Мифы, ошибки и решения в воспитании успешной Творческой личности

Развивающее интервью с Игорем Леонардовичем Викентьевым — руководителем проекта VIKENT.RU

Может ли обычный родитель воспитать успешную Творческую личность? Что для этого нужно?

В интервью с Игорем Леонардовичем Викентьевым мы рассмотрели такие темы:— мифы родителей и учителей о успехе;— нерешённые проблемы в воспитании успешной Личности;— ошибки родителей;— сильные решения в воспитании успешной Творческой личности.

— Здравствуйте, Игорь Леонардович! Сегодня мы с Вами рассмотрим тему успеха. Расскажите, пожалуйста, для наших Читателей, что в обществе подразумевается под словом «успех».

— Первый момент: успех без сравнения невозможен. Сейчас есть глупые убеждения — они идут от психотерапевта Карла Роджерса, который призывает Клиентов себя ... не сравнивать.

Далее можно ввести параметры, по которым происходит сравнение людей. Я предлагаю ввести два. Первый — это количество ошибок и второй — это количество и качество Достижений личности — см. 2-х минутное видео, которое многим поставило мозги на место.

Чтобы изложить более подробно, я расскажу реальные ситуации, которые были у меня.

Итак, представим, что я некий педагог, и я объявляю: «Дети, нам шефы выделили автобусы и завтра мы едем на Финский залив».

Дело происходит в Питере весной. Мы поедем изучать валуны, песок и элементарную теорию прибоя.

Я говорю: «Дети, пожалуйста, запишите себе, что нужно взять с собой: попить, поесть и прошу одеть сапоги либо какие-то шнурованные ботинки. Но ни в коем случае не открытую обувь, потому что клещи должны вылезти в ближайшее время!».

Кажется: всë хорошо. Шефы предоставили автобус и дети загружаются в него. Один ребëнок, его звали Яша, успел выпить трёхлитровый мамин компот. Как это можно сделать за 20 минут, я не знаю, но он сделал. Он сказал, что хочет в туалет. Автобус уже в новостройках на выезде из города и туалетов рядом нет.... Открывается дверь и Яшу выводят на улицу со словами: «Быстренько сориентируйся!». Яша находит в пяти метрах от автобуса стеклянную прозрачную телефонную будку. И делает то, что он должен делать... Весь автобус, включая водителя, ржëт. Яша залезает в автобус.

Доезжаем до Финского залива, все выгружаются. И тут опять Яша говорит, что он уже успел натереть ногу. А на ноге у него были одеты полностью открытые сандалии и он несëт какой-то бред в стиле того, что утром, за три минуты до выхода он нашёл какие-то прошлогодние сандалии.

И тут возникают два ангела, две богини. То есть Вы, как педагог, пригласили ещё двух активных мам из родительского комитета Вас сопровождать. Без сотового. Две мамы решили оставить с собой Яшу. А педагог с классом двинулись к заливу.

2 https://www.freepik.com/free-photo/laempromthep-coast-twiilight_4695976.htm

Там, дети попрыгали, побегали и, наконец, расположились около педагога и перекусили... И тут в 200 метрах появляются две мамаши и хромающий Яша. Дети, сидя у педагога, начинают педагога обучать: «Игорь Леонардович, зачем Вы Яшу взяли? Он всегда так делает!».

Объяснить детям, что Вы право не имеете не взять ребëнка на экскурсию, бесполезно.

Теперь несколько моментов чрезвычайно важных для дальнейшего понимания.

Первое, существует некоторые люди — и их довольно много — которые всегда (!) генерируют ошибки.

Второй момент. Опыт показывает, что если через неделю с Яшей поговорить о том, что он дважды, минимум дважды, поставил под угрозу экскурсию класса, он вообще этого не поймёт...

Третий момент: такие люди очень легко, хронически врут и обвиняют других, что они надели маленькие сандалии, которые натирают ноги и т.п.

У юношей есть шанс это исправить. Если они пойдут в армию и покажут таких пару трюков лейтенанту и сержанту, то у него будет разбитая морда... И через какой-то раз до него дойдëт. Мне масса людей рассказывала, что армия из них — через мордобитие — сделала человека.

Ещё один вывод: такие люди вызывают риски, которых ты и не мог вообразить. В случае с Яшей — какая то мамаша говорит: «Игорь Леонардович, здравствуйте! Помните, я Вам помогла с Яшей. У меня есть сын Олежа, он учится в 8 классе. У Вас. Он не может сдать какую-то работу по географии». Вы говорите: «Ну, давайте посмотрим». Приходит Олежа после уроков... Вы говорите: «Олежа, мне нужно документы заполнить. Вот тебе два параграфа по географии, прочитай прямо сейчас и расскажи мне о прочитанном. Я поставлю тебе оценку».

