Анастасия Еремина

Как построить команду мечты в условиях создания новых продуктов

Анастасия Еремина, директор и сооснователь компании по производству детских игрушек, делится опытом построения команды с нуля в условиях стартапа.

Один в поле воин

6 лет назад я пришла устраиваться в холдинг DI-Group (г. Томск) на позицию руководителя отдела продаж, но в ходе разговора поняла, что хочу заняться проектной деятельностью. И так как холдинг как раз взращивает проекты с нуля, это место мне казалось идеальным для реализации своих амбиций. После собеседования будущие руководители ответили отказом по причине отсутствия наставников, но я добилась того, что могу и сама запустить любой проект. В итоге получила должность менеджера проекта под кодовым названием “несуществующий песок”.

Основное преимущество зарождения стартапа на базе холдинга — это наличие не только технических возможностей для реализации проекта, но и человеческого ресурса. Мне “дали” химиков, которые должны были разработать собственную рецептуру кинетического песка и наладить производственный процесс. На первом же этапе работы возникли сложности: руководитель отдела не хотела меня слушать, у них были более приоритетные задачи, и мои просьбы выполнялись левой пяткой правой руки. В то же время руководители холдинга требовали вполне понятных результатов: я должна была наладить весь процесс таким образом, чтобы проект начал приносить выручку. Стояли жесткие дедлайны, которые периодически срывались по причине непослушания других коллег.

В начале развития проекта я столкнулась с проблемой: как заставить работать людей, которые работать не хотят. Оглянувшись назад, я могу дать лишь один совет тем, кто попал в похожую ситуацию (и не может разрешить ее методом “не работаешь — уходи”): педантично и скрупулезно добиваться своего результата. Наверняка, мои коллеги из-за своей плотной загруженности хотели скинуть кинетический песок как ненужный балласт, мол, мы попробовали, но ничего не получилось, зачем тратить время. Но я уже успела поверить в продукт (пока изучала рынок, конкурентов, оценивала спрос на подобную инновацию), поэтому назад дороги не было. Этот опыт не только сделал меня стрессоустойчивее, но и помог вникнуть в суть продукта, его производство. Я знала каждый этап от начала и до конца, что, конечно, дает возможность контролировать процесс и говорить с технологами на одном языке. Например, в процессе запуска производства выяснилось, что руководитель отдела не проконтролировала некоторые вопросы и уехала в отпуск. Если кто-то не знает, что нужно для подключения трехфазной сети на производстве, обращайтесь, я до сих пор помню. Несмотря на сопротивление, мы запустили производство и принесли первые 700000 рублей выручки.

Параллельно с военными действиями я занималась всем, что касается продаж и маркетинга: придумала упаковку, сделала сайт, нашла первых клиентов. Новый переломный момент наступил на 8 месяце работы в холдинге: я пришла на работу, а на почте за ночь скопилось 30 лидов от потенциальных оптовых клиентов. В тот день я поняла, что нужно искать менеджера по продажам, чтобы он взял эту работу на себя.

Найм первых сотрудников

Наймом сотрудников до сих занимаюсь самостоятельно, до работы в холдинге был опыт управления персоналом, поэтому я уже знала, что спрашивать и не волновалась проводить собеседования. Было ответственно нанимать людей в собственный проект, ведь мы только начинали отгрузки, поэтому было тревожно не оправдать или подвести сотрудника.

На собеседованиях спрашиваю про опыт и про ожидания от работы. Хочется видеть амбициозного человека, который приходит за новыми навыками и ростом, а не просто посидеть с 9 до 18. Оцениваю и интуитивно, не стесняюсь задавать личные вопросы, чтобы понять, какие у человека приоритеты и мотивация. За 6 лет мы выросли до полноценной команды: как на производстве (появились собственные разработчики, технологи, рабочий персонал), так и в офисе.

Опыт показывает, что в стартапе куда эффективнее растить кадры: вы находитесь в ситуации, когда нужно постоянно принимать решения, слушать рынок, перестраиваться, не каждый опытный сотрудник с регалиями на это готов. У меня был негативный опыт найма “звезд”: люди с богатым опытом чаще ставят именно это во главу угла, не хотят быть гибкими и браться за задачи, которые не входят в их обязанности. Я никогда не заставляю перерабатывать и ценю личное время людей, но мы часть быстро меняющейся отрасли, поэтому важно схватывать и не сопротивляться новому. К счастью, везет на тех, кто приходит в команду и готов давать, а не только брать. Многие из тех, кто сейчас работает на высоких должностях, выросли с начальных позиций. Замечено, что успеха добиваются те, кто готов самостоятельно разбираться и расти, в то же время я всегда открыта для диалога и готова обсуждать любую поставленную задачу.

Что касается производства, и здесь пришлось столкнуться характерами. Многие, кто приходит работать, имеют четкое представление о том, что нужно придерживаться производственного плана. Эти люди придерживаются системы, соблюдают сроки, очень трепетно относятся к планированию. Я уважаю эту позицию, но реальность такова, что мы должны быть гибкими и адаптивными, иначе наши клиенты найдут тех производителей, которые будут отвечать этим требованиям. Так мы отказались от понятия “производственный план”, что позволяет нам не только быть лояльными по отношению к заказчикам, но и вводить новинки за экстремально короткие сроки.

