Азия и не только: как российские EdTech-проекты завоевывают мир

EdTech сегодня – один из наиболее перспективных и быстрорастущих рынков мира. Пандемия COVID-19 стала для онлайн-образования настоящим «звездным часом», раскрыв потенциал этой области, как для пользователей, так и для инвесторов.

В 2020 году EdTech занял рекордные 3% на глобальном рынке образования, достигнув объема в $165 млрд. По прогнозу компании HolonIQ, специализирующийся на аналитике образовательного рынка, к 2025 году эта цифра может достигнуть $404 млрд. Столь бурный рост ожидаемо взвинтил привлекательность EdTech для инвесторов. Так, только за первые три квартала 2020 года онлайн-проекты в области образования привлекли $8,3 млрд инвестиций – больше чем за весь «докоронавирусный» 2019-й ($7 млрд).

Бум EdTech не только дал стимул появлению новых игроков в отрасли, но и вдохновил на расширение старые компании. Выход на глобальные рынки – закономерный вектор развития бизнеса, но для онлайн-образования он актуален, пожалуй, вдвойне: в силу своей универсальности этот продукт отлично подходит для экспорта. Наращивают международную экспансию и российские EdTech-компании. В том числе, пробуя силы на перспективных азиатских рынках.

Онлайн-платформа Учи.ру, в пандемию занявшая второе место в рейтинге самых посещаемых образовательных сайтов мира по версии аналитического портала SimilarWeb, осваивает зарубежные рынки уже несколько лет. Одним из приоритетных направлений для компании стала Индия.

Азия и не только: как российские EdTech-проекты завоевывают мир

По словам главы департамента международного развития Учи.ру Леонида Башлыкова, на подготовку к запуску в этой стране у команды ушел год. Первым шагом при выходе за рубеж в компании называют глубинное исследование рынка с анализом конкурентной среды. Детальное изучение опыта конкурентов позволило избежать ненужных ошибок, а в чем-то и успешно скопировать уже «обкатанные» схемы продвижения. Культурный контекст команда исследовала во время командировок в Индию. Важную роль сыграло и постоянное общение с экспертами отрасли. Здесь неожиданным сюрпризом стала открытость индусов: инсайдами о своей работе, вплоть до размера выручки и «фишек» продвижения, охотно делились даже конкуренты.

Экспертиза рынка показала необходимость адаптации каналов продвижения. Так, наиболее эффективным в Индии оказался метод прямых продаж door to door, который в России сегодня принято считать устаревшим. Тем не менее, именно он стал залогом успеха ByJu’s – лидера индийского рынка онлайн-образования. Другим основным каналом для Учи.ру в Индии стал Channel Partner - сотрудничество с компаниями, продающими другие продукты для школьников. На него приходится до 30% b2b рынка страны.

Вторым ключевым шагом в Учи.ру называют формирование выделенной продуктовой команды и привлечение сильного руководителя продаж. С его поиском у компании возникли серьезные трудности. Стремящиеся к карьерному росту индусы в совершенстве овладели искусством самопрезентации, что сильно мешает работодателям. При отборе было невозможно понять, действительно ли у кандидата есть все те компетенции, которые он себе приписывает. Выходом из ситуации стало сотрудничество с кадровым агентством, которое переманило у конкурентов опытного «продажника» с нужными связями.

Впрочем, вкладывать время и ресурсы в продолжительные исследования рациональным считают не все российские EdTech-компании. «Дорогие исследования рынка не всегда оправданы. Наш главный источник инсайдов – это наши пользователи», - утверждает вице-президент по развитию онлайн-школы английского для детей Novakid Камиль Шарипов. С 2017 года проект успешно осваивает рынки Европы и СНГ, а в сентябре 2020 года запустился в Индонезии, Малайзии, Южной Корее и Японии. Предпосылками для экспансии в Юго-Восточную Азию стали экономический потенциал региона и стабильный рост рынка образовательных услуг для детей. Каждая из стран оценивалась по объему ВВП, доле населения моложе 15 лет и English Proficiency Index (EF EPI) – индексу среднего владения взрослого населения английским (средний уровень – в Малайзии и Южной Кореи, низкий – в Японии и Индонезии).

Как и в Учи.ру, в Novakid работают с локальной маркетинговой командой. Привлечение местных специалистов позволяет избежать ошибок при выборе каналов продвижения, и учесть характерный для каждого рынка «национальный колорит». Так, в Индонезии и Малайзии успешным оказалось сотрудничество с микро-блогерами. В этих же странах школа ввела уникальный формат онбординга пользователей (onboarding): им бесплатно предлагают не один, а четыре пробных урока.

Важнейшим каналом продвижения во всех четырех странах для Novakid стали мессенджеры. В Индонезии и Малайзии это WhatsApp, в Южной Корее - Kakao Talk, в Японии – Line. Этот маркетинговый инструмент оказался эффективным и при продажах, и при работе с обратной связью.

Путь от начала локализации контента до старта системных продаж в Юго-Восточной Азии занял у Novakid два месяца. Пробный период работы начался в сентябре, а уже в начале зимы продажи показали взрывной рост. С декабря по февраль в Индонезии и Малайзии число активных пользователей платформы выросло в 3,8 раза (с 52 до 200+), в Южной Корее в 4 раза (с 55 до 200+), а в Японии в 4,2 раза (с 33 до 140+).

О еще более динамичном масштабировании можно говорить в случае тех EdTech-проектов, которые полностью основаны на digital-продукте. Выйдя на рынок в 2017 году, приложение для изучения иностранных языков EWA: Learn English в 2020 году заняло третье место в категории «Образование» Apple Store и Google Play. При этом, как отмечает основатель стартапа Максим Корнеев, он с самого начала нацеливался на продажи во всем мире. Уже при запуске приложение было локализовано для пользователей из России, Турции, Китая, Испании и Бразилии. Впрочем, самым быстрорастущим рынком все-таки оказался российский.

При экспансии на новые рынки в EWA отдают предпочтение скорости и минимизации ресурсов. Ключевыми становятся всего три шага. Первый – локализация достаточного объема контента приложения. Второй – привлечение трафика через рекламу. И третий – поиск сильного маркетолога, разбирающегося в особенностях рынка. По мнению Корнеева, один квалифицированный специалист на направлении может заменить целую команду. Несмотря на широкую географию сегодня в команде EWA всего около 30 человек, а маркетинг и разработку курируют лично ее основатели. Такой подход продиктован неудачным опытом сотрудничества с digital и маркетинговыми агентствами.

Общее число установок приложения сегодня превышает 40 млн. В 2020 году выручка EWA превысила $14 млн.

Каждый EdTech-проект обладает своими уникальными особенностями. И едва ли существует универсальный рецепт вывода продукта на глобальный рынок. Однако опыт российских компаний позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые позволят минимизировать риски и избежать ошибок. Это тщательный подход к выбору страны для экспансии, анализ рынка и конкурентной среды, оценка собственных финансовых ресурсов. А также формирование выделенной команды, обладающей релевантными компетенциями, достаточным количеством времени и готовностью к серьезной работе.

11
1 комментарий

Спасибо, очень интересный и полезный текст.

Ответить