Вы открываете ему учебник и сами работаете. Вы замечаете, что страницы им не перелистываются и срабатывает интуиция. Вы говорите: «Олежа, прочти мне что написано». И тут Вы выясняете, что ребëнок в 8-м классе не умеет читать... Вы быстренько закрываете учебник, пересказываете ему урок и говорите: «Повтори». Смотрите в журнал, там стоят две двойки. Вы ставите две четвёрки и обещаете себе, что не будете его спрашивать в этой четверти, чтобы вышла тройка.

Вывод: проблемные Яши вызывают проблемных Олеж.

И последний вывод — по ряду признаков опытные консультанты таких Яш и Олеж выявляют за секунды — см.:

3 https://www.freepik.com/free-photo/portrait-minded-man-pointing-his-mind-about-money_7678772.htm

— Сейчас масса мифов и стереотипов об успехе. Например, вот как взрослые люди отвечали на мои вопросы: «Успех — это когда человек чувствует себя уверенным, любит своё дело и это приносит ему хороший заработок».

Мы видим, что миф тут в том, что успех — это любимая работа и хороший заработок. Почему такие представления о жизненном успехе уведут Личность в неправильном направлении? Где именно Личность начнёт делать ошибки, благодаря таким представлениям о жизненном и профессиональном успехе?

— Родители здесь, как ни странно, не причём.

Сократ и Аристотель говорили о проблеме счастья. Но Сократ и Аристотель говорили для избранных. Пришли христиане и им нужно было объяснить это всей Европе. И они решили радикально для масс, (т.е. для всех сразу) что им нужно стремиться к Богу...

Ваш вопрос навëл меня на размышления, что надо сделать онлайн-лекцию, где рассказать об этом подробно. Сейчас я буду обозначать материал «большими скачками».

В учебниках по истории отсутствует информация о том, что к XIV веку миллионы христиан убедились, что жизнь по Библии не построить... Это был один из мощнейших выводов Возрождения. Далее переместимся ещё на несколько веков. Ученые из-за таких вопросов, которые касаются каждого европейца: взаимоотношения с родителями / противоположным полом; заработки, разрешение семейных проблем и т.п. просто трусливо свалили.

Я вчера зашёл на крупнейший в мире книжный магазин Amazon и ввёл на английском счастье, удача, успех, достижение, эффективность.

И оказалось, что таких книг сотни тысяч!

А когда книг сотни тысяч, это означает, что проблема НЕ решена.

4 https://www.freepik.com/free-photo/closeup-books-wellorganized-shelves-bookstore_29132189.htm

За свою жизнь на наших Конференциях я просмотрел более 3000 коучей, консультантов, бизнес-тренеров. У многих из них есть курсы по успеху. И хочу сказать, что это всё халтура на халтуре и халтурой погоняет.

Эти люди на основании двух прихлопов и трёх притопов распространяют свои убогие знания...

Это всё доходит до учителей, родителей, которые верят, что нужно натирать какую-то жабу, иметь денежное дерево и так далее.

Виноваты не родители. Это прямое упущение Академий наук.

5 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/37/Ras-praesidium-2013-dsc08095.jpg

— Вы сказали что у учителей тоже формируются такие мифы. Насколько прочно вживаются подобные стереотипы? Как их можно изменить?

— Профессор или учитель поставлен перед необходимостью найти на Amazon нужную книгу. Любо провести несколько лет своей жизни — в отсутствии актуальных разработок от Академий наук, МГУ, СПбГУ и т.п. — чтобы провести исследование.

Увы, многие выбирают толковать бред, показывая своë несовершенство.

— Вы на онлайн-курсе VIKENT.RU проводите лекции и даёте домашние задания Участникам курса, которые корректируют их представления об успехе — какой процент прошедших курс меняет своё отношение к профессиональному успеху на Деле?

— КПД у нас очень хороший — 70-80%. В чëм секрет?

Первое. Я приближаюсь к полумиллиону прочитанных источников. В ряде направлений я, мягко говоря, компетентен. В некоторых направлениях я № 1 в Европе и мире.

Второй момент — задания. Людям даются некие алгоритмы. Если человек выполняет задания, то у него получается и он начинает верить в то, что я говорю. А есть люди по типу Яши и Олежи: выполняют задания по-своему, не слышат рекомендаций, зевают шаги. Они и входят в эти 20-30%.

