ZOPA в переговорах

ZOPA в переговорах

Мы каждый день (возможно неосознанно) ведем переговоры с друзьями, родственниками, руководителем на работе. В продажах, где умение слышать и убеждать клиента является фундаментальным, навык переговоров является проходным билетом к достижению высокого результата. Ниже разберем, как правильно вести успешные переговоры.

Каждодневно мы ставим перед собой небольшие цели. Чтобы их достигнуть мы можем воспользоваться 3 опциями:

  • Применить силу. Да, сегодня этот способ не так популярен, как раньше, но для кого-то он до сих пор является рабочим инструментом.
  • Использовать готовый процесс. Например, Вы хотите кушать. Вам просто нужно пойти в ближайший магазин и купить еду. Этот процесс уже настроен, Вам не надо собирать команду голодных единомышленников и охотиться на мамонта.
  • Вступить в переговоры. Здесь акцент делается на коммуникацию с Вашим собеседником, от которого Вы хотите что-то получить. Кстати, если Вас не устраивает уже настроенный процесс, то Вы тоже начинаете переговоры, чтобы его улучшить.

Интерес VS Позиция

В переговорах можно выделить 2 очень важных понятия: интерес и позиция.

Позиция – это заявление о том, чего хочет сторона.

Интерес – это то, чего сторона действительно хочет добиться.

Позиция и интерес в переговорах редко совпадают.

Например, 2 человека спорят. Один из них хочет открыть окно, другой закрыть (это потребность). Спор идет о том, насколько открыть окно – на половину, на три четверти, но ни одно решение не устраивает стороны. Приходит третий человек и выясняет интересы двух сторон. Первый хочет открыть окно, чтобы поступал свежий воздух, второй – чтобы избежать сквозняка. Третий человек закрывает окно и открывает в соседней комнате. Проблема решена – сквозняка нет, свежий воздух поступает, все довольны.

Есть очень действенный способ для того, чтобы выявить интересы собеседника. Нужно задать простой вопрос – «Почему вы этого хотите?».

Альтернатива

Помимо интереса и позиции в переговорах ключевую роль играет альтернатива.

Альтернатива – это козырь, который необходимо использовать в переговорном процессе. Мало, кто выясняет альтернативу другой стороны. Это приводит к тому, что переговоры ведут вслепую.

Например, в определенных сферах бизнеса цена не является фиксированной и не регламентирована тарифом. Большинство менеджеров по продажам сразу озвучивают самую минимальную цену, не узнав ситуацию клиента. Они не отвечают на вопрос – какая альтернатива есть у клиента и сразу выкладывают все козыри на стол. Хотя бывает, что клиент готов потратить деньги и купить продукт дороже.

Чтобы основательно подготовиться к переговорам, используйте следующие вопросы:

1) Что я буду делать, если эта сделка состоится?

2) Какие у меня альтернативы, какая из них лучше?

3) Что другая сторона будет делать, если сделка не состоится?

ZOPA есть всегда

ZOPA – Zone of possible agreements (зона возможных договоренностей).

ZOPA в переговорах

Например, Вы продаете машину и определили для себя минимум 1 млн. руб, ниже которого не готовы опуститься в торге. Если потенциальный клиент готов купить дороже, то у вас появляется зона возможных договоренностей, если предлагает менее 1 млн. руб., то ZOPA пропадает.

Успешные переговоры можно измерить по трем критериям:

  • Непосредственный результат. Добились Вы своей цели или нет.
  • Затраченное на процесс время и ресурсы. Если Вы договаривались целый год и потратили на это кучу денег, то возникает логичный вопрос – стоила ли игра свеч?
  • Изменения в социальном капитале. Вы можете надавить на собеседника и заставить его принять Вашу позицию. Но отношение собеседника к Вам изменится в худшую сторону. Нужен ли Вам такой результат?

Основные принципы ведения переговоров

  • Нужно понимать свои интересы и интересы другой стороны.
  • Знать свои альтернативы и альтернативы другой стороны.
  • Эффективно коммуницировать.
  • Стратегически подходить к обмену информацией.
11
Начать дискуссию