{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что сделать, если очередное обучение не принесло вам роста в деньгах и ответственности

В последние несколько лет курсов, воркшопов и других форматов онлайн-обучения становится все больше и больше.

Сегодня я попробую вовлечь ваше критическое мышление, поработать с ожиданиями и рассказать о том, почему никакое обучение не гарантирует роста по грейду, зарплате и ответственности.

Меня зовут Валерия Розова, и я сама — автор интенсива для менеджеров продукта. Казалось бы, я должна вам всем продать идею того, что «ой от всего обучения не вырастите, а от моего прям попрет». Но это неправда, и я этого делать не стану. От моего тоже не попрет, и я видела, как у кого-то после моего интенсива шик, блеск, и рост в СРО и в два раза по зарплате, а у кого-то дырка от бублика.

Примеры шика и блеска (дырочкой от бублика никто не поделился)

Почему так? Потому что обучение даёт вам знания, компетенции, инструменты и подходы, но не объясняет, как расти и что на этот рост влияет.

Корочкой от курса не накормить руководителя, на ней не заработать миллионы прибыли для компании, и ею уж точно не возможно впечатлить коллег, сотрудников и членов команды настолько, чтобы они замотивировались и пошли работать изо всех сил.

Чего людям обычно не хватает для роста в работе

Как вы можете увидеть, этому обычно не учат на курсах.

1. Смелости. Большинство людей думают, что кто-то будет под лупой из всей горы своих дел наблюдать за ними, а потом кааааааак предложит им повышение. Как сказала Ксения Стернина на нашем мероприятии, это уже так себе работает на руководителях. А я бы добавила, что такое правило и вовсе не работает. Повышают тех, кто это хочет, регулярно об этом говорит, спрашивает, как это получить, а потом много работает и использует каждое окно возможностей. Те, кто молча ждёт, что на него «обратят внимание», будут ждать долго, непредсказуемо, а потом сплетничать о том, как такой талант опустили. Be bold.“Наше мероприятие”, которое я упоминаю в этом абзаце и ниже — “День Бешеного Продуктового Развития”, на котором выступили эксперты из 12 международных компаний таких, как Wise, Wolt, Osome, Arrival, HyperAuditor, Englease, Deliveroo и других. Вы можете зайти на сайт мероприятия, изучить программу, и, если вам она понравится, купить видеозаписи выступлений. По ссылке вот здесь: https://www.wannabelike.ru/productday

2. Умения делать новое. Меня шокирует каждый раз, когда люди при виде принципально новой вещи, которую они никогда не делали, говорят «ой нет не умею», или «ой давай ты сделаешь за меня, ты же тут у нас эксперт». Или признают, что у них не вышло, так и не попробовав. Невозможно вырасти, если регулярно не делать новые для себя вещи. Да, страшно, да, непонятно, да, неизвестность, но иначе не бывает. Вы собираете вещи и садитесь в этот чертов самолёт, не смотря на страхи. Боимся, но делаем — это и есть прогресс, это и есть рост.

3. Умения по-настоящему отвечать за деньги и за результат. Пыталась, но не смогла посчитать, сколько раз мои сотрудники/менти/ученики били кулаками по столу и кричали, что им надо срочно начать отвечать за деньги. А когда к ним приходила реальная ответственность за бабло, потраченное на команду, или за заработанный кэш, они съезжали с горке на попе в стиле «ой нет, а вдруг я не справлюсь» или «ну я очень высокого класса специалист, но деньги считать не умею, это не мое». Арт-директора, креативные директора, стратеги, партнёры, все люди, которые реально растут в бизнесе, а не просто двигают кнопку, отвечают за деньги. Это надо уметь, это надо понимать. Не в концепции, а в реальности.

4. Терпения и выдержки. Все перечисленное в пунктах выше и ниже надо делать каждый день и долго. Любой проект — маленькие регулярные шаги. И часто, люди просто не соблюдают эту регулярность и им не хватает выдержки. Они бросают при первом конфликте интересов, при первом отказе, при первой неудачи. А достаётся все тем, кто писал в блог каждый день, тем, кто выбрался из кучи хейта, отряхнулся и пошёл дальше, тем, кто не упал в кювет, выпустив на рынок гнилой продукт, в придумал, как его изменить, тем, кто нашел способ наладить рабочий процесс с боссом после ссоры. Достаётся тем, кому хватает веры и терпения идти до конца.

5. Коммуникации. Умение открывать рот, подвешенный язык, навык убеждения — это не коммуникация. Это отдельные умения и навыки, которые сами по себе имеют очень локальный эффект. Коммуникация — это когда вы умеете множеством способов донести мысль до кого угодно, это умение понять, что вас не поняли, умение переформулировать так, чтобы поняли, умение без трясущихся коленок зайти на переговоры почти в любую комнату, умение позвонить и чего-то попросить. «Ой, я не хочу его лишний раз беспокоить», метафоры, манипулятивное общение, вялый паблик спикинг — нельзя назвать хорошей коммуникацией.

6. Анализа людей и ситуации. Люди просят повышение на ровном месте в вакууме.То же, с нашего ивента (если вы не попали, срочно идите и покупайте видос!) — Алина с опытом в Google, YouTube на вопрос про то «как вырасти в корпорации» сказала так: «посмотрите, что сейчас самое важное у компании, куда она пойдёт? Если она будет делать подписки — постарайтесь перейти туда на любую роль, без роста. Если компания туда вкладывается, значит направление быстро вырастет, и вы сможете занять новую роль». Гениально и просто. Нельзя расти в лютый кризис, если не вы — главный спаситель компании, нельзя расти просто потому что пора. Можно расти, когда есть дрожжи — ваша задача их отыскать.

