Подходы к созданию стратегии

Подходов к созданию стратегии очень много. Фреймворков и различных моделей, которые используются в этом деле еще больше. Начинаешь применять все это к стартапу или малому и среднему бизнесу и понимаешь, что стратегию можно и год разрабатывать стратегию, если делать все как написано) Так собственники бизнесов и перестают подходить к этому снаряду.

Изучив много книг, статей, курсов и получив опыт их стратегирования в своих бизнесах и тех, куда мы инвестируем и менторим, я выделил несколько видов создания стратегии.

Стартап

Здесь стратегия в зависимости от стадии сводится к действиям направленным на поиск задачи для решения, далее продукта для выполнения задачи, поиску product / market fit на достоточно большом для амбиций фаундера рынке. А после его нахождения к поиску каналов, через которые все это можно масштабировать.

Частотные ошибки, которую я встречаю при общении является:

  • Делание продукта без понимания задач клиентов, насколько они частотные, важные или проблемные. Так часто получается у технических специалистов. В результате получается то, что в Y-combinator называют solution in search of a problem.
  • Не считать финансовую модель, в результате чего экономика может не сходиться даже на бумаге.
  • Перескакивание через подтверждение product / market fit сразу к масштабированию. Сделали продукт, а сейчас ищем инвестиции на маркетинг, чтобы его масштабировать… А вы хотя бы какие-то продажи уже сделали? И оказывается, что нет…
  • Отсутствие внимания к конкурентам. Здесь важно понимать, что:
  • Конкуренты - это не обязательно компании, которые делают то же самое или что-то похожее. Конкуренты могут выполнять ту же работу, но другим способом. Например, в Qolio у нас важным конкурентом является Excell. А для работы “Провести время с семьей” могут конкурировать просмотр фильма, совместная поездка-экскурсия и т.д.Прямые конкуренты должны быть. В редких случаях их нет, но это плохой знак. Велика вероятность, что продукт не нужен или экономика не сходится, или рынок слишком маленький.

Бизнес

Бизнесу тоже важно понимать на какой стадии жизненного цикла он находится и какие амбиции и цели есть у команды фаундеров. В зависимости от этого стратегия может сводиться к одному из этих пунктов или их комбинации.

1. Выживанию. Здесь стратегия сводится к приемам кризис-менеджмента: оптимизация расходов, закрытие неприбыльных направлений, перераспределению ресурсов, где-то ручному управлению и другим подобным мерам. Бизнесу нужно выжить, прийти в какое-то равновесное состояние, чтобы уже потом подумать что делать дальше.

2. К стабильному развитию. Здесь стратегию про то, как продолжать делать то, что мы и так делаем хорошо. Все это делается через:

  • Постановку операционных целей по обороту, прибыли, собственному капиталу.
  • Потом обратным планированием решаем сколько для этого надо произвести продукта, сколько нужно продаж, какой должен быть маркетинг, сколько и каких людей нужно нанять, какую систему управления построить.
  • Дальше планируем какие проекты развития нужно запустить, чтобы к этому прийти.
  • После этого строим финансовый план и убеждаемся, что все сходится на цифрах.

3. Поиску новой бизнес-модели, рынков, или того и другого. В этом возникает необходимость при поиске новых источников роста или наоборот, в кризис. Здесь нужно:

  • Погружаться в глубокие исследования клиентов и рынков.
  • Формулировать различные стратегические альтернативы. Ключевые бизнес-логики, целевые аудитории, продуктовая стратегия, способы взаимодействия с клиентами, каналы маркетинга, способы монетизации, ключевые процессы и партнеры.
  • Оценивать альтернативы исходя из фин. эффективности, возможности с ее помощью достичь цель, доступности ресурсов и компенций, рискованности.
  • Принимать решение.

Подходить нужно очень гибко к этому, как к стартапу. Новые модели нужно тестировать, а после этого масштабивать.

4. Решению проблем, наведению порядка.

В этом возникает необходимость когда бизнес хорошо развивается, а для того, чтобы перейти на новый уровень, нужно создать систему управления, подобрать нужных людей на все необходимые роли. Как правило делается в сочетании с п. 2, но в данном случае фокус на структурирование компании.

Начать дискуссию