Важней всего атмосфера на работе

Пожалуй, лучшее, что я вынесла из опыта первого года в стартапе — это как не нужно общаться с коллегами. С тех пор, как я обрела самостоятельность (стала соучредителем и директором компании “Новая химия”) и начала нанимать сотрудников, слежу за психологическим комфортом моих подчиненных.

Я создаю условия, чтобы каждый мог себя чувствовать на своем месте. Каждый может подойти за решением проблемы, в то же время есть четкое понимание кто здесь и за что отвечает. Мы общаемся друг с другом на “ты”, но это никак не влияет на субординацию. За 6 лет мне удалось выстроить отношения таким образом, что многие из команды стали моими друзьями, но не пользуются этим в рабочих отношениях. Этот баланс дорого стоит и я убеждена, что именно это помогает минимизировать риск выгорания. В условиях стартапа вы и так постоянно катитесь на горящем велосипеде, поэтому важно относиться друг к другу бережно и с уважением.

Отдельное внимание мы уделяем памятным датам: дням рождения, годовщинам работы в компании, каким-то личным событиям, с которыми хочется поздравить. У нас напряженная и сложная работа, поэтому важно видеть, когда коллеги устали и радовать их мелочами: совместным досугом, обедами за пределами офиса, витаминами (например, иногда заказываем экзотические фрукты на общий стол). Чуть иначе обстоят дела на производстве, там руководитель держит дисциплину, можно сказать, что атмосфера армейская, но мы стараемся распространять ценности компании на всех коллег.

Найм разработчиков, в отличии от маркетологов, продажников и других офисных сотрудников, это отдельный квест. Как-то мы год “перебирали” химиков: здесь мало смотреть на опыт или гибкость сотрудника, потому что все познается на практике на реальном производстве, потому что вряд ли найдется человек, который занимался тем, что тебе нужно, ведь мы одни из немногих производителей материалов для творчества и игры у себя в городе и соседних регионах.

Спустя 6 лет

Я уверена, что те проблемы, с которыми я столкнулась на входе, испытывают многие из людей, работающих в проектах и стартапах. Пожалуй, главное — это вера в продукт. Она двигает вперед, делает тебя стрессоустойчивым, ради этого ты готова что-то перетерпеть, а потом получить максимальную выгоду. Я стала терпимее и научилась с вниманием относиться к команде, пережив печальный опыт взаимодействия с коллегами.

Как бы банально не звучало, но люди — главный ресурс, и без них вы не сможете построить успешный бизнес, поэтому вот главное, что я бы хотела выделить:

  • важно видеть и плюсы, и минусы, чтобы выстраивать эффективные взаимоотношения с человеком;
  • давать право на ошибку, потому что факапы были и будут всегда, но не забывайте расставлять границы, за которые нельзя выходить;
  • относитесь с пониманием к людям, ведь у каждого из нас бывают и стрессы, и сложные ситуации, и потеря мотивации.

Такой подход позволил мне сделать не только успешный продукт, но и обрести команду, которой могу доверять.

Мария Воронина
заместитель директора компании ООО "Новая химия"

Я прошла достаточно долгий, интересный и не всегда простой путь в компании, и на сегодняшний день я самый "старенький" сотрудник после Анастасии. Пришла в октябре 2015 года, не застала процесс "вымучивания" технологии от химиков, но успела вкусить радость от ручной проверки всех партий песка.

Меня сразу подкупила искренность Анастасии, как руководителя. На первом собеседовании (на должность менеджера по работе с клиентами) она рассказывала мне как она мучается с химиками, и что не может мне предложить на данный момент больше определенной суммы, но, если покажу успехи в работе, то конечно, моя зарплата начнет расти. Очень ценно, когда тебе не врут на собеседовании про золотые горы и сразу предупреждают о сложностях. Анастасия и правда никогда не обманывает, делает то, что обещала.

Когда я вышла на работу, Анастасия меня полностью курировала, ставила задачи, спрашивала результат. Достаточно быстро стало понятно, что мы на одной волне, я улавливаю то, что нужно. С течением времени, конечно, мы начали расширять штат, а я получала все больше свободы (здесь важно адекватно пользоваться этим преимуществом) в работе, Анастасия поддерживала мои предложения по тем или иным вопросам, сделала руководителем отдела продаж. Не знаю, смогла бы я так быстро вырасти в обычной компании. Сейчас я ее заместитель, мы безусловно переживали кризисы и часто шутим, что наши отношения напоминают брак, в них бывает всякое.

Считаю, что только человек с большим сердцем может делать хороший бизнес, балансируя гранями рабочих и дружеских отношений. Мы продолжаем расти, как компания, и может когда-то уже не будет такой близости у сотрудников, но ценности заложены, и никуда не денутся. Всем руководителям, по моему мнению, нужен талант видеть в человеке не только рабочую лошадку, но и личность, использовать его возможности и на благо бизнеса, и для личного роста сотрудника. Имея такого руководителя, мы стали компанией с теплым коллективом внутри, что важно, когда твоя работа постоянно преподносит разные сюрпризы, а задачи не терпят промедления.

У Анастасии есть энергия, чтобы крутануть земной шар в другую сторону, и это важное качество помогло создать проект, который начинался с одного человека до компании, которая завоевывает международные рынки.

{ "author_name": "Анастасия Еремина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 199079, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 21 Jan 2021 12:55:17 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null