{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Создать франшизу самому

Франшиза DIY 

Франчайзинг один из способов масштабирования бизнеса. Это широко применяемый способ привлечь франчайзи, которые помогут в развитии, переняв вашу бизнес модель и методы ведения бизнеса.

Чтобы стартовать франшизу есть два способа:

Упаковать франшизу самостоятельно. И именно об этом пути мы поговорим в этой статье. У меня есть курс, который называется "Как упаковать франшизу самостоятельно за 1 месяц бесплатно", и в этом лонгриде я постараюсь передать основное содержание курса, чтобы вы могли быстро понять круг задач, которые необходимо решить в процесс разработки франшизы, а также сделать выбор, подходит ли этот путь для вас и вашего бизнеса.

Итак, по условиям задачи мы должны упаковать франшизу:

  • бесплатно
  • за 1 месяц
  • самостоятельно

Как мы поймем, что франшиза готова

  • Партнер сможет открыть наше заведение
  • Он сможет корректно и комфортно им управлять
  • У франчайзи будет такой же продукт, как у нас
  • Франшизная точка будет приносить такую же прибыль, как и наши
  • Сопровождать партнера будет готовая команда

План проекта

Для начала ознакомимся с моим планом упаковки франшизы, который я составил как раз на 1 месяц.

Разберем каждый из этапов и дадим рекомендации по каждому из них.

Исследование

Франшиза - это продукт, который ориентирован на определенную аудиторию и имеет определенную функцию: приносить прибыль.

Чтобы наш продукт был максимально удобен потребителю, мы должны выявить основные ожидания наших будущих франчайзи. Для этого мы проводим глубинные интервью. В ходе интервью мы хотим выявить:

  • критерии выбора франшизы
  • барьеры
  • ожидаемая стоимость франшизы
  • условия
  • уровень сопровождения
  • информация, которую предоставляет франшиза
  • помощь в открытии
  • разделение ответственности между франшизой и партнером

Не рекомендую угадывать за франчайзи, что для него хорошо, лучше напрямую спросить об этом. Черты будущей франшизы вырисовываются именно на этапе исследования.

Финансовая модель

Далее мы погружаемся в исследование финансовой составляющей нашего бизнеса: какие вложения, какая выручка, какая чистая прибыль, через сколько наступает окупаемость - это вопросы, на которые должна давать ответ финансовая модель. Я сознательно не хочу публиковать реальный эксель с моделькой потому что не хочу вас заморачивать. Вы должны описать реальные цифры вашего бизнеса, а красота самого файла для нашей задачи не имеет существенного значения.

Пара рекомендаций:

Лучше сделать несколько моделей для разных городов, потому что ситуация в миллионниках, столице и мелких городах будет существенно отличаться.

Можно набросать несколько сценариев: пессимистичный, оптимистичный, средний, чтобы франчайзи мог рассчитать, к чему стоит готовиться.

Перечислите все расходы, даже самые мелкие. Франчайзи должен увидеть всю картинку, у него не должно появиться ощущения, что вы что-то скрываете.

Учтите сезонность, практически любой бизнес подвержен сезонным колебаниям спроса.

Учтите период “разгона”, скорее всего, ваш бизнес не с первого дня показывает свои максимальные показатели по выручке, ему требуется какое-то время чтобы выйти на плановые значения. Отразите это в вашей финансовой модели.

Условия франшизы

Финансовая модель готова, теперь нужно разработать условия, которые будут обеспечивать прибыль вам, но не будут при этом зажимать бизнес франчайзи.

Когда мы разрабатываем условия для очередной франшизы мы ориентируемся на следующие факторы:

себестоимость запуска нового партнера - на открытие точки расходуются какие-то средства, вы не должны запускать точки себе в минус, естественно, паушальный взнос должен компенсировать базовые расходы на запуск.

какие условия у франшиз-конкурентов - ваша франшиза существует в конкурентном поле, а поэтому стоит сделать поправку на цены конкурентов. Определите также, что вы хотите сказать своей ценой: вы хотите быть дороже всех, либо наоборот будете

какие условия у лидера рынка - при определении цены вашей франшизы вы должны держать в фокусе условия франшизы лидера рынка.

спрос на вашу франшизы - естественно, базовые законы рынка никто не отменял, если нет отбоя от желающих купить вашу франшизу, это обязательно повлияет на цену.

цена как фильтр - в зависимости от того, каких франчайзи вы хотите видеть в своих рядах, назначается соответствующая цена. Если вашим франчайзи может стать практически любой человек, то и цена может быть сколь угодно низкой. Если же вы ищете предпринимателей, которые крепко стоят на ногах, и имеют запас инвестиций, паушальный взнос также не может быть слишком маленьким.

Приведу пример.

Нам нужен предприниматель, который сможет “осилить” 50 млн. инвестиций в открытие ресторана. Паушальный взнос просто не может быть меньше 2-3 млн. рублей. В такой ситуации, при низком паушальном взносе, например в 500 тысяч рублей, мы рискуем получить партнера, который открывает на последние и в запасе у него нет достаточных средств.

Презентация+лендинг

Разработанные условия мы формулируем в презентацию и посадочную страницу, на которой партнеры могут оставлять свои заявки.

Естественно, инфобизнесмены скажут, что очень многое зависит от того, как оформлен лендос, но мне кажется, что самое главное, чтобы условия были донесены внятно, понятно и без лишних рекламных призывов.

Старт продаж

Я рекомендую запускать продажи уже в процессе проекта по разработке франшизы.

Это поможет вам ориентироваться на реального потребителя, а также позволит быстро перейти к реальным действиям и уже получить результат в виде открытых точек. По моему опыту, на запуск переговоров по новой франшизе уходит 3 недели- месяц. Я считаю, что нет смысла ждать окончания проекта и терять время. В идеале получить продажу уже по окончанию проекта по созданию франшизы.

Договор коммерческой концессии

Переносим условия в договор коммерческой концессии. Этот тип договоров обладает определенными врожденными чертами:

передается КИП (комплекс исключительных прав), который включает товарный знак, технологии,брендинг и элементы дизайна, примеры проектов помещений, архитектурные руководства, гайды и тд.

договор предполагает конфиденциальность - франчайзи не может делиться полученными элементами КИП, сотрудники подписывают NDA.

КИП передается на условиях исполнения стандартов - стандарты и правила передаются и постоянно проверяются. В случае нарушения предусмотрены штрафы вплоть до отзыва прав.

договор предполагает штрафы за:

  • разглашение конфиденциальной информации
  • за нарушения
  • за изменение технологии
  • некорректные отчеты (когда партнер занижает выручку чтобы снизить роялти)

Франчбук / Брендбук / Гайд

Перечислите все процессы, которые у вас есть в компании на всех уровнях и опишите эти процессы в едином документе.

Опишите все стандарты

Опишите процессы открытия

Сформулируйте все технологии производства продукта: технологические карты, матрица товаров и тд.

Команда проекта

Для упаковки франшизы соберите команду франшизы из ваших сотрудников, которые будут быстро собирать материалы по вашему запросу. Важно, чтобы все ключевые сотрудники были вовлечены в процесс создания франшизы, стали частью франшизы, внесли вклад в ее рождение. Если франшиза спуститься на сотрудника “сверху” и он не будет разделять идеи этой самой франшизы, то это может превратиться в итальянскую забастовку, когда для вида франшизу развивают, но не верят в ее реализацию. Поэтому сотрудников привлекаем, слушаем, вытаскиваем информацию, утверждаем результат.

Рекомендуется привлечь к проекту ключевых сотрудников:

ответственный за продукт - шеф-повар, закупщик, методист учебного центра и тд.

ответственный за сервис - упралвяющий, менеджер и тд.

финансист - тот, у кого есть данные о деньгах все точек, возможно, бухгалтер или коммерческий директор.

инженер - ответственный за открытия точек, который знает, какая высота потоклов должна быть, какая вытяжка нужна и тд.

маркетолог - ответственный за бренд, который сможет рассказать о продукте, об аудитории, о том, как стимулируется спрос и тд.

Волшебные таблетки

Вы как собственник бизнеса на 1 месяц должны отсоединиться от всех процессов и заниматься только разработкой вашей франшизы. Очень много франшиз до сих пор не упаковались потому что основатель не мог оторваться от “текучки” и заняться наконец созданием франшизы.

Очень уважаю стремление к перфекционизму, потому что сам являюсь таковым, но за 1 месяц можно построить минимальный продукт и потом докручивать его месяцами, доводя до идеала.

Создавайте вашу франшизу для конкретного покупателя: можно вымышленного (это может быть выбранная роль из числа сотрудников или кто-то из руководства), или настоящий покупатель франшизы. Вы можете провести некий “пресейл” и подобрать первого франчайзи, который готов стать “пилотным” франчайзи за скидку на паушальный взнос.

0
2 комментария
Business Cat

Набор Франшиза "Сделай сам"

Ответить
Развернуть ветку
Yokodzuna

Мы тоже сами упаковывались, но я вот до сих пор не знаю некоторых аспектов.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда