто: потому что поверить в чудо (именно он мне поможет) легче, чем прочитать состав (что там конкретно будут давать). Но вернёмся к первому тезису: При чем здесь человек-продавец и чудо, которое он вам обещает, если речь идет об информации?

Покупайте то, что будете потреблять — очень просто пожелание.

Что же из этого следует?

Для тех, кто ищет ответы на вопросы/решение вопроса (счастье, деньги, здоровье, …):

1. Признайте, что вам нужна информация. Структурированная под вас информация. Покупая информацию, смотрите на ее структуру, анализируйте. Не покупайте спикеров/ не покупайте здоровье — покупайте информацию.

Обратите внимание, что, например, на рынке книг (а это тоже информация) мало кого обвиняют в мошенничестве, так как плохую книгу, люди, прочитав дадут предметный отзыв. Это будет просто неудачный автор. Вы всегда можете посмотреть содержание, прочитать несколько абзацев из книги. Она структурирована!

2. Вам нужно выбирать продукты, которые помогут именно вам превратить информацию в знания. Я уверяю вас, поискав информацию, вы много чего найдёте и даже если вам эмоционально понравился харизматичный спикер и его курс — вы придёте на тот же курс осознанно, с уже с базовым представлением зачем вы тут и что хотите взять от него. При этом надо честно признаться себе, что вы планируете анализировать информацию и превращать её в знания. Очень много людей покупают «красивое тело», но не хотят вместе с тренером делать физические упражнения.

3. Признайтесь себе еще в том, что кроме того, что вы обманываете себя, вы кормите тех, кто на самом деле и не планировал ничего вам давать. А зачем, если вы всё равно ничего не берёте. Это очень похоже на то, что вы начинаете давать денег вроде бы нуждающимся, но их не становится не меньше, а больше. Так как вы не собираетесь разбираться, кому даёте и среди нуждающихся всё больше появляются проходимцы, которые мимикрируют под нуждающихся. Для тех, кто пытается найти мошенников, которые продают воздух:

Ребята, (например, Андрей Ковалев, которые так активно борются с мошенниками-инфоцыганами) пока есть люди, которые отдают деньги за то, что кто-то делает и это вписывается в рамки закона — это всё будет жить.

Поэтому вижу тут путь один: Объяснять людям то, что на самом деле должен представлять из себя рынок инфопродуктов, пропагандировать культуру потребления и работы с информацией (мы когда-то были самой читающей страной), создавать качественные продукты и биться с некачественными на рынке рыночными способами.

Начать дискуссию