Заботливый бизнес: разбираем успех предпринимателей на примере импакт-проектов

Сегодня компании уделяют большое внимание своей миссии в современном мире. Жажда наживы сменилась более человеческими ценностями – стремлением к комфорту, здоровью и лучшей жизни. Перестройка бизнеса под нужды общества – глобальный тренд. Как с ним справляются российские бренды и в чем специфика импакт-бизнеса, рассказывает Петр Самойленко, исполнительный директор Бизнес-платформы ОНФ.

Заботливый бизнес: разбираем успех предпринимателей на примере импакт-проектов

Организации, которые стремятся позитивно изменить наш быт, называются импакт-компаниями. Улучшения происходят именно в результате предпринимательской деятельности: товар или услуга должны наполнить жизнь смыслом, интересом, закрыть некоторые «боли» отдельного человека.

Придумывать проблемы бизнесменам не приходится. В 2015 году ООН огласила цели устойчивого развития – на них и ориентируются как власти государств, так и предприниматели, а также инвесторы. Магистральными темами для изучения считают ликвидацию голода, нищеты, гендерного неравенства, защиту и восстановление экосистем, борьбу с изменением климата, создание прочной инфраструктуры, рациональное использование водных ресурсов и другие.

Изменения в бизнес-курсе спровоцировала и смена потребительского поведения. Миллениалы, к примеру, отдают предпочтение не просто красивому, вкусному или удобному товару, но еще и этичному бренду. Им важно испытывать положительные эмоции во время покупки или использования – в этом случае более вероятно, что они вернутся и даже расскажут о продукте своему окружению, способствуя росту объемов вашего бизнеса.

Есть компании, которые изначально работают в импакт-направлении – это заложено в ДНК бренда. Разберем на примере.

Опыт компании Genotek

Бренд, связанный с медициной и здоровьем, априори находится в импакт-сегменте. Однако важно не только лечить или предупреждать болезнь, необходимо постоянно модернизировать свои технологии и принципы в соответствии с запросами современного клиента.

Команда Genotekразработала высокочувствительную тест-систему для диагностики заражения коронавирусом. Она позволяет выявлять его на ранней стадии, а значит, пациент получает больше шансов на получение своевременной медицинской помощи и легкое течение болезни. Кстати, на импакт-технологии часто налетают и импакт-инвесторы. К примеру, центр Genotek в разное время получал инвестиции от фондов и частных лиц в размере от $500 тысяч до $4 млн. В глазах предпринимателей импакт – это забота, забота – счастливый клиент, а счастливый клиент – повторное обращение и расширение аудитории.

Чуть сложнее подчеркнуть импакт-составляющую у бренда, социальный вклад которого не очевиден на первый взгляд. Рассмотрим бизнес-модель марки “Ешь деревенское”.

Опыт компании “Ешь деревенское”

На самом деле сервис доставки продуктов стал импакт-проектом с самого начала – и я сейчас не о пользе для клиента, который экономит время и с нетерпением ждет курьера в указанный час. Основатель компании Илья Елпанов придумал бизнес для того, чтобы помочь фермерам – они производили качественный товар, но не имели ресурсов для грамотной дистрибуции и широкой продажи.

Елпанов придумал механизм, наладил логистику – фермеры были довольны: продукцию увозили регулярно и в больших объемах. Импакт-компонент Илья привнес и в коммуникацию с аудиторией. Он предлагал фермерские товары не всем, а целился в определенный сегмент: мам от 25 до 35 лет. Часть из них, по мысли предпринимателя, стремится кормить своих детей исключительно правильной пищей из качественных продуктов, другие – в детстве проводили в деревне у бабушек, поэтому и сами тоскуют по натуральному молоку, творогу и нежнейшему мясу.

Свои соцсети бренд “Ешь деревенское” тоже ведет с заботой. Подписчики в Instagram могут узнать больше о постоянных поставщиках, понаблюдать за производством и даже отметить новые для себя рецепты.

Особенно ярко был заметен социальный вклад компании в пандемию. Без подобной доставки сотни фермеров просто не смогли бы реализовать тонны продукции.

Опыт компании “Учи.ру”

Образовательная платформа сфокусирована на дистанционном образовании, однако не имеет ничего общего с классическими занятиями. Цель бренда – сделать процесс обучения доступным и приятным с заботой о новом поколении.

Для современных школьников придумали интерактивный формат обучения по каждому предмету. Занятие строится на игре, а задания сопровождаются привлекательными динамическими иллюстрациями – даже если это скучная арифметическая задача о литрах компота.

Разработчики последовали и еще одному тренду – персонализации. Платформа учитывает не только правильность выполнения задания учеником, но и скорость его ответов и сетевое поведение. Следующие вопросы и упражнения, а также количество их повторений подбираются на основе предыдущего опыта.

Создатели проекта решили отойти и от традиционного “расписания” школьника. К примеру, в апреле 2021 года на платформе прошла олимпиада не по физике, а по предпринимательству и финансовой грамотности. А тремя годами ранее появился курс по программированию – инициировали его родители детей. Сервис прислушался к их мнению и запустил краудфандинговую кампанию по сбору средств на учреждение профиля подготовки, и теперь это одно из самых востребованных направлений площадки.

Такая методика закономерно привлекает и детей, и родителей, а их успехи, которые могут заметить одноклассники, неизбежно приведут на площадку новые семьи. Иван Коломоец, сооснователь проекта, отмечал, что большинство школ пытается измерить знания лишь формально, но гораздо важнее дать им объективную оценку – именно на этом и специализируется “Учи.ру”. Компания тоже привлекательна для инвесторов, а ее годовой оборот превышает 3 млрд. рублей.

Говоря об импакт-проектах, важно понимать: они предполагают не разовое улучшение жизни одного потребителя, а долгосрочное влияние на общество. Пандемия и общее стремление граждан всего мира к осознанному потреблению ставит перед бизнесом новую задачу: быть больше, чем просто товар. Если вы хотите развиваться как импакт-предприниматель или импакт-инвестор, внимательно осмотритесь: возможно, неосвоенная ниша с “болью” обычного человека прямо перед вами.

Начать дискуссию