Как не попасть под нож: что делать и как развиваться, чтобы не попасть под сокращения

Около 60 000 IT специалистов сократили из топовых компаний только лишь в декабре 2022 года. Среди компаний Google, Meta, Twitter, Stripe, Doordash, Salesforce. Этот тренд релевантен не только для США и Великобритании, сокращения происходят по всему миру, во всех индустриях и отраслях, от банкинга и крипто-проектов до эдтеха, фудтеха и медтеха.

Я — Валерия Розова, основательница TYPICAL, платформы для развития руководителей и команд, и автор продуктового интенсива Wannabelike. Сегодня я хочу поделиться своими заметками о том, как не попасть под волну сокращений.

Но сперва немного про сокращения. Потерять работу может любой, причем в разных форматах. Пока вы работаете в найме, риск оказаться уволенным есть всегда. Как и в любом риск-менеджменте, стоит думать об этом заранее. Во время активных сокращений лишними не будут следующие действия:

  • обновите до последней версии свое резюме. Сфокусируйтесь на том, чтобы описать там свои достижения, порефлексируйте об опыте и четко укажите свой “трек” и профиль. Из резюме должно быть понятно, в чем вы особенно хороши и чего добились на предыдущих местах работы. Поверьте, если вдруг вас сократят, то состояние и настроение будет не совсем такое, в котором хорошо пишется резюме.
  • поработайте над профилем LinkedIn. Заполните все разделы, напишите интро про свой фокус и амбиции, соберите рекомендации, расскажите о дополнительных проектах, прикрепите публикации, разработанные продукты в формате кейсов или презентаций. Так, вероятность того, что вас быстро заметят и предложат альтернативу вашей сокращенной позиции — выше.
  • подпишитесь на несколько каналов с вакансиями. Это важно сделать, чтобы быть в курсе того, кто вообще сейчас нанимает. В эти компании можно будет постучаться сразу же, если вдруг вы потеряете работу.

Теперь перейдем к тому, как не попасть под нож, и обсудим, что же делать, чтобы вас точно не сократили.

  1. Проведите честный 1-1 со своим руководителем. Задача встречи — не вытрясти из него список тех, кто под угрозой. Важно проговорить текущую ситуацию — попросите поделиться видением и рисками. После этого задайте прямой вопрос “Что мне делать и на что обратить внимание, чтобы меня не сократили?”. Это не ставит вас в позицию слабости, а показывает, что вы дорожите работой, готовы быть гибким и меняться, потому что понимаете, что этого требует окружающая среда.
  2. Проанализируйте, куда смотрит компания, и больше работайте с этим направлением. Фокус компании — это то, во что она больше всего верит, и, значит, будет сокращать в последнюю очередь. Например, если компания сейчас занимается международным рынком, оптимизацией юнит-экономики, разработкой нового продукта или чем-то еще — попробуйте туда влезть. Можно делать это в дополнительные часы, можно встретиться с лидами этих направлений и предложить им помощи, можно начать проводить экспертные интервью, чтобы быстрее разобраться в тематике.
  3. Найдите на себя деньги. В “хорошие времена” мы часто не задумываемся о том, откуда у компании на нас деньги, особенно, если мы работаем на позиции миддл. Но эпоха сокращений — самое время научиться и начать считать финансы. Сколько стоите вы и ваша команда? А сколько денег вы приносите? Вы окупаетесь? Вы, наверное, удивитесь, но большинство продактов не знают стоимость своей команды. Посчитайте это, и поймите, что вы можете сделать, чтобы стать “прибыльными”? Может, есть какие-то низковисящие фрукты вроде платной доставки, более дорогих тарифов в часы-пик или еще каки-то вещи, которые можно сделать быстро, чтобы начать приносить компании больше денег и окупиться.
  4. Сократите расходы. То, что компания думает/делает сокращения, должно навести вас на мысли о том, что сейчас время, когда надо меньше тратить. На что вы тратите? Может быть, у вас много трат на софт, на маркетинг, на аутсорс? Можете ли вы проактивно поработать с этим и подчистить все лишние траты? Вы тем самым принесете пользу компании и проявите себя, как специалист, который готов анализировать и действовать, чтобы экономить деньги.
  5. Чаще берите обратную связь. Лучше как можно раньше узнавать про свои недоработки и быстрее их править. В эпоху сокращений не все идет планово — кто-то может просто попасть под “горячую руку”. Поэтому лучше, если это будете не вы. Чтобы такого не произошло, не допускайте пропусков 1-1 и долгого молчания со стороны руководителя. Максимально часто, раз в неделю или две, обсуждайте вашу работу, фидбек, задавайте конкретные вопросы вроде “Мой фокус сейчас тут — это правильно?”, “Я на прошлой неделе вот, что обнаружил и вот что думаю с этим сделать, что думаешь?”. Близость к боссу и прозрачное понимание своих минусов позволят вам работать лучше, эффективней и просто меньше тревожиться, а значит допускать меньше ошибок.
  6. Сделайте большую ретроспективу своей работы. На какую позицию и цели вы пришли в компанию? Как росли? Время — подводить промежуточный итог, больше нет возможности откладывать выводы и изменения. Посмотрите на свой трек-рекорд, выпишите все свои достижения, определите вызовы и сложности, подумайте, что можно с этим сделать. Будет здорово, если вы сможете взять обратную связь на свою работу у вашей команды, бизнес-партнеров и коллег вашего грейда. Так, вы получите максимально объективную картинку и поймете, что надо сейчас поменять.
  7. Работайте дополнительно, над тем, что не прописано в вашей должностной инструкции. Да, иногда это будут более долгие часы, а иногда просто более эффективная работа. Чем больше вещей вы сможете взять на себя, тем более незаменимым сотрудником вы станете. Так же, работа над доп функциями позволяет вам увидеть новые возможности — например, переход в более перспективное направление или вертикальный рост.
  8. Работайте со своим личным брендом. Это “инсайт”, который я регулярно получаю от рынка. Людей с “брендом” не хотят сокращать, потому что они приводят новых талантливых людей в компанию, а иногда еще и клиентов. Конечно, это не отменяет того, что надо быть первоклассным профессионалом. Я не призываю вас заниматься только брендом и забыть про свои продуктовые цели. Бренд лишь будет ценным дополнением к аргументам о том, почему вы важны для компании.

Если у вас остались вопросы, или вы хотите обсудить что-то более точечное про продуктовую работу, карьеру или сокращения, то я приглашаю вас на свой бесплатный воркшоп 16 февраля в 20:00 по московскому времени. На воркшопе я проведу небольшие лекции, дам упражнения в классе, и отвечу на все ваши вопросы. Регистрироваться и оставить вопрос можно по ссылке:

11
Начать дискуссию