{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Борьба за социальные инновации Г.В. Плеханова

В 1882 году Георгий Валентинович Плеханов перевёл на русский язык, издал и начал нелегально распространять на территории Российской империи «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Также Плеханов выпустил свои статьи, в которых отразилось его индивидуальное представление об экономических теориях немецких философов. А уже в 1883 году Плеханов основал первую русскую организацию, идеологически вдохновлявшуюся идеями коммунизма. Марксистская группировка получила название «Освобождение труда».

1 Плеханов в 1917 год https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f9/Plejanov1917.jpg?uselang=ru

Идеи марксизма в России постепенно становились популярными среди студентов. К примеру, именно переводы Плеханова и его взгляды на марксизм привлекли к революции молодого Владимира Ульянова. За распространение идей Маркса многие революционеры-коммунисты называли Плеханова «отцом» русского марксизма.

В начале 20-го столетия Плеханов принимал активное участие в создании революционной газеты «Искра», нелегально распространявшейся на территории Российской империи. В 1903 году Георгий Валентинович участвовал во II съезде РСДРП, после которого сначала примкнул к большевикам, а позже вступил в лагерь меньшевиков. Плеханов не принимал радикализм, который был свойственен сторонникам идей Владимира Ленина.

В отличие от многих революционеров-социалистов, Плеханов во время Первой мировой войны отказался занимать пораженческую позицию. Георгий Валентинович считал, что призывы воткнуть штык в землю и не воевать с наступавшими силами Германской империи являются предательскими по отношению к национальным интересам России.

После Февральского переворота Плеханов вернулся в Россию. «Отец» русского марксизма публиковал статьи в газете «Единство». В них Плеханов полемизировал с политиками, занимавшими антивоенную позицию. К примеру, Плеханов раскритиковал «Апрельские тезисы» Ленина.

К Октябрьскому перевороту Плеханов отнёсся крайне негативно, считая, что Россия ещё не готова к социалистической революции. «Русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну…», — так писал Георгий Валентинович в газете «Единство» в октябре 1917 года.

Философ умер убеждённым марксистом. Он по-своему развил и переосмыслил теории немецкого философа-экономиста. Несмотря на непринятие Октябрьской революции, Плеханова уважали в Советском Союзе: его именем называли улицы во многих городах России, в его честь воздвигали памятники. [2]

2 Георгий Плеханов, автор Арцыбушев https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8a/Georgi_Plekhanov_by_Artsybushev.jpg

Некоторые факты биографии

Георгий Валентинович Плеханов родился 11 декабря 1856 года на Тамбовщине. Его отец Валентин Петрович - глава большой многодетной семьи - был отставным штабс-капитаном и не имел ни богатства, ни связей. Поэтому будущему теоретику и пропагандисту марксизма пришлось всего в жизни добиваться своими силами. -

Окончив с золотой медалью Воронежскую военную гимназию, Георгий поступил в Санкт-Петербургское юнкерское училище, причём сделал это вопреки желанию отца, мотивируя свой поступок тем, что военная служба является наиболее достойным занятием для дворянина. Однако очень скоро Георгий Валентинович разочаровывается в выбранном им пути и в 1874 году успешно сдаёт вступительные экзамены в не менее престижное столичное учебное заведение – Горный институт.

Несмотря на успехи в учёбе, отмеченные присуждением ему Екатерининской стипендии, молодой студент был отчислен со второго курса за неуплату. Это заставило Георгия Валентиновича, оставив прежний идеализм, по-новому взглянуть на реалии окружавшей жизни и прийти к мысли о необходимости переустройства политической системы страны.

В этом же году Г. В. Плеханов вступает в организацию «Земля и воля», члены которой видели путь решения коренных социальных проблем в сближении интеллигенции с народом и обретении ею утраченных ранее «истинных корней». Вскоре он становится одним из её руководителей и приобретает известность как видный публицист и теоретик этого политического направления. После распада «Земли и воли» Плеханов возглавляет тайное общество «Чёрный Передел», выступавшее за изменение существовавшего строя методами, не выходящими за рамки существовавших законов.

3 Г. В. Плеханов в 1870-е годы https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3b/Plechanov.jpg?uselang=ru

Тем не менее, во избежание ареста, в 1880 году Георгий Валентинович был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где в то время находилось много его соотечественников, также покинувших Россию, спасаясь от преследования охранки. Встав во главе круга единомышленников, Г. В. Плеханов уже через три года создаёт в Женеве организацию, получившую название группы «Освобождение труда», а несколько позже основывает «Союз русских социал-демократов за границей». Эти его детища сыграли заметную роль в политической жизни того времени. В 1900 году Плеханов и Ленин основали и возглавили революционную газету «Искра», издававшуюся за рубежом и тайно переправлявшуюся в Россию. [3]

Для пропаганды нужны лозунги, а не принципы

В 1876 г. Плеханов вступил в организацию «Земля и воля». «Земля и Воля» — это тайное революционное общество, существовавшее в России с 1861 по 1864 годы, а с 1876 по 1879 годы восстановилось как народническая организация. Вдохновителями первого общества были Герцен и Чернышевский. Их целью была подготовка крестьянской революции. Во втором составе «Земли и Воли» были А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Всего в организации насчитывалось около 200 человек.

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующем:

  • передача всей земли крестьянам;
  • введение полного общинного самоуправления;
  • введение свободы вероисповеданий;
  • предоставление нациям права на самоопределение.

Их деятельность предполагала: пропаганду, агитацию среди крестьян и других сословий и групп, индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки. Организация имела собственный устав. Г.В. Плеханов был теоретиком, публицистом и одним из руководителей организации.

В 1879 году организация распалась. Образовалась новая организация «Народная воля» с террористическими методами действий и «Черный Передел». В этой организации сохранились народнические тенденции. Организатором и руководителем «Черного передела» стал Г.В. Плеханов. «Черный передел» — это тайное общество, в которое входило не более 100 человек. Кроме Плеханова, в него входили также В. Засулич, Аксельрод, Стефанович. Организация издавала одноименный журнал. Их идеология была направлена в сторону крестьянского вопроса: в русской общине они видели исходную точку социалистического развития; они верили, что, благодаря общине, «экспроприация крупных поземельных собственников» приведет Россию «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела». К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. [4]

4 Слева направо: Скобелев, Чхеидзе, Плеханов и Церетели https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/PresidenciaPrimerCongresoSoviéticoSkobelevChjeidzePlejánovTsereteliJunioJulio1917.png

Плеханов был категорически против политических взглядов таких людей, как Сергей Нечаев и Петр Ткачев, которые утверждали, что небольшая группа преданных революционеров могла бы захватить власть у царя. Плеханов предупреждал, что если это произойдет, вы замените один авторитарный режим другим. Что контроль возьмет на себя "социалистическая каста", которая насаждает систему "патриархального авторитарного коммунизма".

Плеханов восхищался Владимиром Лениным, но опасался, что его идеи слишком близки идеям Петра Ткачева. Когда Ленин произносил свою речь в s, Плеханов заметил, что: "Это материал, из которого сделаны Робеспьеры". Он утверждал: "Представьте, что Центральный комитет обладал все еще обсуждаемым правом ликвидации. Центральный комитет везде ликвидирует элементы, которыми он недоволен, везде сажает своих собственных существ и, заполняя все комитеты этими существами, без труда гарантирует себе полностью покорное большинство на съезде ".

Александр Шотман был одним из тех, кому было трудно решить, поддерживать Ленина или Плеханова. Он отметил: "Когда говорил Плеханов, я наслаждался красотой его речи, замечательной остротой его слов. Но когда Ленин вставал в оппозицию, я всегда был на стороне Ленина. Почему? Я не могу объяснить это самому себе. Но так было, и не только со мной, но и с моими товарищами и рабочими. [5]

Интересно? Еще можно почитать

1) «Философия могла бы сказать: «Я исполнила свой долг, я могу уйти», так как в будущем точная наука должна сделать бесполезными гипотезы философии».

Этот и еще 154 материала VIKENT.RU по теме Философия

2) Видео: # ОШИБКИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ на ПРИМЕРЕ АВТОРОВ СБОРНИКА «ВЕХИ»

3) Опубликована онлайн-лекция VIKENT.RU № 299 с говорящим названием: СМЫСЛ ЖИЗНИ: ГЛУПЫЯ ЗАВЕЩАНИЯ выдающихся (!) ЛИЧНОСТЕЙ

Продолжение – про умные завещания – 11 декабря 2022 (Воскресенье) в 19:59 (мск),

свободная регистрация: https://vikent.ru/w0/

Источники

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда