Оценка рентабельности франшизы

Оценка рентабельности франшизы

Рентабельность это экономический показатель, который показывает эффективность использования вложенных средств. Проще говоря, сколько денег приносят вложенные деньги. В этом тексте мы предлагаем вам стать инвестором и вместе с нами пройти все этапы оценки рентабельности и принятия решения о покупке бизнеса, франшизы или инвестирования в какой-то бизнес.

ROI

Все мы слышали аббревиатуру ROI (Return on Investment). “Какой у тебя ROI?” спрашивают бизнесмены друг у друга, чтобы по одному показателю понять все о бизнесе собеседника. Возврат инвестиций - это показатель, который показывает способность вложенного капитала генерировать новую прибыль.

ROI = Чистая прибыль / Объем инвестиций. Например 50 000 / 200 000 х 100% = 25% означает, что проект генерирует 25 копеек на каждый вложенный рубль инвестиций.

Естественно, выбирая проекты и сравнивая их между собой, инвестор выберет проект с наибольшим ROI.

Например, франшиза ресторана с инвестициями в 200 млн. рублей, приносит прибылью 70 млн.рублей в год , это значит, что ROI = 70 000 000 / 200 000 000 Х 100% = 35%

То есть каждый вложенный рубль приносит нам 35 копеек в год. Это отличный показатель.

Я использую этот показатель в том числе и для оценки рекламных каналов.

Расходуя определенную сумму на рекламу, я привлекаю клиента и получаю выручку.

По той же формуле я оцениваю, в каком канале я получаю наилучшее соотношение прибыли к вложенным деньгам и выбираю наилучшие рекламные каналы.

Так что описанная формула имеет более широкое применение, чем только оценка инвестиционной привлекательности проектов.

ROS

С 2014 года я занимаюсь франчайзингом, я разрабатываю и продаю франшизы и вопрос оценки рентабельности продаж (ROS) очень важен для нашего бизнеса потому что он позволяет наглядно понять насколько эффективно работает конкретное предприятие.

При покупке бизнеса франчайзи хочет понимать, через какое время он сможет вернуть вложенные средства, то есть через сколько наступает окупаемость.

Это понять достаточно просто.

Окупаемость = Инвестиции / Месячная прибыль

Так вот рентабельность в нашем примере это процент прибыли в выручке компании.

Рентабельность продаж (Return of sale, ROS) = Прибыль / Выручка Х 100% какую часть выручки составляет чистая прибыль компании. Он отражает эффективность операционной деятельности и помогает понять, насколько прибыльна компания в отношении своих продаж.

Интерпретировать этот показатель весьма просто:

  • высокий показатель ROS говорит нам о том, что
  • компания эффективно управляет расходами и получает эффективную прибыль с каждой единицы продаж.
  • ценообразование эффективно, то есть компания может устанавливать цены на свой продукт выше конкурентов.
  • бизнес-процессы налажены правильно. Естественно, покупая франшизу, именно это и хочет получить потенциальный франчайзи.

Финансовый анализ ROS

ROS это обычно тот показатель, на основании которого франчайзи принимает решение о покупки франшизы.

Чем большую часть выручки бизнес может оставить в качестве прибыли, тем более эффективной является бизнес модель.

На каждом рынке есть своя норма рентабельности.

Так например, на самом понятном нам рынке общепита рентабельность колеблется от 30% и ниже.

Большая редкость если кафе сможет показывать рентабельность свыше этой цифры. Думаю, я буду прав если скажу, что обычные рестораны показывают около 25% рентабельности.

В ритейле свои показатели и предприниматели на этом рынке привыкли к гораздо меньшим показателям, иногда и 10% и 5%.

Было бы слишком просто делать выбор бизнеса или инвестпроекта, базируясь только на показателе рентабельности. Мы должны быть уверены, что предлагаемые цифры достоверны, верно рассчитаны, а главное, что мы мерим, что бизнес будет показывать именно такие цифры.

Следует более детально погрузиться в анализ показателй, чтобы лучше понять структуру доходов и расходов бизнеса и сделать выбор на основании цифр.

Рассмотрим показатели, которые влияют на рентабельность и которые нам важно изучить при принятии решения об инвестировании ресурсов в тот или иной бизнес проект:

Себестоимость продукции - стоимость ингредиентов, сырья, из которого производится ваш продукт является себестоимостью. Чем бОльшую долю занимает себестоимость в сумме выручки, тем менее интересен проект. Опять же, никуда не деться от сравнения себестоимости с альтернативными поставщиками и альтернативными проектами.

Проще говоря, а можно ли купить то же самое дешевле, а если нет, то какая себестоимость у наших конкурентов и почему? Если копать совсем глубоко, то себестоимость можно разложить на составные части: цены закупки, списание, следование рецептурам и технологиям. Постоянное совершенствование производственного процесса ведет к снидению себестоимости.

Выгодность франшизы в том числе зависит от умения компании работать со своей себестоимостью. То есть компания так оптимизировала свои процессы, что ее модель позволяет получать продукт дешевле конкурентов.

Если себестоимость сильно ниже, чем у конкурентов, стоило бы понять, за счет чего мы их обгоняем по этому показателю? Или же мы не обгоняем, а просто рисуем красивую картинку в нашей модели.

Ценовая политика - естественно, на рентабельность напрямую влияют цены, установленные на наш продукт. Если наш бренд узнаваем, а продукт любим потребителем, то мы можем при сходной или даже меньшей себестоимости, устанавливать более высокие цены. Часто можно услышать от продавца в магазине электроники “да продукт такой же просто цена за бренд”. Естественно, нам как инвесторам выгодно чтобы бизнес, который мы покупаем или к которому присоединяемся, умел установить высокие цены и потребитель готов был бы такие цены платить.

При оценке бизнес модели стоило бы проверить уровень цен и подтвердить цены личным визитом или тестовой закупкой.

Средний чек может отличаться в зависимости от региона, от места расположения. Вам важно подтвердить, что эти цены валидны конкретно для вашего случая.

Завышение среднего чека могут немного завысить рентабельность и сделать финансовую картинку бизнеса более привлекательной.

Объем продаж - сколько человек покупает продукт, проще говоря, сколько транзакций предполагает модель.

Этот показатель поможет вам прикинуть заявленную цифру с реальностью. Тут есть две крайности, обе из которых несут риски:

слишком дорогой чек, который доступен далеко не всем, а значит трудно будет найти клиентов;

слишком массовый продукт, то есть он дешевый, а значит нужно слишком много транзакций и будет проблема собрать такое количество потребителей.

При анализе проще всего изучить показатели аналогичных бизнесов и продуктов на рынке и подставить в модель взвешенный показатель с поправкой на вашу реальность.

Расходы на аренду - сколько стоит аренда помещения под конкретный бизнес и какую долю в выручке она занимает. Этот расход напрямую зависит от специфики бизнеса. Если у нас роскошный ресторан, то наверное, мы должны размещаться в самом центре города на дорогой аренде. Если у нас услуги, и мы привлекаем потребителей в интернете, то возможно, помещение может находиться в спальном районе не требовать высокой аренды.

Вам нужно вникнуть и понять, какое действительно нужно помещение и за сколько вы его найдете в своем городе.

Фонд оплаты труда - сколько мы заплатим команде в качестве заработной платы и всевозможных компенсаций. Естественно, чем меньше человек нужно и чем менее квалифицированными они должны быть, тем больше нам нравится проект. В наших ритейл проектах этот показатель может быть и 10%, в ресторанных проектах это может быть 25%. В любом случае вам нужно понять, из чего состоит показатель и как это отличается от конкурентов.

Расходы на маркетинг - сколько мы должны тратить на привлечение потребителей. Если мы говорим про услуги, этот показатель будет существенно высоким, потому что мы постоянно должны прогревать аудиторию, чтобы наше количество записей не снижалось.

Развитый бренд даст вам клиентов без необходимости тратить деньги на постоянную рекламу. Чтобы оценить силу бренда, вам нужно провести исследование и понять, насколько люди знают этот бренд и, как вы уже могли догадаться, сравнить указанный расход с аналогичными бизнесами.

Операционные расходы - все остальные расходы, которые необходимо вести для ведения этого бизнеса: интернет, хозяйственные расходы, вывоз мусора, электроэнергия и тд. Обычно это не столь высокая доля в выручке, но важно выписать все все расходы, потому что чаще всего франшиза забывает указать какие-то расходы, чтобы сделать картинку красивее. Нам же важно увидеть реальную картинку, а потому мы вписываем все, даже копеечные расходы.

Налоги - расход, который несущественно влияет на выбор проекта, но тут нужно обратить внимание, на систему налогообложения и сравнение с альтернативами, возможно6 на другой форме получится меньше расходов.

Вот так видится процесс оценки рентабельности в наших проектах. Создавая финансовую модель для очередной франшизы, или выбирая франшизу для кого-то мы обращаем внимания именно на эти цифры. Повторяя сказанное, при анализе каждого показателя мы должны понимать:

  • насколько он достоверен
  • каков он у конкурентов
  • как он будет меняться при переносе на нашу территорию (в наш регион)
  • как мы можем оптимизировать его
  • дает ли конкретный проект преимущества конкретно по этому показателю

Естественно, рентабельность - это главный показатель бизнеса, на основании которого принимается решение о выборе того или иного бизнеса, но вместе с тем, необходимо правильно провести анализ всей бизнес модели, чтобы подтвердить или опровергнуть заявленную цифру, и как итог принять правильное решение о покупке бизнеса, франшизы, или совершение правильных инвестиций.

Перечисленные показатели ROI, ROA, ROS ,ROE по факту говорят нам об одном, насколько правильно используются деньги, однако каждый показатель подсвечивает бизнес немного с разных сторон, но так или иначе позволяет сравнить и выбрать наиболее прибыльный и эффективный вариант.

22
Начать дискуссию