Екатерина, споибо за вопрос! Фотостоки предоставляют фото на основании разных лицензий. У некоторых возможно свободное использование фото на сайтах в личных целях. Другие при коммерческом использовании просят приобрести расширенную лицензию.
Я бы рекомендовала в договоре со струдией-разработчиком указывать гарантии того, что студия приобрела все необходимые права на объекты, включённые в сайт, и имеет право на передачу результата. В случае, если правообладатели предъявят претензии в связи с тем, что фото с фотостока было использовано не по той лицензии или с другим нарушением прав, вы всегда сможете обратиться с требованием к студии возместить понесённые вами убытки.
Борис, добрый день!
Развитие ситуации зависит от ряда факторов. С моей точки зрения, есть несколько основнополагающих моментов, которые нужно учитывать
Во-первых, не стало ли название домена коммерческим обозначением. Это возможно, если деятельность компании осуществляется длительное время только под таким обозначением, оно приобрело значительную различительную способность в глазах потребителей и пр. При этом законодатель у нас исходит из того, что коммерческим обозначением обозначается какое-то физическое предприятие, поэтому для интернет-магазина, распылённого и не имеющего конкретного офиса с вывеской, доказывать наличие такого обозначения заведомо сложнее.
Но в то же время у владельца домена есть реальный шанс отслеживать заявки на товарный знак и в случае подачи сходного обозначения подавать возражения против такой регистрации. Трудозатратный способ, но, если предприниматель не озаботился регистрацией собственного обозначения, придётся попотеть.
Во-вторых, можно и нужно в случае предъявления требований от сквоттеров ссылаться на недобросовестность такого правообладателя. Запрашивать документы об использовании ими такого обозначения как минимум. Если знак не используется ими или другими лицами по договору с ними (и никогда не использовался фактически), такой правовой интерес охране не подлежит.
Есть практика, когда даже при наличии лицензионных договоров использование товарных знаков признали мниным, созданным для вида, и в защите прав на ТЗ отказали.
Я бы в любом случае рекомендовала регистрировать домен после проверки его как ТЗ. Или, если домен уже есть, создавать ТЗ как можно раньше.
Это проще и дешевле, чем отслеживать всех конкурентов и сквоттеров и писать в Роспатент возражения против их регистраций.
Борис, однородная практика по этому вопросу действительно не сложилась. Некоторое время назад суды начали применять европейский подход, согласно которому нужно было оценить поведение сторон по нескольким критериям:
- что появилось раньше, право на товарный знак или домен?
- действовал ли регистратор домена с подлежащим защите интересом (то есть реально создал сайт для продвижения товаров и услуг, а не просто зарегистрировал за собой домен, не используя его)?
- каковы действительные цели сторон.
При добросовестном поведении владельца домена , который зарегистрировал домен задолго до регистрации товарного знака, в иске действительно могло быть отказано. Эта практика, однако, не стала определяющей. Суды по-прежнему считают, что домен - это способ использования исключительных прав, инструмент, но не само средство индивидуализации.
Поэтому нет, никаких нормативно закреплённых в российском правовом поле сроков для защиты именно домена против сходного товарного знака нет.
Есть практика и более свежая, чем решение по "Миражу".
Например, в деле №А40-266746/2018 шёл спор о том, может ли торговый центр использовать на своих площадях товарный знак кондитерского комбината без согласия комбината, если на территории торгового объекта всё-таки продаётся продукция комбината.
Суды трёх инстанций, включая Суд по интеллектуальным правам, пришли к выводу о том, что ответчик (владелец торговых площадей) товарный знак использовал не в целях идентификации своей деятельности, а в информационных целях, а потому в иске отказали.
Последний принятый по делу судебный акт - постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.09.2019 года.
Помимо прочего, если использовать такой образ в рекламе, могут найтись моралисты, которые напишут заявление в Федеральную антимонопольную службу относительно эксплуатации женской сексуальности, что нарушает требования п.6 ст. 5 Закона о рекламе, и компании может грозить административный штраф.
Владимир, на самом деле российская судебная практика, хотя и складывается не слишком быстро, в целом начинает следовать логике, которую использует Webcanape.
Пример из практики: у предпринимателя есть товарный знак "Мираж", зарегистрированный для услуг 41 класса "организация и проведение концертов, спектаклей, выступлений артистов". Радио Ретро разместило в интернете афишу своего мероприятия "Легенды Ретро FM", на которой упоминалась группа "Мираж" в том числе. Предприниматель пошёл в суд за компенсацией нарушения исключительных прав. Суд в иске отказал, сделав вывод, что «указание третьими лицами товарного знака или сходного с ним обозначения с целями, отличными от цели индивидуализации товаров, работ или услуг, при отсутствии вероятности смешения различных товаров и производителей не является использованием товарного знака» (решение АС г. Москвы от 30.06.2017 по делу № А40-17841/17-51-166).
Павел, добрый день! Самое безопасное - получить регистрацию товарного знака раньше сквоттеров. Но для физического лица такая опция, как регистрация товарного знака, в России, к сожалению, сейчас не предусмотрена. Вы можете приобрести статус ИП/зарегистрировать юрлицо и подать заявки на товарные знаки от имени субъекта предпринимательской деятельности. Ну или найти знакомых, у которых есть ИП/ООО и зарегистрировать товарные знаки на них. Конечно, второй вариант очень зависит от того, насколько доверительные отношения у вас с этими друзьями.