{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Юнона и Авось» — «Дети двадцать первого столетья!»

«Юнона» и «Авось» — рок-опера Алексея Рыбникова (музыка) и Андрея Вознесенского (либретто) . Премьера в постановке режиссёра Марка Захарова состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, где спектакль, ставший своеобразной визитной карточкой «Ленкома»

Самый первый граф Резанов — Николай Караченцов. Фото: пресс-служба театра

Все началось с музыкальных импровизаций композитора Алексея Рыбникова на тему православных песнопений. В 1978 году он показал свои сочинения режиссеру Марку Захарову, и тот загорелся идеей поставить на сцене Театра имени Ленинского комсомола спектакль, используя этот музыкальный материал.

В тот же период состоялась и первая встреча поэта Андрея Вознесенского с Марком Захаровым. Тогда режиссер предложил ему написать стихи на тему «Слова о полку Игореве».

— Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет этот автор, — вспоминал Андрей Андреевич. — Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось“, о любви 42-летнего графа Резанова к 16-летней Кончитте, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор.

Рыбников подпольно записал музыку для спектакля на пластинку за несколько месяцев до выхода рок-оперы в Ленкоме — и даже фактически устроил «премьеру до премьеры», прокрутив эту пластинку в начале 1981 года в церкви Покрова в Филях во время творческой встречи с реставраторами.

Некоторые факты

Николай Караченцов в образе графа Резанова без дублера выходил на ленкомовскую сцену почти четверть века.

Менялись исполнители, менялся и сам спектакль. Так, по просьбе Захарова, Вознесенский изменил строчку из финальной песни: «Дети двадцать первого столетья! Начался ваш новый век». На сегодня количество представлений перешагнуло за 1700.

Марк Захаров с участниками спектакля. Фото: пресс-служба театра

«Спектакль живёт на сцене Ленкома, пережив застой, перестройку, распад Союза, лихие девяностые, гламурные нулевые… Это, конечно, феномен». (Т. Москвина «Аргументы недели»)

«…Вечные вопросы и бессмертные чувства в новом веке так же понятны и нужны. Тем более, 35 лет жизни спектакля — это ровно столько, сколько Кончитта ждала Резанова, не переставая любить». (А. Зотов. 1 канал)

«Несколько лет назад ВЦИОМ проводил опрос, и оказалось, что „Юнона и Авось“ — самый известный в России спектакль. Причем популярность его с годами, похоже, растет…». (В. Борзенко «Театрал»)

В этом кадре из архива фотографа Александра Стернина – двадцать лет непростой истории рок-оперы «Юнона и Авось»

В этот день «Юнону и Авось» сыграли в 800-й раз

На этом снимке создатели спектакля. Они стоят на фоне фотографии, на которой… они же, только двумя десятилетиями раньше. Черно-белая сделана в июле 1981 года сразу после премьеры спектакля, а этот кадр — в 2002 году, в день, когда «Юнону и Авось» сыграли в 800-й раз.

— Конечно, для всего театра это было событием. Редко бывает, когда столько лет постановка идет в репертуаре театра, причем с огромным успехом, — вспоминает автор снимка Александр Стернин. — После спектакля все собрались в кабинете Марка Анатольевича, где между двух окон висела та фотография. Все ходят, поздравляют друг друга, общаются. Ждут начала банкета. И вдруг меня осенило: а что, если повторить тот кадр? Марку Захарову эта идея понравилась. Он попросил всех выстроиться. Моя задача была, чтобы всё (и позы, и руки, и взгляд) было таким же, как на той фотографии. Посмотрите, у Андрея Вознесенского даже пальцы так же расходятся. Сделали несколько дублей. Коля Караченцов здесь еще в костюме своего героя графа Резанова. Потом был банкет, во время которого артистов награждали медалями какие-то общественные организации. Например, помню, Академия безопасности что-то вручала Абдулову и Караченцову.

Интересно? Еще можно почитать

1) Подборка из 45 материалов на тему «Значимые литературные произведения»

2) Видео: Генрих Саулович Альтшуллер – разработчик ТРИЗ и ЖСТЛ

Источники

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда