Путь медиаджедая

Мужчина постит фоточки с работы
Мужчина постит фоточки с работы

Привет, VC! Меня зовут Антон, работаю бизнес-аналитиком в компании GlowByte. Некоторое время назад я проводил любительские исследования инфополя и его влияния на человека, а теперь хочу поделиться своими наблюдениями. Если вы никогда не интересовались этой темой, то вот вам простая мысль для затравки: медиасфрера – это такой же элемент окружающей среды, как солнце, воздух и вода. Они, как известно, наши лучшие друзья, правда, есть одно но: если вы умеете загорать, плавать и вообще вести себя на природе. В современных реалиях получить по голове пропагандой гораздо легче и доступнее, чем получить солнечный удар.

Ежедневно нас окружают миллионы байт информации. Утро начинается не с кофе, а с прочтения многочисленных уведомлений от сервисов и социальных сетей. Едва взяв в руки телефон, открыв интернет-браузер, включив телевизор, мы погружаемся в пучину контента и зачастую уже не можем вернуться к своим мыслям.

Не всем хватает воли для того, чтобы отложить свой контентоприёмник в сторону и вернуться из завораживающих глубин в этот обычный мир.

Из-за того, что разнообразного медиа становится всё больше, а способы доставки постоянно удешевляются, объём потребляемой информации растёт, а мы незаметно для себя перегружаем психику, которая не может эволюционировать со скоростью появления новой модели iPhone.

Тем более эволюция не готовила нас к тому, что поступающая информация будет настолько технологичной. Мы смотрим картиночки, тщательно подобранные алгоритмом исходя из анализа наших предпочтений. Читаем новости, снабжённые цепляющим заголовком, профессионально упакованные согласно редакционной политике. Мы смотрим видео, специально смонтированное так, чтобы удерживать внимание заданное количество секунд.В HD-качестве, на любой платформе, в любую секунду, безлимитно.

Изобилие, доступность и технологичность контента не оставляют пользователям шансов удержаться от его безудержного потребления. На это накладывается тот факт, что никто не учит нас работе с информацией, техникам её восприятия и анализа. Как следствие, общество практически беззащитно перед глобальной машиной контента.

Проблема усугубляется ещё и фактором инфляции информации: зачастую потребляемый контент теряет свою актуальность уже через мгновение. Это похоже на золотой песок, который обращается в золу от первого прикосновения. Мы тратим ресурсы и время на пролистывание бесконечной ленты, но что осталось за верхней границей экрана - уже не важно. Мы превращаем время своей жизни в трафик.

В совокупности эти факторы приводят к целому спектру проблем. Выберите по вкусу: ослабление функций мышления, утомляемость, рассеянность внимания, гиподинамия, выгорание, и это только вершина айсберга.

Подробнее об информационной перегрузке можно почитать здесь и здесь.

Что же мы можем противопоставить этому объективному вызову новой реальности? Как сохранить адекватную картину мира и не потерять себя под терабайтами информации?

Несколько лет я изучал бушующую инфопучину современности и пришёл к четырём стратегиям “выживания” в ней. О них и расскажу далее.

1. Стратегия пассивности

Не делать ничего, погружаясь в пучину информации, и нестись по её течению. «Сёрфить», переключая каналы информации, как каналы на пульте телевизора. Подписаться на случайные сообщества в социальных сетях и каналы в Telegram, которые вызывают интерес в моменте. Листать запрещённый на территории Российской Федерации Instagram, пока ужинать не позовут, и доверять трендам YouTube.

Плюсы и возможности:

  • отсутствие напряжения по поводу выбора источников информации, всё происходит как бы само;
  • знание всех последних трендов, челленджей и мемов;
  • возможность поддержать разговор на любую актуальную тему из интернета.

Минусы и риски:

  • «информационный шок» – перегруженность и снижение способности восприятия и критического осмысления информации;
  • подверженность влиянию фейков и манипуляций;
  • иллюзия информированности – ситуации, когда само событие, как факт, скрывается под слоями информационного шлака после прочтения множества интерпретаций из множества источников. При этом возникает ощущение, что, раз информации много, значит и знаний о событии тоже много. Это не так.

Как и в случае с едой, переизбыток приводит к тому, что потребляемое не успевает ни перевариться, ни усвоиться, нанося вред потребителю. Иллюзия информированности может сыграть злую шутку: неадекватное восприятие действительности рано или поздно заканчивается конфликтом. В лучшем случае – конфликтом с этой самой действительностью.

2. Информационная диета

Чётко разделить входящий поток информации на ту, которая подлежит потреблению, и ту, которая должна пройти мимо. Ограничить себя от ряда источников и тем. Не вступать в споры без железобетонного понимания контекста. Определить часы тишины, в которые потребление информации должно быть сведено к нулю. Читать художественную литературу вместо актуального контента. Например, Чехова или Пришвина. Они давно уже про всё написали.

Плюсы и возможности:

  • дисциплина потребления не позволяет возникнуть ситуации «информационного шока», кроме того, появляется понимание собственного предела потребления, после которого вы решаете “на сегодня хватит”;
  • тренируются навыки осмысления информации и формирования запроса, что повышает эффективность работы с информацией;
  • снижается риск попасться на случайный фейк, потому что основная масса фейков отсеется вместе с источниками – “фейкомётами”.

Минусы и риски:

  • выборочное восприятие информации приводит к тому, что формируется набор «проверенных», привычных источников. Своеобразная информационная гавань, защищённая от иных течений. С повышением уровня доверия к таким источникам снижается и уровень критического восприятия их контента. Так можно авторитетно поверить в любой фейк, главное, чтобы он был размещён в «правильном» источнике;
  • слабая способность к восприятию контента источников, не относимых к группе «доверенных». Предвзятость и узость в суждениях, нежелание рассмотреть картину события шире;
  • снижение способности к идентификации фейка из областей, попавших в «слепые зоны»: те темы новостей, восприятие которых было умышленно ограничено. Легко поверить в обман там, где знаний нет.

Следует добавить, что “информационная диета” может быть вольной или невольной. Если субъект не имеет возможности пользоваться многими источниками в силу ограничений, это тоже можно назвать вынужденной диетой. Тем не менее не употреблять тот контент, который без последствий можно не употреблять, знать и соблюдать свою дневную меру потребления – уже дорогого стоит.

3. Частичная изоляция

*- говоря начистоту, полная изоляция в современных условиях практически невозможна.

Отключить смартфон на выходные, отключить все уведомления. Использовать смартфон как... телефон. Или вовсе завести кнопочный телефон (кстати, интересный опыт). Не включать телевизор. Читать соцсети не более часа в день или совсем не читать и не регистрироваться в них. Как минимум, не пользоваться теми соцсетями, в которых нет необходимости. Пользоваться привилегией живого общения.

Плюсы и возможности:

  • высвобождение времени на действия, приносящие ценность;
  • значительное снижение риска попасться на фейк или манипуляцию, разгоняемые через сети, мессенджеры или СМИ;
  • исключение «информационного шока» в течение периода изоляции;
  • снижение зависимости от гаджетов.

Минусы и риски:

  • слабая информированность о событиях, происходящих в мире;
  • возможные репутационные издержки, вызванные слабой информированностью об актуальных событиях (зависит от окружения);
  • сравнительно низкие коммуникационные возможности, снижение количества каналов связи и их скорости;
  • снижение навыка восприятия и критического анализа информации. Как результат – подверженность быстрой ангажированности на выходе из «изоляции». Иными словами – легковерность;
  • «информационный шок» при попадании в агрессивную информационную среду после периода изоляции.

Мечта-мем – уединённый домик без интернета и телевизора. Так ли она хороша, учитывая, что всё равно придётся вернуться? Ведь полная изоляция от поступающей информации давно технически невозможна (экстремальные варианты вроде отшельничества в сибирской тайге не берём). С другой стороны – вспомните хотя бы пару актуальных новостей, будораживших ваше сознание пару месяцев назад? Какова их ценность сейчас?

4. Путь медиаджедая

Изучать информацию, алгоритмы и законы, по которым она работает. В меру ограничивать себя, тренировать критическое мышление и навыки восприятия информации. Анализировать своё восприятие. Проверять источники и достоверность информации. Верить только фактам, а факты тщательно проверять. Использовать силу (фактов).

Есть несколько способов проверять информацию. Сообщите в комментариях свои способы, и если эта тема зайдёт, посвятим ей отдельный пост.

Плюсы и возможности:

  • снижение риска попасться на крючок фейка или манипуляции;
  • развитие способности видеть информационные и социальные технологии, их влияние;
  • понимание взаимосвязей событий и возможности по прогнозированию (сообразно опыту);
  • растущая возможность сравнительно чёткого понимания происходящего.

Минусы и риски:

  • постоянная работа над собой: формирование нужных привычек и исключение ненужных;
  • необходимость постоянно быть в курсе событий. Иначе можно пропустить значимое событие, сформировать неверные суждения, сделать ошибочные выводы (это неизбежно, но нужно стремиться этого не допускать);
  • загруженность сознания постоянным анализом событий, происходящих в информационном поле, и анализом потребляемой информации.

Это самая сложная стратегия, дающая наибольший профит. Путь джедая труден, но он вознаграждается высшей наградой – адекватной картиной мира. Истинным просветлением, если хотите.

Остаётся добавить, что перечисленные стратегии сложно применить по отдельности. Скорее всего, задачей каждого является не выбор, а индивидуальное осмысление и компиляция стратегий (или же их элементов), дающая наибольший эффект. При этом в качестве критериев успеха можно выбрать три вектора:

  • ценность потребляемого контента для вашей жизни;
  • адекватность вашего восприятия мира;
  • способность ощущать себя счастливым.

Мерой ценности контента может служить ваше личное продвижение по выбранному пути развития (конечно, если он у вас есть). То направление, в котором вы достигаете мастерства.Мерой адекватности восприятия мира может служить количество неожиданных откровений и внезапных открытий на вашем жизненном пути.

Ну, а как понять, в чём ваше счастье, вы и сами знаете. В конце концов, не к нему ли мы стремимся?

Буду рад, если мои мысли найдут отклик. Если есть чем поделиться (о чём подискутировать) после прочтения – добро пожаловать в комментарии!

Начать дискуссию