Франшиза на хайпе

Все франшизы, которые работают сейчас на рынке можно разделить на 3 большие группы:

  • те, кто продают бизнес-идею
  • те, кто продают бизнес-модель
  • те, кто продают классическую франшизу

Последний, к сожалению, в меньшинстве, о причинах такой ситуации мы писали в этой статье.

Сегодня разговор пойдет о франшизе первого типа "Бизнес-идея"

Франшиза типа "Бизнес-идея"

Сейчас этих франшиз развелось достаточно много. Такое бурное развитие - это веяние времени, рост технологий, открытие новых для России рынков, интерес к бизнесу у молодых людей, открытость информации. Но это самые опасные и рисковые франшизы.

Зацепив такую идею, предприимчивые "франчайзеры" быстренько упаковывают ее во франшизу, не имея никакого подтверждения эффективности работы. Чего только стоят франшизы спиннеров или франшизы по продаже мишек из роз, которые активно бороздили просторы франчайзинга 1,5-2 года назад.

Нестандартная или креативная идея может действительно приносить прибыль, но ее жизнеспособность необходимо тестировать

Хайповые франшизы стоят не дорого, обычно от 50 000 до 250 000 рублей , имеют агрессивную рекламу, в основном в социальных сетях, поэтому имеют хороший спрос среди начинающих предпринимателей.

Идея прибыльности бизнеса, обычно, находится на поверхности, т.е. компании-франчайзеру не нужно долго объяснять и доказывать клиенту почему товар будут покупать.

Например сейчас, кому придет в голову сомневаться, что франшизы по продаже или производству защитных масок и санитайзеров не будут пользоваться спросом?

Франшиза на хайпе

И самое интересное, что никого не смущает, что хорошая франшиза должна "обкатать" свои процессы минимум год- два, создать не менее 5 собственных предприятий, чтобы понять, как нужно управлять сетью, и мы уже не говорим о финансовых показателях.

С вами по-быстрому подпишут Договор на оказание услуг (зачем им заморачиваться с лицензионным договоров и уж, тем более, договором коммерческой концессии), вручат бизнес-план, основанный на теоретических выкладках, дадут несколько невнятных рекомендательных инструкций, презентацию, которую гордо назовут брендбук (это в лучшем случае) и отправят в свободное плавание.

Но покупая франшизу типа "бизнес-идея" вы должны отдавать себе отчет, что на этом бизнесе заработает только компания-франчайзер, которая соберет с вас паушальные взносы, но никак не предприниматели. Пока вы раскачиваете свой бизнес в регионе тренд уже пройдет и зарабатывать будет попросту не на чем. В лучшем случае, вы окупите свои вложения и затаите обиду на все другие франшизы.

Называть такие франшизы мошенниками нельзя, т.к. с точки зрения законодательства они ничего не нарушают. Эти ребята просто зарабатывают на жажде людей к быстрой и легкой наживе.

Самое неприятное, во всей этой истории - это не разбитые сердца начинающих предпринимателей и их пустые кошельки, а то, что на франчайзинг, как форму развития бизнеса, ставится клеймо обмана, хотя это в корне не верно.

Есть масса недорогих франшиз, которые с гордостью носят свое имя и дают возможность, пускай не так быстро, но эффективно запускаться и работать новому поколению предпринимателей.

Франшиза - это всегда бизнес с долгосрочной перспективой, это то, что будет работать и будет востребовано три, пять, десять и более лет.

Начать дискуссию