«Не хочу ничего решать»: как остаться лидером в трудную минуту

Инструкция для руководителей о том, как привести себя и команду в порядок во время кризиса, от психолога Ясно Екатерины Шаповаловой

«Не хочу ничего решать»: как остаться лидером в трудную минуту

Во время интенсивных перемен психика любого нормального человека регрессирует, чтобы сберечь ресурсы. Мы не хотим ничего решать и хотим на ручки.

В то же время мы всеми силами стремимся показать другим, что с нами все в порядке. Это характеризует многие культуры, но у нас особенно сильно проявлен страх проявлять слабость перед другими. Мальчики не плачут, а девочки при любом раскладе должны оставаться внимательными и усидчивыми.

Что бы ни творилось вокруг, надо продолжать работать, как будто ничего не происходит.

Явить перед лицом другого свой страх и растерянность — это очень серьезный эмоциональный вызов. Будучи неготовыми принять этот вызов люди разбегаются в разные стороны. Ведь в интенсивном диалоге невозможно скрывать сомнения, страх показаться некомпетентным, печаль и эмоциональную уязвимость.

Поэтому многие руководители в трудный период делают вид, что все понятно, и заполняют время и пространство ритуальными действиями. Вместо того, чтобы начинать что-то новое, заставляют команду срочно заполнять нудные отчеты.

Это отбирает кучу времени и ресурсов, но зато дает иллюзорное ощущение, что команда продуктивно работает.

Шаг 1: вернуть контроль над собой

Избитое правило перелетов гласит: «Сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребенка». Прежде всего, руководителям и драйверам проектов нужно привести себя в рабочее состояние.

Не обязательно при этом ждать момента, когда вы совершенно успокоитесь и точно поймете, что надо делать. Едва ли вы достигнете некого финального эмоционального состояния. А вот приспособиться к тяжелым чувствам и оставаться лидером, несмотря на переживания, — звучит более реалистично.

Во-первых, разрешите себе переживать, найдите эмоциональную поддержку и постарайтесь принять свои чувства. Признайтесь себе в том, чего боитесь. Поговорите с близким другом или психологом, любым человеком, кто сможет выслушать вас и попереживать вместе с вами.

Как понять, что человек сопереживает вам и способен поддержать? Его реакция на ваши чувства должна быть больше похожа на «вижу, насколько ты разбит, и понимаю, что тебя тревожит», а не на «забей, тут нет ничего страшного».

Во-вторых, верните себе ощущение предсказуемости и контроля. Да, когда все несется в тартарары, то кажется, что ничего нельзя проконтролировать. Но для психики не важно, контролируете ли вы вообще все или только что-то очень маленькое.

Допустим, раньше вы занимались танцами каждый вторник в семь вечера, но последние полгода вы много работаете и у вас нет сил на танцы. Тогда позвольте себе отдохнуть в этот час: не ставьте звонки на это время и поспите.

Что если за потерянное время начнут грызть совесть и чувство вины? Да, возможно, сначала так и будет. Но зато вы вернете себе контроль над своим свободным часом, а для психики это очень важно.

Главное для психики — видеть позитивный тренд. Помните, что чтобы вернуться в игру, вам не обязательно полностью освободиться от всех переживаний и постоянно пребывать в бодром, приподнятом настроении. Скорее нужно научиться выныривать из тяжелых чувств тогда, когда они начинают вас затапливать. Научиться восстанавливаться на чуть-чуть, не надолго. И не бояться просить помощи у близких.

Шаг 2: сообщить коллегам плохие новости

Когда вы вернете себя в рабочее состояние, то сможете начать поддерживать других. Родители знают, что когда ребенок бьется в истерике, его эмоции нужно «контейнировать». То есть эмоционально вовлечься — принять и быть рядом.

Предположим, вам нужно поговорить с тимлидом команды, которая целый год пилила один проект. И только что совет директоров поменял планы и решил его закрыть.

Примите за данность, что вы встретите ребенка в истерике. Пока у него истерика, нет смысла приводить разумные доводы.

Вот пошаговый план, что делать:

  • Дайте человеку возможность проявиться и высказаться — и распознайте его эмоции.
  • Присоединитесь к эмоциям человека и назовите то, что вы видите явно, по его мимике и жестам.
  • Поделитесь чем-то схожим внутри вас, что касается текущей ситуации или истории из прошлого. Проявитесь как живой человек, который понимает, что переживает коллега.
  • На этом этапе можно начать говорить что-то разумное. Даже если впереди сплошная неопределенность, задайте вопросы, которые позволят начать размышлять, что с ней делать.
  • Назначьте еще одну встречу. Там, где в обычное время нужна одна рабочая встреча, в стрессовой ситуации понадобятся две, а, может быть, и три встречи. Для психики важно, чтобы эти встречи считывались как одно событие, в котором есть место и «пошерить» переживания, и для разумных доводов.
  • Пришлите коллеге саммари по итогам встречи. Скорее всего, из-за эмоций после встречи в голове человека ничего не останется. Зато когда он успокоится, ему будет к чему вернуться — и на следующую встречу он придет в рабочем состоянии.

Шаг 3: найти контакт с деморализованной командой

Представьте, что каждый из нас — ограниченный сосуд для переживаний. В нормальном состоянии мы успеваем переварить переживания самостоятельно. Но во время кризиса очень важно находить место и время для «разгрузки контейнера».

Организуйте серию поддерживающих встреч по 30-40 минут, чтобы «пошерить» свои переживания. Пусть эти встречи будут добровольными, не надо никого принуждать туда идти. Задача лидера — поделиться первым: расскажите, что вас волнует сильнее всего сегодня.

Пригласите участников встречи, если их много, разбиться на группы из 5–6 человек. Пусть в течение 10–15 минут каждый разгрузит свой контейнер — поделится тем, что его беспокоит, с какими эмоциями он просыпается, идет на работу и засыпает. Остальным просто нужно послушать и посочувствовать — не нужно ничего исправлять.

Следующие 10 минут — свободный микрофон. Кто хочет поделиться чем-то со всеми, берет слово и рассказывает.

И после этого завершите встречу коротким обсуждением какого-то рабочего момента.

Что даст команде такая встреча? Во-первых, ощущение близкой социальной поддержки. Во-вторых, после нескольких встреч сотрудник увидит позитивную динамику: что каждую неделю он переживает все меньше и что к нему возвращается ресурс. В-третьих, такие встречи легитимизируют переживания в рабочем пространстве. А значит, можно перестать тратить ресурс на вымещение этих чувств.

Шаг 4: прояснить команде возможное будущее

У вас есть два основных инструмента поддерживать команду — эмоционально вовлекаться и структурировать неопределенность. После того, как градус эмоций снизится, можно начинать придумывать, как выбираться из кризиса.

  • Во-первых, нужно разбить неопределенность на очень маленькие кусочки. Например на 10 вопросов без ответов и подвопросов к ним. Это упражнение помогает увидеть, что неопределенность не тотальная и на какие-то вопросы вы все-таки можете ответить.
  • Во-вторых, во время кризиса все то, о чем мы обычно договариваемся негласно, нужно начать проговаривать словами. Психика в регрессе теряет доступ даже к тому, что, казалось бы, должна была знать. Очевидное становится неочевидным. Поэтому надо преодолеть свой страх быть дураком и произнести очевидные вещи. Никто не подумает о вас плохо, если вы вербализуете что-то очевидное. Те, кто и без вас видели очевидное, порадуются, что думали верно, а остальные получат нужную информацию и уровень их тревоги снизится.

В телеграм-канале «тревожный эйчар» психологи Ясно рассказывают, как построить доверительные отношения с коллегами, справиться со стрессом и перестать страдать от трудоголизма и перфекционизма. В общем, о том, как не сойти с ума на работе. Подписаться на канал можно здесь

1212
8 комментариев

Нам всем нужен человек который будет говорить соберись, ты все сможешь. Начальнику тоже нужен такой человек, который будет подбадривать когда не хочется что-то делать и принимать решения.

2
Ответить

So true

Ответить

люди"не хочу ничего решать" долго руководителями не остаются

1
Ответить

Да, но можно долго делать вид, что все под контролем, и не замечать проблем)

Ответить

Стрессоустойчивый руководитель - на вес золота. Побольше бы таких. Устала от дилетантов, которые сядут в кресло главнюка, запрутся в кабинете и пусть всё идёт как идёт!

1
Ответить

Это правда редкость, но хочется думать, что ситуация постепенно меняется и руководители начинают меньше бояться открытого общения в команде

Ответить

Ну фиг знает. Психически слабых руководителей я, конечно, тоже повидал, но чаще сталкивался с теми, кто в трудную минуту не в угол забивается, а просто спокойно и без лишней суеты решает проблемы, да еще и вдохновляет на это сотрудников. Многие люди вообще умеют сами себя поддерживать, без помощи со стороны.

1
Ответить