Что сделать, чтобы выжать максимум пользы из CRM: чек-лист внедрения

В прошлой статье прошлись по 5 болям бизнеса, работающего без CRM. Также резюмировали 4 бизнес-задачи, которые помогает закрыть CRM. В этой статье собрали чек-лист внедрения — всего 10 пунктов, которые помогут максимизировать пользу от внедрения. Чек-лист поможет, как при самостоятельном внедрении, так и при работе с подрядчиком — будете знать, на что обращать внимание.

Что сделать, чтобы выжать максимум пользы из CRM: чек-лист внедрения

1. Понятны цели внедрения

2. Процессы описаны и структурированы

3. Добавили и распределили сотрудников

4. Права доступа правильно настроены

5. Подключены все источники обращений

6. Менеджеры общаются в одном окне

7. Есть запись звонков

8. Настроена конверсионная воронка продаж

9. Настроены отчеты

10. Менеджеры обучены, им донесли ценность внедрения

1. Понятны цели внедрения

К нам в Osminog.project часто приходят со специфическими запросами по типу «нужна сквозная аналитика» или «хочу сделать автоматизированный расчет себестоимости услуг». При этом в 90% случаев в компании не внедрена CRM. Поэтому на старте мы всегда предлагаем базовое внедрение CRM, чтобы закрыть 4 ключевые бизнес-задачи:

  • Единая клиентская база, чтобы минимизировать потери от недобросовестных менеджеров и в будущем получать прибыль от повторных продаж.
  • Автоматическая регистрация всей коммуникации с клиентами, чтобы анализировать работу менеджеров.
  • Оцифрованная воронка продаж, чтобы понимать точки потерь времени и денег в процессе продажи.
  • Понятная аналитика по продажам, чтобы не тратить время на сбор отчетов и управлять бизнесом на основе цифр, а не ощущений.

За счет закрытия базовых бизнес-задач, бизнес получает кратный рост выручки:

20% усилий дают 80% результата в продажах

А после базового внедрения проще внедрять сложную автоматизацию и подключать сквозную аналитику.

2. Процессы описаны и структурированы

Когда мы планируем внедрение CRM, то всегда рассматриваем две стороны: бизнесовую и программную. У стороны бизнеса есть базовые требования — чтобы база была защищена, все коммуникации фиксировались — и специфические. У программы есть функциональные возможности. Так вот на старте мы определяем требования бизнеса, чтобы понять, какими функциями программы закрывать эти требования.

Чтобы определить требования бизнеса, мы проектируем карту процессов в виде блок-схемы. Кто, что делает, куда ведет это действие, какие варианты развития событий, что будет в каждом из сценариев — все это фиксируется в большой блок-схеме.

<p>Мы оформляем процессы в такие блок-схемы</p>

Мы оформляем процессы в такие блок-схемы

Эта схема помогает грамотно выстроить воронку продаж, а также в случае изменений в процессах, актуализировать саму воронку и настройки в CRM.

3. Добавили и распределили сотрудников

Чтобы CRM работала и приносила пользу, все сотрудники должны ей пользоваться. Если кто-то работает в CRM, а кто-то по старинке фиксирует все в Экселе, то вы не ощутите пользы от внедрения.

<p>В Битрикс 24 легко добавить новых сотрудников. Делается это в пару кликов</p>

В Битрикс 24 легко добавить новых сотрудников. Делается это в пару кликов

После добавления сотрудники отображаются в общей структуре компании, где их можно распределять по департаментам, чтобы раздавать права доступа.

<p>Пример структуры компании</p>

Пример структуры компании

4. Права доступа правильно настроены

Грамотная настройка прав доступа в CRM позволит защитить клиентскую базу от недобросовестных менеджеров. Для этого, например в CRM Битрикс24 есть гибкие настройки прав доступа. Можно запретить удалять контакты клиентов из системы или, например, экспортировать данные. Также можно ограничить доступ к клиентам, по которым менеджер не является ответственным.

Почему это важно. Клиентская база — это один из самых ценных активов бизнеса. Сейчас стоимость привлечения нового клиента слишком высока. Гораздо выгоднее работать со старой базой и делать повторные продажи: рассылать индивидуальные предложения, оповещать о выходе новых продуктов или делиться сезонными скидками.

Если работать над повторными продажами, можно инвестировать меньше денег на маркетинг, но при этом получать больше прибыли

5. Подключены все источники обращений

Чтобы CRM закрывала задачу по единой клиентской базе, нужно каждое обращение клиента фиксировать в CRM. Сообщения с сайта, WhatsApp, Telegram, VK, почты — все они должны поступать в CRM.

Что сделать, чтобы выжать максимум пользы из CRM: чек-лист внедрения

Если какие-то каналы не подключены, то база новых клиентов не пополняется, а оседает где-то в личных переписках. По факту — теряется. Поэтому таким клиентам не получится выслать сезонную скидку или сделать спец-предложение. А самое главное — не будет контроля за обработкой такого клиента.

Кроме того, информация о клиентах полезна маркетологам. Они понимают, из каких каналов приходят лиды. На основе этого перераспределяют бюджеты в более эффективные каналы.

6. Менеджеры общаются в одном окне

Все входящие и исходящие сообщения должны проходить через CRM. Это важно по двум причинам:

  • Вы сможете проанализировать работу конкретного менеджера по клиенту и понять, почему продажи не случилось, так как вся коммуникация зафиксирована в CRM
  • Если менеджер уволится, у нового менеджера будет полный контекст взаимодействия

Кроме того, так менеджеры меньше времени теряют на переключение между каналами связи. А любые потери времени — это недополученная прибыль бизнеса.

7. Есть запись звонков

Представим, что вы внедрили CRM, но не подключили записи звонков. В таком случае можно столкнуться с такой ситуацией.

<p>Менеджер пообщался с лидом и отправил его в отказ — продать не получилось</p>

Менеджер пообщался с лидом и отправил его в отказ — продать не получилось

Все бы ничего, если бы это был единичный случай. Но именно у этого менеджера в этом месяц спад в продажах — сплошные отказы. Без анализа записи звонка невозможно понять, в чем проблема и как ее решить.

В идеальном случае — нужно внедрять контроль качества. Например, на одном из наших проектов у клиента были проблемы с продажами. Лиды были, но продажи случались эпизодически, было много отказов. Мы подключили со своей стороны специалиста контроля качества. Каждый день он анализировал звонки менеджеров, оставлял предметные комментарии и пояснял, где менеджер не дожал лида. В результате процент отказов снизился на 40%.

8. Настроена конверсионная воронка продаж

Менеджер должен тратить 100% своего времени на продажи — думаю, с этим трудно поспорить. Но в реальности менеджеры, особенно на старте, тратят много времени, чтобы понять, что делать дальше с клиентом. Если конверсионная воронка продаж в CRM настроена правильно, то CRM сама будет говорить менеджеру, что делать дальше и регистрировать его успешные действия.

<p>В Битрикс 24 можно настроить напоминания, чтобы менеджер не забыл, например, вовремя связаться с клиентом</p>

В Битрикс 24 можно настроить напоминания, чтобы менеджер не забыл, например, вовремя связаться с клиентом

CRM-система должна вести менеджера, а не менеджер CRM-систему

9. Настроены отчеты

Знаете это странное чувство, когда ощущаешь, что в бизнесе что-то идет не так, но непонятно, что именно и где? Например, на подсознательном уровне понимаешь, что менеджеры не дорабатывают или уводят клиентов, но доказать не можешь. Или по расчетам видно, что где-то теряется прибыль, но непонятно, где.

Если база клиентов собрана, настроена конверсионная воронка, права распределены грамотно, подключены все источники и исключен человеческий фактор, то собственник получает автоматические отчеты о количестве:

  • всех лидов,
  • качественных лидов,
  • лидов, слитых менеджерами,
  • отправленных КП,
  • выставленных счетов,
  • выплат.
<p>Это отчет по конверсионной воронке продаж. В нем видно количество лидов и сделок. Отчет дает общее понимание по объему сделок и по конверсиям</p>

Это отчет по конверсионной воронке продаж. В нем видно количество лидов и сделок. Отчет дает общее понимание по объему сделок и по конверсиям

Отчеты помогают избавиться от неизвестности и увидеть реальную эффективность компании и каждого сотрудника. А на основе этого уже легче принимать управленческие решения — не по наитию, а на основе объективных цифр

10. Менеджеры обучены, им донесли ценность внедрения

По нашему опыту, сложности во внедрении CRM лежат не в технической части, а в адаптации сотрудников. В целом несложно составить блок-схемы, создать пространство в CRM Битрикс24, настроить воронки — на это уходит 35% времени внедрения. 65% — это обучение сотрудников и последующий контроль.

Мы в Osminog.project поняли это давно, поэтому разработали свою систему обучения. Благодаря ей сотрудники не саботируют процесс обучения и уже через 3 недели полноценно и правильно пользуются CRM — тем самым быстрее начинают окупать инвестиции во внедрение CRM.

Система обучения состоит из 3 этапов:

1. Теория

Как правило, саботаж начинается, когда нет теоретической основы, поэтому мы записали 10 видео-уроков по 2 минуты каждый. Там максимально доступно рассказываем, как работает CRM Битрикс24, зачем она нужна менеджеру и как в ней работать. В итоге, менеджер проходит тест. Так мы проверяем, как менеджер усвоил материал. Важно, что видео-уроки остаются в записи у каждого нашего клиента. Это нужно, чтобы новые менеджеры проходили тот же путь, что и старые — и все это без нашего прямого участия.

<p>Пример одного из уроков</p>

Пример одного из уроков

2. Практика

Затем мы организуем вебинар, где в формате игры отрабатываем сценарии взаимодействия с клиентами. На вебинаре менеджеры тренируются сами и наблюдают за коллегами. Так получается оттачивать навыки и закреплять изученное на практике.

<p>Записи вебинаров также остаются у клиента. Новые менеджеры также смогут пройти обучение по этим записям</p>

Записи вебинаров также остаются у клиента. Новые менеджеры также смогут пройти обучение по этим записям

3. Наблюдение

И, наконец, последний этап — проверка в рабочих условиях. Менеджеры начинают полностью работать в CRM, а мы наблюдаем за ними от 7 до 14 дней — в зависимости от размера команды. Смотрим все взаимодействия в CRM, указываем на ошибки, поправляем и объясняем, как нужно было сделать.

Хотите, обучим и ваших сотрудников?

За 6 лет мы внедрили CRM Битрикс 24 в 243 компаниях. Из нашего опыта мы видим, что наши клиенты в среднем в 3 раза окупают инвестиции за первые 3-4 месяца работы с CRM. Команда Osminog.project делает внедрения планово за 2 недели и по фиксированной цене.

Если вам нужна помощь с внедрением CRM, мы можем помочь. Напишите нам и мы расскажем, как за 4 шага внедрить Битрикс 24.

2121
8 комментариев

Дожать лида. Название новой игры, по типу "как достать соседа".

2
Ответить

Очень понятно и последовательно все написано! Действительно, если смотреть по чек-листу, то все основные аспекты можно закрыть и считать продукт готовым и полным!))
Спасибо за статью, полезно.

1
Ответить

1с у них)

Ответить

Далеко не у всех

1
Ответить

Сколько время это займет и какие дальше шаги?

Ответить

По времени от двух недель до нескольких месяцев. В зависимости от сложности ваших задач.

Ответить