{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Писатель-фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов

С детства Айзек был необычным мальчиком, о чем он постоянно говорил впоследствии и подчёркивал то обстоятельство, что был вундеркиндом, потому что выучил английский язык и научился читать без чьей-либо помощи; его родители, когда приехали в США, абсолютно не знали английского. В 5 лет Айзек пошёл в школу и очень удивлялся тому обстоятельству, что детям, которые учились вместе с ним, учителям приходилось по нескольку раз повторять и объяснять материал урока. Айзек запоминал все с первого раза и обладал почти фотографической памятью. Учебников, которые выдавали в школе, ему хватало всего на несколько дней. Он заканчивал каждый из них в течение первой недели семестра и таким образом получал образование на ближайшие полгода. Какой бы школьный учебник он ни открыл — историю, географию, арифметику, грамматику, — все это было интересно, весело и лёгко для него.

1 Айзек в 1934 году, в возрасте четырнадцати лет, около кондитерской, принадлежащей семье Азимовых. https://hij.ru/upload/medialibrary/0ed/0ed05fa3069f1a3acd4d10ae0b2225a1.jpg

В свободную минуту Айзек читал, — читал почти все, что попадалось под руку. Видя интерес сына к литературе, родители записали Айзека в публичную библиотеку. Соседи Азимовых постоянно наблюдали сцену возвращения Айзека из библиотеки, когда тот нес домой книги: две были зажаты под каждой из его подмышек, а третью он читал, почти не обращая внимания на то, что происходит вокруг. В библиотеке молодой Азимов окунулся в мир греческой мифологии, познакомился с пьесами Шекспира (в 70-е годы он напишет несколько путеводителей по Шекспиру, в которых подробно разберет произведения великого англичанина), романами Дюма и классической литературой XIX века. От художественной литературы Айзек перешел к исторической науке, так как после Дюма и «Илиады» нельзя было не заинтересоваться историей Франции и Древней Греции.

Айзек обожал школу и любил учиться. Его ненавидели одноклассники и учителя, потому что Айзек не стеснялся показывать, что он умнее первых и постоянно поправлял вторых и спорил с ними. Азимов мало интересовался подвижными играми, он был слишком тощий и слабый для спорта, к тому же близорукий.

В 1931 году, в возрасте 11 лет, Айзека обуяла страсть к рассказыванию историй; это случается со многими людьми, но в данном случае налицо были талант и энергия. У него появилась идея написать свои собственные книги и позволить им стать его собственной библиотекой, которой у него никогда не было. Айзек начал писал письма в журналы научной фантастики, и каково же было его удивление, когда уже первое его письмо опубликовали. Позже он занялся написанием рассказов, однако его самые первые детские произведения были лишь подражанием историям, которые он читал в журналах.

Некоторые факты биографии

Определяющим фактором жизни молодого Азимова между 6 и 22 двумя годами была кондитерская отца. Первые три года американской жизни отец будущего писателя трудился разнорабочим, накопил немного денег и купил кондитерскую — небольшой магазинчик, в котором продавались, кроме еды, газеты, журналы, сигареты, конфеты, хлеб, газировка и иные сопутствующие товары. Почти все свободное время от занятий в школе Айзек проводил в кондитерской, помогая родителям. Их магазин работал с шести утра до часа ночи, ежедневно, и закрывался только во время еврейских религиозных праздников, и то только пока кондитерская находилась в еврейском квартале.

В свободную минуту Айзек читал, — читал почти все, что попадалось под руку. Видя интерес сына к литературе, родители записали Айзека в публичную библиотеку. Соседи Азимовых постоянно наблюдали сцену возвращения Айзека из библиотеки, когда тот нес домой книги: две были зажаты под каждой из его подмышек, а третью он читал, почти не обращая внимания на то, что происходит вокруг. В библиотеке молодой Азимов окунулся в мир греческой мифологии, познакомился с пьесами Шекспира (в 70-е годы он напишет несколько путеводителей по Шекспиру, в которых подробно разберет произведения великого англичанина), романами Дюма и классической литературой XIX века. От художественной литературы Айзек перешел к исторической науке, так как после Дюма и «Илиады» нельзя было не заинтересоваться историей Франции и Древней Греции.

2 Рядовой Азимов на Гавайях в 1946 г. https://hij.ru/upload/medialibrary/22f/22f93efc36ba59eb43d4f697192c541e.jpg

В июле 1946 года Айзек после увольнения из армии нужно было возвращаться к работе над своей докторской диссертацией, которую он прервал из-за переезда в Филадельфию. Диссертация писалась трудно, Азимов все больше терял интерес к химии, к исследованиям и опытам — он хотел писать фантастику. Однако нет худа без добра. Прежде чем защитить докторскую, каждый исследователь должен был провести семинар для студентов о своей работе, по сути, прочитать лекцию. Обычно к этому подходили формально, и мероприятие получалось скучным. Но когда Айзек начал выступать перед аудиторией, он неожиданно осознал, что может хорошо и понятно изъясняться, выступать на публике. Его семинар вызвал фурор. В будущем Азимов будет зарабатывать большие деньги, выступая с докладами и лекциями по различным научно¬по-пулярным вопросам, он оказался прирожденным оратором. 20 мая 1948 года, в 28 лет, он защитил докторскую диссертацию. Однако степень доктора не принесла желаемого, с работой было туго, а писательство, несмотря на то что Азимов уже был известен как член «большой тройки» англоязычных писателей-фантастов, наряду с Робертом Хайнлайном и Артуром Кларком, не давало достойного дохода.

3 Роберт Хайнлайн, Лайон Спрэг де Камп и Айзек Азимов (слева на право). Филадельфия. 1944 г. https://hij.ru/upload/medialibrary/645/6453e218970a5f99f8500c4d1c979c32.jpg

Начиная с конца 1960-х годов и до самой смерти писателя, да и после его смерти, на Азимова начали сыпаться всевозможные литературные награды, он не раз становился лауреатом самых известных фантастических премий — Хьюго, Небьюла, Локус и других. Азимов стал одним из пионеров первой волны американской фантастики, автором термина «робототехника» и создателем знаменитых трёх законов робототехники, смысл которых заключается в том, что никакая вещь (технология, инструмент), созданная человеком, не должна и не может быть использована во вред человеку.

Азимов продолжал работать, творить и писать до самого конца своей жизни, несмотря на то что в последние месяцы он часто плохо себя чувствовал и попадал в больницу. Доктор Азимов написал почти пятьсот книг, из которых почти двести — научной или научно-популярной направленности. Эти книги написаны для людей почти всех возрастов — от школьников младших классов до взрослых, сформировавшихся личностей, интересующихся той или иной тематикой.

Предсказания Азимова

Азимов предсказывал, что быт среднего человека коренным образом изменится. «Телевизор займет центральное место в доме — ещё больше, чем сейчас. Телефон тоже превратится больше в средство развлечения... он будет повсеместно укомплектовываться телеэкраном, позволяющим не только слышать, но и видеть собеседника». Вот они — привычные нам смартфоны, предсказанные Азимовым в середине 1960-х годов. Писатель-фантаст предполагал, что к 2014 году телевизоры уже всюду будут вытеснены телестенами и появятся первые трёхмерные телеаппараты — прозрачные кубы. Трёхмерность изображёния в кубах будет достигаться с помощью голографии.

Технические достижения, говорил Азимов, позволят не терять связи с цивилизацией тем, кто захочет удалиться в горы или в другие безлюдные места, чтобы избежать скучённости и толчеи в городах, или просто отправиться путешествовать. Спутниковые телефоны позволяют нам сегодня делать звонки почти из любой точки планеты.

4 Айзек Азимов с наградой Небьюла (туманность), одной из самых престижных премий в фантастике https://hij.ru/upload/medialibrary/084/084375ba81afad9df3894a2a75fe514c.jpg

Азимов писал, что большая часть продуктов питания будет продаваться в виде полуфабрикатов, рассчитанных на доведение до кондиции с минимальным человеческим участием. А на каждом продукте или товаре будет стоять его код. Покупатели станут отмечать коды нужных им товаров, а на выходе из магазина забирать свой заказ, уже упакованный и с посчитанной суммой покупки.

Азимов считал, что количество автомобилей на междугородных автострадах начнет снижаться. Взамен возрастет использование личных вертолетов и транспорта на воздушной подушке. Для последнего хорошие дороги не нужны — он с такой же лёгкостью будет двигаться над обычными грунтовками или даже вообще без дорог, над более-менее ровными полями и водными просторами. Но вот о чем он пишет определённо, это о транспортной инфраструктуре. Азимов предполагал, что двухъярусные улицы станут привычной частью пейзажа перегруженных городских центров: по верхнему, поднятому над землей уровню будут двигаться маленькие машины, а по нижнему — грузовики и автобусы.

Не менее интересный прогноз он даёт для сферы образования. Большинство книг в крупных библиотеках переснимут на микроплёнку, а во всех школах и многих домах будет иметься аппаратура для просмотра микроплёнки. Это даст возможность сверяться с первоисточниками и вообще получать информацию, не покидая дома или офиса. Конечно, сегодня микроплёнка ушла в прошлое, не завоевав себе прочной позиции в сфере хранения и передачи информации.

«В образовании упор будет сделан на изучение математики и точных наук. Такие предметы, как арифметика двоичной системы счисления или языки программирования, будут преподавать начиная с младших классов». Информатика как предмет действительно появилась в школах, а рынок труда сегодня повернулся в сторону инженеров и программистов. Да и появление огромного количества кружков программирования и робототехники, в которых дети занимаются чуть ли не с детсадовского возраста, подтверждаёт прогноз Азимова.

Армия роботов или замена ручного труда автоматизированным создаст одну из самых больших проблем — появление у людей излишков времени. Подавляющее большинство станет работать самое большее 30 часов в неделю, предполагал Азимов, а значит, будет больше подвержено опаснейшей болезни — скуке. В обществе возрастет роль отдыха и развлечений.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Наше незнание того, как гены контролируют интеллект, обнаруживается всякий раз тогда, когда у обычных родителей, как иногда случается, рождается ребёнок с огромным талантом, или же всякий раз, когда экстраординарные родители имеют обычных детей, поскольку и это часто случается. Нет никакого способа, по которому генетики могут предсказать тот или иной случай или объяснить это явление. Тем не менее, наверняка можно утверждать, что, если какой-то ген или гены и управляют интеллектом и различными видами таланта, никакая раса не имеет здесь приоритета и не играет ведущую роль в этом процессе. Люди с разным уровнем умственных способностей (и высоким и низким) и с разнообразными талантами есть во всех расах. Проблема интеллекта особенно сложна, поскольку мы не имеем достаточно четкого метода для измерения интеллекта или суждения о нём»

Этот и еще 63 материала VIKENT.RU по теме Список задач в явном виде

2) Видео: ТВОРЧЕСТВО: 33 ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

3) Начат приём Ваших вопросов на принципиально бесплатную онлайн-консультацию № 301 (#умные могут оценить номер...) на вечер воскресенья 22 января 2023 в 19:59 (мск) по более чем 400-м направлениям творческой деятельности

Задать Ваши вопросы свободно можно на странице портала: https://vikent.ru/w0/ И чем сложнее будут Ваши вопросы — тем лучше: они развивают всех.

Источники

0
2 комментария
Post...

Один из моих любимых писателей!

Ответить
Развернуть ветку
Post...

SupeR! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда