Как Яндекс вводит пользователей в заблуждение с Маркетом и Покупками

Сразу к делу - как считаете, сколько людей понимает, что кликая на нижний, заметный блок, они попадут уже на не сам Маркет, а на Покупки?

Незаметно перенаправляем трафик на Покупки
Незаметно перенаправляем трафик на Покупки

Многие ли вообще понимают, что еще за "Покупки" и заметят разницу с Маретом?

Сравним цены на одну и ту же модель смартфона:

Цена на Покупках
Цена на Покупках

На Маркете:

На 3 т.р. выгоднее
На 3 т.р. выгоднее

Очевидно, что большинству пользователей было бы, как минимум, интересно узнать, что эту модель можно взять на 3,5 тысячи рублей дешевле.

Далее, как рядовому пользователю вообще понять все эти Яндексовские пертурбации? Интерфейс одинаковый, перенаправление на Покупки - незаметное.

Более того, даже ссылка из письма на почту от Яндекс.Маркета ведёт на Яндекс.Покупки, несмотря на то, что там указано, что это Маркет:

Можно ли считать такие письма спамом?
Можно ли считать такие письма спамом?

Кстати, наиболее релевантное предложение - на Покупках. Ну да, ну да :)

Яндекс как всегда
Яндекс как всегда

Использование отзывов с Маркета

Кстати, помимо невнятного, вводящего в заблуждение, перенаправления трафика на Покупки, Яндекс также использует отзывы с Маркета в Покупках. К этому можно относиться двояко, но, пользователи оставляли отзывы на Маркете, а не на Покупках. Мне кажется, не совсем правильно использовать их для повышения продаж на другом сервисе.
Всё-таки, сообщество в первую очередь оставляет отзывы, в контексте Я.Маркета - как сообщества с другими покупателями. Отзыв может быть именно таким (а не иным), потому что он оставлялся с учетом того, у кого товар куплен, его ценой (на Покупках она отличается) и т.д.

Отзывы оставлялись на Маркете и потому, что площадка имела ценность как поиск лучшего предложения (а не единственного). А такой контекст возник и в том числе благодаря множеству магазинов, которые добавляли ценность Яндекс.Маркету своим присутствием на площадке, наполнением описаний и т.д. Некоторые даже мотивируют оставить отзыв о магазине на Маркете. Нетрудно догадаться, что помимо отзыва о магазине, покупатель может оставить и отзыв о товаре.
Отзывы - это результат работы и взаимодействия всей экосистемы, а не только Яндекса.

И вот так просто, взять и использовать всё это на Покупках?

Если подытожить

  • Яндекс перенаправляет пользователей на Покупки, делая это не самым явным образом
  • Яндекс использует базу Маркета для рассылок, ведя трафик на Покупки (под видом Маркета)
  • Яндекс бустит Покупки на Маркете
  • Покупки используют результат работы сообщества, образовавшегося вокруг Маркета
  • Для пользователя это скорее невыгодно

На мой субъективный взгляд, Яндекс ведёт себя неэтично, как по отношению к пользователям, так и по отношению к магазинам на Маркете тоже.
Ок, часть покупателей поймет, что и как, но часть - однозначно нет (возрастная категория и пр.). Яндекс сам делает всё возможное, чтобы отношение к нему становилось всё более прохладным. В качестве бесплатного совета - на поисковой выдаче можно показывать не только ссылки на Маркет, но и на Покупки. А что, сервисы-то разные, прокатит))

44
3 комментария

Не вводите в заблуждение по поводу отзывов. Люди на товар прежде всего оставляют отзыв, а не для того чтобы он светился только лишь на Я.Маркете. Если я оставляю отзыв на товар, то мне важно чтобы его увидели другие покупатели этого товара, и мне абсолютно все равно где этот отзыв будет опубликован. Я его в Интернете оставил, чем больше увидит людей, тем лучше.

Отчасти согласен, но я про другой аспект:
1) Люди оставляют отзывы на Маркете, подразумевая, что это площадка с наиболее честной модерацией отзывов (площадке нет смысла прятать негатив). Иногда даже купившие товар не через Маркет, оставляют отзыв там, с указанной Вами целью.
2) Другая площадка подтягивает отзывы с Маркета, выдавая их за свои, используя в коммерческих целях. Как вы думаете, что будет, если мвидео, днс или Вася Пупкин начнет использовать отзывы с Маркета? Честная конкуренция?
3) За счет одинаковых отзывов, создается иллюзия, что ты делаешь покупку на "классическом" маркете, а не собственном магазине Яндекса.