Шесть стереотипов о частных школах

Частные школы на протяжении многих лет конкурируют с государственными. О преимуществах и недостатках каждого типа учебных заведений, а также ключевых вызовах современной школы рассказывает учредитель РБШ “Алгоритм" Алексей Мисютин

1. Оценки vs знания

Первый стереотип касается качества образования. Есть две группы людей. Первая убеждена, что в частных школах «нарисованные» оценки, поскольку платные учебные заведения якобы готовы идти на все, чтобы получать деньги от родителей. У второй группы полярное мнение, она опасается государственных школ и считает, что туда берут всех и качественного образования соответственно там быть не может.

И та, и другая точки зрения появились не без основания. Бывают прецеденты, когда в 7-8 классе детей переводят из частных школ, поскольку, несмотря на хорошую успеваемость, уровень знаний в преддверии ГИА у учащегося оказывается ниже, чем мог бы быть в государственной школе. С другой стороны, есть проблемы, с которыми частной школе проще справиться, поскольку у нее есть такие преимущества как гибкость в построении учебного процесса, маленькие классы и т.п.

Ежегодно в «Алгоритм» приходят 10 тысяч заявок, из которых отбираются несколько сотен студентов. Основной критерий отбора - подходят ли наши программы тем целям и задачам, которые стоят перед семьей. Отбор проходит в несколько этапов. Мы общаемся с учащимися и их родителями и самое важное для нас - это не стартовый уровень, с которым приходит учащийся, а та динамика, которую мы должны обеспечить совместными усилиями. Нам важно, чтобы каждый ученик показал свой лучший результат. Да, мы требовательней, чем некоторые другие частные школы, но это позволяет нашим ребятам оттачивать навык учиться и быть готовыми к самым разным академическим испытаниям. Оценки у нас нужно заработать. Это не просто слова. Большая ошибка некоторых школ - потворствование излишне оптимистичным ожиданиям родителей, мы всегда честны в оценке ситуации и нашем прогнозе. Это особенно важно с учетом нашей исторической специализации именно на старшей школе, мы выпускаем более 100 учащихся ежегодно и всегда стараемся, чтобы те цели, которые ставит себе семья, достигались.

2. Окружение и стоимость

Существует расхожее мнение, что в частных школах учатся только дети весьма обеспеченных родителей, поскольку обычные люди не в состоянии оплатить высокую стоимость обучения. Соответственно, есть опасение относительно фиксации круга интересов детей на гаджетах, аксессуарах, одежде, машинах и других материальных вещах. Это часто поддерживается и атмосферой в самой школе.

Алгоритм – школа нового формата, мы были и остаемся весьма демократичны, как в коммуникациях внутри нашего комьюнити, так и в атмосфере в наших школах. Несмотря на то, что у нас учатся дети из очень разных семей, проблем в отношениях между учащимися, связанных с материальными аспектами, не возникает. Одна из основных причин - это широчайшее разнообразие интересов наших учеников, они учатся на международных программах, занимаются музыкой, спортом, искусством, кино, театром, предпринимательством, осваивают современные профессии, участвуют в российских и международных олимпиадах, – это их зона для самореализации и самоутверждения. В такой обстановке естественным становится интерес к тому, чем занимается каждый учащийся, а не к его финансовому положению.

Находясь в самом центре Москвы, мы активно используем инфраструктуру города и наших партнеров. У «Алгоритма» нет цели сделать из школы развлекательный центр премиального класса. Это понимают и дети, и родители. Такой подход позволяет быть весьма конкурентными по стоимости. У нас действует обширная программа скидок и грантов. Кроме того, предлагаются самые разные программы: от очных через гибридные до онлайн-занятий разной интенсивности.

3. Школа устарела

Пандемия стала лакмусовой бумажкой, которая обозначила все проблемы классической школы – большое количество «начитывания» материала, мало внимания ключевым навыкам и компетенциям, низкий уровень вовлеченности учащихся в учебный процесс, минимальные возможности для самоопределения. Между тем, на самом деле сегодня в мире немало школ, которые не только идут в ногу со временем, но и пытаются его обогнать. Например, еще в 2013 году в Сан-Франциско была открыта AltSchool. Ее создатель — бывший сотрудник Google Макс Вентилья. Модель обучения в AltSchool отличается от традиционной системы образования. Здесь нет стандартных тестов, а детей учат мыслить гибко, чтобы им было проще адаптироваться к изменениям в мире. На уроках ученики работают с 3D-моделированием, вместо тетрадей используют планшет и учатся решать реальные практические проблемы. Другой пример – школа имени Стива Джобса в Амстердаме, где ребята выбирают себе индивидуальный план развития (IDP), в зависимости от интересов и предпочтений. Каждые шесть недель программа может корректироваться самим учеником, его родителями или наставниками (слово «учитель» в школе не используют). Что удобно: можно работать в комфортном для себя темпе и не сравнивать себя с другими.

На всех программах «Алгоритма» активно используются информационные технологии и элементы дистанционного обучения. Мы выстроили тройную модель уроков: лекции, в рамках которых ребята получают новые знания, их мы стараемся максимально перевести в онлайн; практикумы, где происходит применение полученных знаний, проба сил, и уроки, на которых проходит разбор сложных вопросов, проверяется уровень усвоения материала. Это очень похоже на университетскую систему, с учащимися при этом работает несколько преподавателей по одному предмету, что тоже дает дополнительный толчок в усвоении урока.

4. Школа не готовит учащихся к будущему

Школы часто критикуют за то, что они не помогают с самоопределением детей. Как правило, подавляющее число школьников смутно понимает, чем хочет заниматься в будущем. Выбор вуза и специальности , как правило, зависит от нескольких факторов. Это либо университет, где учились родители, или куда поступают близкие друзья, либо максимально престижное заведение, на которое ребенок может рассчитывать на основе своих школьных оценок. На самом же деле у школьников должна быть возможность не просто познакомиться с представителями профессий, но и принять участие в реальных проектах. Только это поможет осознанно выбрать будущее направление деятельности.

В этом году мы запустили в центр коллаборации, где ребята получают доступ к представителям реальных компаний и имеют возможность участвовать в полноценных бизнес-проектах. Процесс обучения построен по особой модели: школьники объединяются в группы по 10-15 человек и работают над реальной задачей. У каждого проекта обязательно есть результат, каждый проект должен быть полезен. У всех групп есть свой куратор и наставник из той или иной сферы деятельности, носитель компетенций. Таким образом, грань между учебой и реальным миром почти стирается. Учащиеся приобретают навыки работы в команде, умение работать с разными источниками информации, расширяют матрицу своих компетенций и знаний о реальном рынке труда и бизнесе. За время учебы ребята смогут попробовать себя в разных сферах деятельности и на разных позициях. Мы очень благодарны партнерам, которые активно поддержали наш Центр Коллабораций: Экологический проект «Собиратор», журнал Season, производитель ЗОЖ питания Makosh, музей современного искусства Гараж, Universal University (объединение из 9 школ, среди которых Британская высшая школы дизайна, Московская школы кино, Архитектурная школа МАРШ), один из крупнейших федеральных банков и несколько ведущих IT компаний.

5. Учителя – это не состоявшиеся в других профессиях люди

«В учителя идут те, кто ничего не умеет делать», - еще один очень обидный для всех, кто работает в сфере образования, стереотип. Для нас, как для российско-британской школы, на него накладывается еще и распространенное мнение, что преподаватели-иностранцы лучше российских. Мы попробовали сформировать педагогический состав из иностранцев, но обнаружили, что очень большой процент native speakers в России и странах СНГ– это не профессиональные учителя, а менеджеры среднего звена, офисные работники и т.п., т.е. люди, которые никогда ранее преподаванием не занимались. Преподаватель-предметник должен не только отлично разбираться в своей профильной области, но и наработать определенные методики, иметь опыт взаимодействия с детьми. Мы на протяжении многих лет собирали и готовили команду. И это нормальные сроки, если вы нацелены на долгосрочный результат. Наши преподаватели - уверенные в себе реализовавшиеся люди, которые становятся ролевой моделью для учащихся. В «Алгоритме» действует программа «молодой учитель», в которую привлекаются магистранты и аспиранты из ведущих университетов, мы приветствуем, когда наши преподаватели работают в реальных проектах, компаниях, лабораториях, исследовательских институтах. Благодаря этому наши ученики будут узнавать о реальной ситуации в разных сферах деятельности.

6. В России невозможно качественно подготовиться к поступлению в ведущий международный ВУЗ

Возможно! Но чтобы это сделать, надо понимать, что даже со 100-балльным результатом ЕГЭ поступить в топовые мировые университеты нереально. У отечественной системы образования больше отличий, чем сходств с международной. Система оценивания российской школы непонятна иностранным ВУЗам, и они все равно просят сертификаты о сдаче международных экзаменов. Наших учащихся мы готовим по британскому стандарту - A level, это скорее аналог вступительных тестов в университет, которые были в России до введения ЕГЭ. Учащиеся 10-11 классов школы изучают и сдают 3 предмета A-level и за последние 6 лет, такой подход позволил уже более, чем 50 из них поступить в ведущие иностранные университеты в разных странах:

В Великобритании - The University of Oxford, UCL – University College London, University of Warwick, Manchester, Bath, Falmouth, Sheffield;

Европе - Leiden University, Delft, Maastricht, Delft University of Technology, Univerzita Karlova, University of Twente;

США и Канаде – New York University, The University of Calgary, Berkley, California institute of the Arts и многие другие.

1 комментарий

1,6  Согласен.
2.6. Ну вот знаю школу (родственник работает там), там 1 класс обучения в школе стоит 1.5млн в год, готовят для поступления в Кембридж, бедных там нету. Всех возят личные водители, но уровень образования там очень высокий, с первого класса два доп.языка обучают, но и оценки просто так не рисуют. Слегка поднять может да, могут, но не рисуют если школьник вообще ничего не знает. Ну и конечно же там не все такие высокомерные как люди подумают, есть такие да, но не все. И кормят хорошо (не чёрная икра конечно, но соки фрукты мясо) + есть возможность получить одновременно с аттестатом российским - аттестат окончания американской частной школы чего не каждая школа в России может предложить.

Ответить