7. Времени. Может быть, это крамола, но я не верю в эпичные истории роста с 10 до 18. Да-да, ворк лайф беленс, я и сама — работающая мама, я понимаю. Но вам придётся искать где-то время. Даже если это время в душе, на прогулке и где-то ещё. Время на придумывание, время на энтузиазм, время на «посидеть без всех и подумать». Только полное вовлечение в проект даёт рост. А полное вовлечение с 10 до 18 — утопия.

8. Большой картинки. Страшно повышать человека, который мыслит локально, кустарно и на три этажа ниже тебя. Страшно, что надо будет его бебиситить, что он наделает там операционки своей, что он не принесёт ничего нового, что он не поведёт локомотивом к новым вещам. Страшно, иррационально и глупо, поэтому не повышаем.

9. Знакомств и связей. Пахнет девяностыми, но это так. Везде (слышите, везде!!! а не только в России) важны ваши контакты. Для сейлс позиций — ещё и умение их нарабатывать быстро и эффективно. Контакты дают вам знания, продажи, коллаборации, новых контактов. Это — ваша дополнительная плюшечка, за которую вас повысят.

10. Силы вашего бренда. «Омг, я просто очень сильно талантлив» — скажите вы. «Омг, я ниже этих подпрыгиваний с барабанами, я делают саенс, науку» — скажете вы. Класс, только вероятность, что вас повысят/наймут гораздо выше, если вас знают. Вас порекомендуют, вы придёте в голову, вы будете на слуху — ваша ценность возрастёт. Это как с консьюмерским брендами. Знание бренда, рекомендации, реклама — это приводит нас к покупке, а не то, что они очень качественные и молчат. Скорее всего они вообще скоро закроются.

Нет, конечно, это не повод бросить учиться. Просто, выбирая себе обучение, постарайтесь учесть эти вещи, чтобы:

а) поработать с собственными ожиданиями, и не ждать, кто после курса, вы назначите встречу боссу, покажите сертификат и получите повышение б) выбрать ту программу, того спикера/преподавателя, который понимает, от чего зависит рост, и готов вас этому поучить

А если вы проектируете образовательную программу, которая должна помочь людям вырасти, обратите внимание на все эти вещи и дополнительно подумайте, как им научить.

Что я делаю, чтобы учить этим вещам своих студентов

  1. Мотивирую их делать новое. Ребята делают сложные групповые проекты, ставят себя на роль СЕО всей своей компании, учатся объективно оценивать свои компетенции, решают бизнес-кейсы, разговаривают с незнакомыми людьми — удивительно, но большинство моих студентов никогда не делали минимум 2–3 вещи из этого списка. Некоторых ломает, они прокрастинируют и не делают дз. Я пытаюсь применить все свои силы, чтобы сдвинуть их прогресс с мертвого места. Первый шаг — самый волнительный, дальше они двигаются смелей.
  2. Учу людей знакомиться и развивать нетворк. Одно из упражнений у меня на потоке — пообщаться с предствителями пяти разных компаний. Вы бы видели, с каким сопротивлением я сталкиваюсь. “не хочу/не буду/я рожден не для этого”. И какой кайф, когда я слышу их фидбек в конце — “никогда не думал, что это настолько полезно”, “не думал, что с людьми так легко познакомиться”, “за 5 разговоров узнал больше, чем за год”.
  3. Делаю первые шаги для развития личного бренда своих студентов. В рамках каждого потока мы делаем групповые проекты. Это проекты не в стол, я публикую их, и инвестирую деньги в то, чтобы они получили охваты и просмотры. Каждая такая статеечка и инициатива — вклад в портфолио и резюме моего студента. Так, например, наш проект про списки метрик собрал 37 тысяч просмотров.
  4. Даю упражнения на распознавание большой картинки, анализ ситуации и людей. Многие говорят мне “ты с ума сошла — зачем мидлам изучать стратегию продукта”, им надо в аналитике ковыряться. Я такому мышлению не доверяю, именно по тем причинам, которые описала выше. Чем раньше они научатся видеть helicopter view, тем умнее они будут работать, и тем быстрее вырастут.
  5. Учу доделывать, переделывать, а иногда — стирать вообще все и начинать заново. Проблема тестов, селектов и односложных ответов в том, что они не учат вас выдержке. В реальной жизни нет “одного ответика” в реальной жизни вам надо уметь признать свой провал, ошибку и поражение, встать и пойти дальше. Самые вдохновляющие истории — это когда я даю только развивающий фидбек на работу студента, а он берет и через 3–5 итераций создает шедевр. Этого невозможно добавиться кликом или тестиком, это итерации и, так называемые, feedback loops.
  6. Знакомлю с деньгами. Только 1 из 10 студентов на моих интенсивах может с порога посчитать финмодель. И это при том, что ко мне почти не приходят учиться джуны. Мы не просто разбираемся в том, чем выручка отличается от прибыли, мы ковыряем все виды финотчетов, гадаем по P&L, и учимся присваивать себе этот инструмент. Некоторые ребята с удивлением после занятия по финансам впервые смотрят на деньги бизнеса, в котором работаем.

Что-то из критериев роста можно получить и на курсе, как видите. Но я сомневаюсь, что кто-то сможет преподать вам урок по смелости или по времени. Поэтому, не свешивайте ножки, основная работа все равно будет за вами.

В тексте я упоминала

1. День Бешеного Продуктового Развития (доступны только видеозаписи) — https://www.wannabelike.ru/productday

2. Интенсив для менеджеров продукта (старт нового потока — 6 февраля) — https://www.wannabelike.ru/rozova

0
2 комментария
Камилла Хансулина

Смелости училась несколько лет. Пока не начала спрашивать себя, что я умею и какую зарплату реально могу просить

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Валетов

а я специально говорил не много завышенный ценник и раз по разу это прокатывало

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда