Идеи из ниоткуда: проверенные методы креативного прорыва

Вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда нужно срочно придумать что-то новое и оригинальное, но никак не получается? Казалось бы, у вас есть опыт, вы профессионал, и пора создать что-то своё или хотя бы заметное на уровне компании. Вы чувствуете, что способны на это, но все идеи кажутся уже реализованными.

Не торопимся никого винить и считать себя нетворческим человеком. Сейчас я всё объясню.

Держи идею!
Держи идею!

Дело в том, что наш мозг крайне эффективен. Чтобы мы действовали максимально продуктивно, он постоянно ищет простые пути – шаблоны. В нормальном состоянии мы функционируем в рамках привычных контекстов и поведенческих паттернов. Мозг даже отфильтровывает 'фоновый шум', самостоятельно определяя, что к нему относится. Это, конечно, особо обидно.

И пока вы ищете новую идею, ваш мозг ищет знакомые шаблоны.

И даже известный подход Growth Mindset здесь не сильно поможет. Он отлично работает для личного и профессионального развития и накопления опыта, но не для мышления вне привычных рамок.

Для тренировки креативного мышления существуют специальные техники. Некоторые из них широко используются гейм-дизайнерами, а изначально были разработаны ещё в 1960-х годах.

Я хочу рассказать о синектике и нескольких эффективных методах, основанных на ней.

1. Метод случайных слов.

Пишем (для надёжности) задачу. Потом берем словарь и выписываем несколько случайных слов. Обратите внимание, не мухлюем, беря якобы первые пришедшие в голову слова, а берем слова из независимого источника.

И потом пытаемся связать это случайное слово с задачей.

Например, мне нужно придумать идеи того, как развивать сервис фотографий, и мне попались слова режим, загар и дьякон. На связи этих слов можно увидеть идеи для сегментации, и паттерны использования, интересы людей, и конечно, новые фичи.

Согласно науке (и я с этим согласна), метод случайных слов не принесёт вам новых идей. Он направлен на то, чтобы разбить в вашей голове шаблоны и связки. Впустить в голову новые контексты.

2. Ментальные карты.

Пишем на листе центральную тему, а затем все идеи и ассоциации с подтемами. Например, что такое «Красивая картинка»? Это про «что изображено», «как», «где», «кем», «как сочетаются цвета», «как сочетаются линии и элементы», а ещё это «разрешение» и «предобработка».

Меня зовут Таня, и я пишу всякое разное интересное в своем канале Семейка Продактов

Как только вы опишете все эти категории и ассоциации, у вас появится куча идей для улучшения продукта или неочевидные способы решения задачи. Это отличный способ, когда у вас много мелких идей, их хочется как-то зафиксировать, но использовать всерьёз нельзя.

Обычно, у меня в процессе выстраивания ассоциаций и категорий несколько мелких идей сливаются во что-то одно крупное, с чем можно работать.

3. Комбо-техника SCAMPER – акроним из приёмов. Это очень крутой и действенный метод, им можно создавать мощные идеи и «голубые океаны». Загвоздка только одна: SCAMPER лучше всего работает на мозге, раскачанном первой и второй методикой.

Substitute (Замена)

Combine (Комбинирование)

Adapt (Адаптация)

Modify (Модификация)

Put to another use (Применение в другой области)

Eliminate (Устранение)

Reverse (Обращение)

Например, берём Netflix, и добавим в него интриги из сервиса знакомств – вы узнаете, кому нравится кино, после того, как полностью его посмотрели и оценили, и если этот человек в вашем городе, вы сможете початиться анонимно, если хотите. А потом не анонимно. Вот у нас и придумался достаточно оригинальный сервис знакомств, в котором не нужно ничего делать, кроме того, что ты делаешь обычно, и сразу есть тема для общения.

Идею – дарю, и для иллюстрации эффективности метода - я придумала её за 5 минут, в процессе написания статьи.

Жду ваши идеи в комментариях.

Прокачаем творческое мышление!

88
22
4 комментария

Как метод нравится вам больше всего?

2
Ответить

они в комбо лучше всего работают ))
первый расшатать коробочку мышления, второй - приручить кучу мелких думушек, которые обязательно прилетают в голову

а третий уже боевой, но если второй и первый не делать, не отработает по полной

2
Ответить

Похоже на работу при анализе сновидений и в имагинативных техниках. Там тоже можно и линейные и циркулярные ассоциации использовать... И архетипы и др . Термины уже активно в маркетинг затаскивают

1
Ответить

Ну и то и то работа с переводом подсознательного в нужный режим работы 🙃

1
Ответить