{"id":13835,"url":"\/distributions\/13835\/click?bit=1&hash=e1e12adea1499cc9a8db40cc1c07cce3ce795a6c7a3d073493e1291f48a4a843","title":"\u0418\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0446\u0438\u044f: \u043f\u043e\u0434\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u043c \u043f\u043e\u0447\u0442\u0443, \u0447\u0430\u0442 \u0438 \u0444\u0430\u0439\u043b\u043e\u043e\u0431\u043c\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a \u0437\u0430 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0447\u0430\u0441\u043e\u0432","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"728ad728-b270-5f6e-aa5a-d8a9339fb1b2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Наука и сказки Толкина

Продуманный до мелочей альтернативный мир Толкина, Средиземье, создавался на фоне двух мировых войн, проходивших в мире реальном, в момент резонанса всей общественной системы Земли. Его видение творчества и общее ощущение нависающего над мирной жизнью зла было сформировано истовой приверженностью католицизму и боевым опытом, получённым в Первую мировую войну, где он потерял всех близких друзей, за исключением одного.

1 https://www.planet-kob.ru/ob/pics/padm/704e297ff2e35432edcfc9c27328e3fd.jpeg

«В моих Мёртвых Топях и окрестностях Мораннона есть нечто от северной Франции после битвы на Сомме», — написал он в письме в 1960 году.

В злоключениях Фродо и Сэма, пытающихся достичь Мордора, словно в треснутом зеркале отразилась судьба молодых солдат, попавших в хаос и мясорубку траншейной войны на Западном фронте. Но интересен и второй аспект — приверженность Толкина определённому вероучению. И вот, что он говорит об этой внутренней сути своих произведений:

«Кроме тяги к языкам, меня с самого детства привлекали мифы (но не аллегории!) и сказки, а в особенности — героические предания на грани волшебной сказки и исторической хроники; таких преданий, к сожалению, было не слишком много. Кстати, только поступив в колледж, я наконец-то осознал, что между волшебной сказкой и исторической хроникой существует крепкая внутренняя связь. Не могу сказать, что стал знатоком мифов и сказок: дело в том. что я всегда искал не просто знаний, а знаний определённых. Вдобавок — надеюсь, мои слова не покажутся нелепыми, — меня с малых лет печалила бедность моей родной страны, у которой не было собственных легенд (выросших, как говорится, на местной почве). Греческие, кельтские, германо-скандинавские, финские (в которые я влюбился раз и навсегда), рыцарские романы — пожалуйста, сколько угодно; но ничего чисто английского, за исключением дешевых литературных поделок».

Некоторые факты биографии

Английский писатель-фантаст Джон Рональд Руэл Толкин родился 3 января 1892 года в городе Блумфонтейн, Оранжевая республика (ныне ЮАР). Его отец был управляющим английского банка, родители поселились в Южной Африке незадолго до рождения Джона. В феврале 1896 года отец умер, мать с детьми вернулась в Англию и поселилась Сэрхоуле недалеко от города Бирмингема. В 1904 году умерла мать, и Джон с младшим братом остались под опекой католического священника Фрэнсиса Моргана.

С ранних лет Джона Толкина увлекали языки, он самостоятельно изучал древнеисландский язык, читал немецкие книги по филологии. Затем учил староанглийский, древнегерманский, древнефинский, исландский и готский языки, читал их сказки и легенды. Уже в четыре года он просил мать заниматься с ним латынью. Толкин писал, что самым сильным детским переживанием был момент, когда в 8 лет на железнодорожной станции он увидел вагоны с углем, на которых была надпись по-валлийски. Когда он впервые взял в руки учебник готского языка, он, по его словам, испытал «волнение, как во время любовного свидания».

2 https://www.planet-kob.ru/ob/pics/padm/55f6d9c54882d8eebf487e17df926fac.jpeg

Больше всего Толкин был восхищён финским языком, поразившим его своим благозвучием; именно финский стал основой созданного в трилогии языка квеньи, языка высших эльфов. Овладев финским, он прочёл «Калевалу», что и определило цель жизни — создать мифологию Англии.

В 1915 году Толкин окончил Оксфорд со степенью бакалавра, в том же году написал стихотворение «Шаги гоблинов» (Gobin Feet), вошедшее в ежегодник Oxford Poetry за 1915 год.

К этому времени Толкин также окончил курсы радистов-связистов и был зачислен младшим лейтенантом в полк ланкаширских стрелков, воевал на фронтах Первой мировой войны. Участник битвы на Сомме (1916).

В начале 1930-х годов вокруг друга Толкина писателя, Клайва Льюиса, собрался неформальный литературный клуб «Инклинги» (Inklings; inkling — «намёк»; иногда название кружка рассматривают как производное от слова ink — «чёрнила»), ряд членов которого также увлекались северной мифологией. Вскоре клуб распался, но с прежним названием выпускником Оксфорда Танджи Лином был образован новый, куда также вошли Толкин и Льюис. «Инклинги» на протяжении двух десятилетий регулярно собирались, читали отрывки из своих сочинений и обсуждали их.

Днём Толкин занимался научной деятельностью, а вечерами он рассказывал своим четырём детям сказки, только часть из которых была перенесена на бумагу. И не просто перенесена, а даже оформлена в виде книжек с иллюстрациями. Одна из таких книжек — это был «Хоббит» — попала к студентке профессора Толкина. Та, прочитав и восхитившись дивной историей, решила пристроить рукопись в знакомое издательство. Издатель подумал, подумал и отдал «Хоббита» на рецензию своему сыну. Отзыв был благоприятным, и в 1938 году книгу напечатали. Читатели были в восторге и тут же потребовали продолжения истории. Джону Рональду пришлось засесть за главный труд его жизни — «Властелина колец».

Как он сам писал, в английской культуре не было эпоса, равного исландским «Старшей» и «Младшей Эдде» и древнегерманской «Песне о Нибелунгах». Как было сказано выше, именно «Калевала» привела Толкина к мысли создать для Англии подобную эпопею.

Гендальфа в президенты

Безусловно, после публикации трёхтомной эпопеи в 1954-1955 годах к автору пришла мировая известность. Книгу читали и дети, и академики, и хиппи, и домохозяйки, но наибольшую популярность она приобрёла в студенческой среде. В 60-е года прошлого столетия возник настоящий культ профессора и Толкинистика, а среди американских студентов ходили лозунги: «Гендальфа в президенты!» и «Уходим в Средиземье!».

3 https://www.planet-kob.ru/ob/pics/padm/f9ef2dfce5d16425ee60d5402487cba5.jpeg

Этот уход в фентезийные миры совпал с уходом другой части молодёжи в наркотические фантазии. Если говорить об эгрегориально-матричном воздействии на массы, то можно сказать, что Властелин колец — стал ещё одной светской оболочкой библейской концепции в момент, когда внимание мира было во многом приковано к Советскому Союзу, сделавшему шаг в открытый Космос. В этот момент молодые американцы делали шаг в притягательное, но выдуманное Средиземье.

Мало, кто в мире литературы может похвастаться таким ажиотажем вокруг собственного творения, какой вызвал выход «Властелина колец». Однако сам Толкин счастлив от этого не был:

«Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда».

Сам Толкин, пожалуй, ужаснулся бы нынешней гигантской и многогранной индустрией, выросшей на основе его работ. Сейчас его книги известны в основном благодаря собирающим миллиарды блокбастерам режиссёра Питера Джексона.

В этих фильмах сложная канва толкиновского повествования лишена изначальной человечности и заменена фейерверком спецэффектов. Однако настоящий дух работ профессора сохранился в его оригинальных текстах. Книги раскрывают нам Толкина-мифотворца, ведомого тайнами веры и нитью рассказа.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Создать вторичный мир, в котором зелёное солнце окажется на своём месте и будет восприниматься с доверием, — для этого необходимо приложить и мысль и труд и ещё особое мастерство, подобное мастерству эльфов. Мало кто сумеет поставить перед собой такие трудные задачи. Но когда подобная попытка сделана и она в какой-то мере удалась, тогда мы имеем редкостное произведение искусства, причём искусства именно повествовательного, сочинительства в его первичной и наиболее плодотворной разновидности».

Этот и еще 197 материалов VIKENT.RU по теме Искусство- и литературоведение

2) Видео: ТВОРЧЕСТВО: 33 ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

3) Начат приём Ваших вопросов на принципиально бесплатную онлайн-консультацию № 301 (#умные могут оценить номер...) на вечер воскресенья 22 января 2023 в 19:59 (мск) по более чем 400-м направлениям творческой деятельности

Задать Ваши вопросы свободно можно на странице портала: https://vikent.ru/w0/ И чем сложнее будут Ваши вопросы — тем лучше: они развивают всех.

Источники

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null