Роль OKR в Employer branding или Новые составляющие привлекательного бренда работодателя

Автор статьи: кандидат социологических наук, консультант по гибким методологиям, эксперт OKR Академии Екатерина Чуева

Роль OKR в Employer branding или Новые составляющие привлекательного бренда работодателя

Надеемся, что нашей аудитории объяснять, что такое OKR не стоит, и среди читателей уже есть те, кто в полной мере смог получить профит от мощного потенциала этой системы постановки целей и оценки ключевых результатов, развивая и трансформируя внутренние процессы в своей организации.

Но привносит ли система OKR нечто в вопросах взаимодействия компании с внешней средой? Является ли OKR значимой составляющей имиджа компании, делающей её более привлекательной для потенциального партнёрства? И используют ли компании OKR как аргумент своей конкурентоспособности в борьбе за таланты? Это те вопросы, которые нас интересуют и в этой заметке мы сделаем первые шаги, чтобы разобраться в этом.

Наиболее продвинутые компании всегда активно использовали различные управленческие методологии для развития Employer branding (бренда работодателя) — это понятие нам кажется более ёмким, чем HR-брендинг, так как оно ориентировано не только на существующих и потенциальных сотрудников, но охватывает практически все группы интересов, взаимодействующих с компанией.

Employer branding — это совокупность усилий компании по взаимодействию с существующими и потенциальными сотрудниками, которое делает её привлекательным местом работы, а также активное управление имиджем компании в глазах партнёров, потенциальных сотрудников и других ключевых стейкхолдеров (Википедия).

Помните ли Вы те времена, когда на компанию, внедрившую МВО или систему управления качеством ISO 2000, ISO 9000 смотрели совсем другими глазами? Это обусловлено тем, что внедрение подобных систем является не только стандартом качества продуктов компании или оценки результатов деятельности и т. д., но еще и так же многое рассказывает о той управленческой культуре, которая автоматически подразумевается при внедрении практик той или иной концепции.

Далее на уровне теории менеджмента было время развития концепции корпоративной социальной ответственности, которая по ряду причин в нашей стране на практике не приобрела значимый вес в построении имиджа компании.

И вот уже несколько лет мы наблюдаем, что в качестве инструмента Employer branding компании используют Agile. Относительно Agile-подходов и Agile-системы имеет место двунаправленное влияние. С одной стороны, всё чаще приходится слышать от компаний запросы на внедрение Agile-практик, мотивированное ожиданием их заказчиков в отношении того, как будет строиться совместная работа над продуктом. И этим ожиданием хочется соответствовать, поскольку выдвигают их как такие партнёры, которых хочется видеть в качестве постоянных клиентов. С другой стороны, Agile подразумевает определенный вектор развития коммуникаций, инженерной культуры, корпоративной культуры внутри организации, являющийся привлекательным для активных и талантливых сотрудников, а значит может использоваться и по факту используется компаниями как инструмент позиционирования на рынке труда.

Последние время четко прослеживается кадровый голод и борьба за таланты в сферах, предполагающих высокую экспертность и профессионализм. И совершенно очевидно, что ситуация на рынке труда в этом отношении будет только усугубляться. «По исследованиям профессиональной сети LinkedIn ожидается, что в течение следующих пяти лет будет создано около 150 миллионов новых рабочих мест в ИТ, а значит увеличится ценность каждого соискателя» — делает прогноз Ирина Свирейко, менеджер по маркетингу «Pocket Rocket Agency» [«‎Печеньки впечатляют только джунов»‎: как компании привлекают крутых сотрудников // https://devby. io/news/pocket-rocket-2 / 15.02.22].

В борьбе за лучших сотрудников компании соревнуются в предложениях различных бонусов сотрудникам, и лидерами этой гонки являются IT-компании. В стандартный набор «плюшек», кроме достойного уровня оплаты труда, входят: ДМС, оплата фитнеса, бонусы сотруднику за выход кандидата по его рекомендации, возможность работать удаленно и по гибкому графику, полная или частичная оплата обучающих курсов, оплата обедов и полная кухня фруктов, выпечки и орешков. Однако, сухим перечислением социального пакета уже никого не удивишь и по большей части такие «привилегии» воспринимаются как должное.

«… мы уверенно можем говорить о тенденции формулировать более сложные запросы к работодателю, чем уже стандартный пакет «плюшек». И, как правило, эти запросы могут удовлетворить те компании, которые работают со своими брендами, ценностями… Печеньки и бесплатный кофе в офисе впечатляют только джунов, которые идут на свою первую работу. Для всех остальных это нечто, что существует по умолчанию» [«‎Печеньки впечатляют только джунов»‎: как компании привлекают крутых сотрудников // https://devby. io/news/pocket-rocket-2 / 15.02.22]

Что касается ценностей, то, проанализировав большое количество интервью и статей, мы видим, что отечественные эксперты HR-области определяют в качестве наиболее востребованных в ближайшие годы ценности открытости и прозрачности, возможности быть услышанным и признанным, а также понимание того, как результат твоего труда влияет на рабочий процесс всей компании.

Если оглянуться на мнение западных коллег, то так же увидим убедительные подтверждения данного тренда. Среди лучших способов привлечения талантов в отрасли с высокой конкуренцией за умы, называют культуру на рабочем месте, психологическую безопасность, быструю процедуру найма и наставничество, но особенно выделяют и говорят об огромном влиянии такого аспекта, как наличие цели, понимание значимости и ценности своей работы. А в ответ на вопрос «Какие три наиболее эффективные стратегии вы используете для удержания сотрудников?» Эван Вехтер из PowerChord [Evan Waechter of PowerChord: 5 Ways To Attract & Retain Top Talent// https://medium. com/authority-magazine/evan-waechter-of-powerchord-5-ways-to-attract-retain-top-talent-c679737a1825] отвечает: 1. прозрачность, информированность и возможность соучаствовать в формировании планов на будущий период; 2. лидерство, обеспечивающее хороший рост и возможности для своих сотрудников; 3. культура доверия и возможность быть услышанным.

И если проанализировать все эти обозначаемые ценности и подумать, с помощью какой системы компания может их у себя культивировать, то мы находим единственный на сегодняшний день ответ — система OKR!

Способность вовлекать всех сотрудников и менеджеров в процессы изменений, постановки целей их достижения, процессы принятия решений и других форм корпоративного участия с четким пониманием своего собственного вклада в приоритетные цели компании – отличительная особенность системы OKR, которую не обеспечивает ни один другой Agile-подход или фреймворк.

И всё чаще мы видим, как на отечественном рынке компании не только с удовольствием внедряют у себя систему OKR, достигая с ней прорывных результатов, но и использую её в качестве эффективного инструмента в построении успешного бренда работодателя.

Международная продуктовая IT-компания Garage eight (сотрудники которой, кстати, успешно обучались в ОКР Академии на курсе OKR-коучей), строящая систему инвестиционных сервисов, первым пунктом, характеризующим раздел «наш подход к работе» обозначает «Используем фреймворк LeSS, планируем по OKR, практикуем горизонтальное взаимодействие внутри и между продуктовыми командами и растем по продуктовым показателям даже во время пандемии» (см. страницу компании на HeadHunter) .

Роль OKR в Employer branding или Новые составляющие привлекательного бренда работодателя

Компания ngenix стартует описание на HeadHunter «ngenix изнутри» с приверженности системе OKR и размещает ссылки на статьи о том, как они применяют OKR:

Роль OKR в Employer branding или Новые составляющие привлекательного бренда работодателя

Компания «АВИТО», являющаяся частым гостем митапов и конференций по OKR, а также признанным практиком системы OKR, конечно, так же на своей красочной и привлекательной странице в HeadHunter указывает:

Роль OKR в Employer branding или Новые составляющие привлекательного бренда работодателя

OKR-система является одним из аргументов в пользу тезиса «АВИТО», транслируемого для соискателей: «Есть где проявить себя»

Роль OKR в Employer branding или Новые составляющие привлекательного бренда работодателя

Девелоперская компания ООО «База», занимающаяся инвестициями в недвижимость, постройкой домов, продажей жилых и коммерческих помещений и созданием продуктовых решений для них, в мотивации талантов обратить внимание именно на данную компанию делает ставку на подчеркивание всех тех ценностей, о которых мы говорили выше и, конечно, упоминает OKR:

Роль OKR в Employer branding или Новые составляющие привлекательного бренда работодателя

Но только ли IT-компании активно осваивают систему OKR и считают значимым использовать её как инструмент успешного бренда работодателя? Вовсе нет, такие примеры мы можем увидеть в совершенно разных областях и видах деятельности. Так группа компаний «Бурсервис» занимающаяся производством породразрушающего инструмента и оказанием нефтесервисных услуг, в своём описании фиксирует внимание соискателей на том, что в применяемом опыте управления она опирается на такие передовые компании как Appel, Google и Amazon, а в перечисляемых инструментах считает значимым обозначить OKR:

Роль OKR в Employer branding или Новые составляющие привлекательного бренда работодателя

И, конечно же, сама компания HeadHunter, которая как никто знает ожидания соискателей и лучшие стратегии работодателей по привлечению талантов, при привлечении потенциальных сотрудников в Команду HR-mobile, откровенно и неформально транслирует свои принципы, указывая, что целеполагание в компании строиться через OKR:

Роль OKR в Employer branding или Новые составляющие привлекательного бренда работодателя

Таким образом, система OKR сегодня становиться значимой составляющей имиджа компании, делающей её более привлекательной для потенциального партнёрства. Система OKR указывает на уровень управленческой зрелости в компании, способность компании через практики OKR воплощать в жизнь запрашиваемые и искомые ценности талантливыми и профессиональными людьми. Всё это делает систему OKR одним из значимых «козырей» любой компании в конкурентной борьбе за таланты.

Укрепление и развитие бренда работодателя – лишь один из многочисленных удивительных эффектов, которые способна привнести система OKR Вашей компании. Если Вам хочется узнать о системе OKR больше, то обращайтесь к нам — OKR Академии

OKR Академияпервая компания в России, содействующая развитию организаций через применение системы OKR, более 5 лет мы обучаем и поддерживаем внедрение OKR.

Наши контакты:

22
2 комментария

Екатерина, спасибо большое за очень интересную статью! Полностью согласна, что сейчас настоящие профессионалы выбирают не только заработную плату, но и насколько им комфортно как ими управляют и насколько компания дает им возможность развиваться. Окончательно принятие решения при выборе компании делается по этим критериям.

Ирина, благодарю! И значимо, что внедрение OKR в компании позволяет не только двигаться в направлении поставленных бизнес-целей, но и закрыть потребности профессионалов наилучшим образом.