6 https://www.freepik.com/free-photo/curlers-smiling-young-woman-showing-tips-hairstying-with-curlers_22810638.htm

— Для многих подростков сейчас эталоном успеха являются популярные блогеры и певцы. Самые популярные люди в России в 2022 году: Мияги, Полина Гагарина, Клава Кока, Егор Крид, Моргенштерн. В десятку входит 9 певцов и блогеров. Источник: https://vev.ru/samyh-populyarnyh-lyudej-rossii/Для подростков эти личности являются примером успеха. Что нужно делать родителям чтобы поставить ребёнку эталоны на Творческих личностей?

Как защититься от навязывания стереотипов, не изолируясь?

— Если у человека нет цели, то с высокой вероятностью этим человеком управляют алгоритмы социальных сетей. А алгоритмы социальных сетей построены по принципу ощущений и самочувствия игрока в казино...

Их задача — затянуть и втюхать рекламу.

Поскольку Академии наук (их целая серия) и другие научные центры своей работы не сделали, то дети идут по пути обезьяньему. Как специалист могу сказать, что самый главный алгоритм принятия решений — это подражание. Человек видит яркую картинку, других альтернатив нет. Родители явно некомпетентные в данной проблематике. И ребëнок воспроизводит то, что он и видит, по алгоритму, по которому человек проигрывает в казино. Винить необразованных и неначитанных детей нельзя.

Далее на это накладываются мощные психофизиологические эффекты в диапазоне 12-17 лет.

7 https://www.freepik.com/free-photo/curlers-smiling-young-woman-showing-tips-hairstying-with-curlers_22810638.htm

Приведу пример: с одной стороны, родитель является авторитетом для ребёнка. Но с другой. Например, какая-то половина класса участвует на мероприятии в школе. Им классная руководительница говорит, что половина может идти домой, а тот, кто участвует, оставайтесь. Часик повторите свои роли и сделаем прогон... Одна девочка спрашивает: «Кому заказать пиццу?» и заказывает, скажем, 15 (у неё папа богатый). В этот момент дети, которые не могут заказать себе даже одной пиццы, понимают, что есть разница между еë папой и их папами... Они за час лихо съедают эти 15 пицц. Складывают у туалета 15 коробок.

Уборщица-алкоголичка всё это видит и с матами прибегает к директрисе школы и вопит, что она не будет убирать за этой девкой!

Формально должна, потому что уборщица.

А ты уборщица, потому что сделала в жизни большое количество ошибок имени Яши и Олежи.

И ты будешь уборщицей.

Если директриса сильная, она спокойно напоминает, что это еë работа. А если слабая, то с этой коробкой ворвëтся в класс и начнëт орать на девочку, чтобы такого больше не было!

А завтра она получает звонок от адвоката папаши, который объясняет, что по Федеральным законам в школе уже 3 нарушения. И хочет ли директриса получить письмо от районного отдела образования о том, что она не соблюдает федеральные законы?

Директриса сразу становится шёлковая, потому что она не хочет терять своë место. В классе каким-то образом ребята об этом узнают. И они понимают, что папа настолько крут, что может заказать 15 пицц и с помощью звонка вздрючить директрису, а если нужно — и районный отдел образования.

Получается, дети видят, что не все родители одинаково полезны...

И это метание между тем, что родители авторитетны и то, что у всех родителей разная эффективность, вызывает типовой невроз у большинства подростков в Европе и России.

Дети внушаемы. Они поступают путём подражания.

8 https://www.freepik.com/free-photo/light-rays-prism-shadows_11328324.htm

— Если у ребёнка уже сформировались эталоны на блогеров, как родителям изменить их на Творческих личностей?

— С высокой вероятностью родители не смогут ничего исправить. Только если родитель сам Профессионал. Тогда это возможно. Потому что ребëнок подражает не словам, а тем действиям, которые он постоянно видит.

Самый сильный ход, который может сделать родитель — это найти Наставника для ребëнка.

Фото: Участницы Клуба умных девочек беседуют со своей Наставницей Людмилой Ивановной Позняковой.

— Вы сказали что чтобы у ребëнка сформировать Творческие эталоны, нужен Наставник, который поможет это сделать. Что если у ребёнка появиться фейковый наставник, который поставит ребёнку цель заполучение грантов.

Как родителям можно предостеречь этот риск?

— Да, можно сделать ошибку. Найти Наставника — это сложно даже в Москве и Санкт-Петербурге. В России на сегодняшний день отсутствует какая-то система учëта Наставников. Во-первых Наставник должен иметь какие-то Достижения. Для Санкт-Петербурга хотя-бы на уровне города, лучше на уровне Страны, лучше на уровне Европы, лучше на уровне мира.Во-вторых он должен иметь желание работать для школьников, старшеклассников и студентов.В-третьих работать бесплатно, а может быть даже вкладывать. Таких людей можно искать годами.

— Родители считают, что успех ребёнку в будущем гарантируют: знание английского и занятие спортом (у девочек танцы). В это они готовы вкладываться. Однако, нет никакой статистики, доказывающей, что эти навыки стратегически необходимы для жизненного успеха Личности. Это стратегическая ошибка.Какие основные знания, умения, навыки и компетенции НЕ следует ставить ребëнку в детстве, потому что они НЕ помогут ребëнку в Творческом развитии?

— Мой совет родителей простить и понять их непонимание.Танцы и английский язык — это хорошо, но только как третий и четвёртый план. Контрольный вопрос: сколько людей уже этим занимаются? Если мы ставим амбициозные цели, то вставать добровольно в километровую очередь нельзя!Также важно понимать, что чтобы вырастить одного Олимпийского чемпиона, нужно 50 000 детей, которые в начале обучались с ним и ... потом отпадут.Мой подход принципиально другой. Каждый получает индивидуальную тему и становится номером один. При условии, что человек вкалывает.Конкретно какие навыки ставить нужно, я сказать Вам не могу.Нужно смотреть на ребëнка.На крупнейшей в Европе статистике, могу сказать Вам формулу успеха в любых направлениях.Первое — это тема. Сам ребëнок в силу своего опыта сам придумать тему НЕ сможет (помните про полмиллиона книг?..). Ребëнку нужно заниматься делом, ранее не изученным или изученным мало.Второе — это Наставник. Принципиально, чтобы у Наставника имелись Достижения уровня крупного города и выше. Моя крупнейшая статистика в Европе говорит о том, что в качестве Наставника для ребëнка может быть какой-то дальний родственник, но не родитель. Потому что есть эмоциональная привязка, и отделить бытовое, эмоциональное и профессиональное довольно тяжело. Большинство родителей с этим не справляются...Третье — ежедневный труд по теме.На этом формула успеха заканчивается. Но в каждом пункте есть масса подводных камней.

10 https://www.freepik.com/free-photo/parents-kid-doing-therapy_23440425.htm

— У многих родителей есть представление, что строгое и жесткое воспитание — это залог формирования успешной Личности.

«Нас-то держали в ежовых рукавицах. И ничего, оболтусом не выросли. Но успешными дети вырастают только в строгости и дисциплинированности» Источник: https://boom.ms/posledstviya-strogogo-vospitaniya/

Но так ли это? Какие ещё распространенные мифы о способах воспитания творчески успешного ребёнка Вам встречались? И какие негативные последствия у этих способов?

— Да, это стереотип. Родители привыкли, что они авторитет для ребëнка. Что он скажет, то ребëнок и сделает. Такая армейская система. Начиная с 7-го класса, если ребëнок ведëт свой проект, то он идëт по многоходовке, многие звенья которой родители не представляют. Привычка командовать осталась, но многоходовках она не работает.

11 Фелипе VI председательствует на открытии сессии 14-х Генеральных кортесов в 2020 году https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f4/Solemne_apertura_de_la_XIV_Legislatura_07.jpg

— В школе или университете ученики проводят очень много своего времени. И через эти ресурсы учебных учреждений можно поставить навыки. Например, как сделал это принц Испании:

«Принц Испании создал клуб для общения на политические темы. Такая возможность настолько понравилась принцу, что вскоре он создал некое подобие клуба, который представлял из себя регулярные встречи со студентами.

Вход на эти встречи был свободным. На них обсуждались вопросы экономики, политики, государственного устройства, принц выслушивал мнения относительно положения в разных регионах страны и, по возможности, передавал особо важные сведения правительству Испании». Источник: https://www-euromag-ru.cdn.ampproject.org

А как Творческой личности следует использовать такие ресурсы как школа и университет для того, чтобы тренировать свои навыки? Какие навыки можно там поставить и как?

— Во-первых это зависит от пола. Во-вторых это зависит от избранного Дела.

Учёба в школе или Вузе сильно переворачивается и задаëтся сильный вопрос: Как я могу использовать школу или Вуз? Как они работают на моë Дело?

Универсальный навык, который можно поставить в образовательных учреждениях, — это навык коммуникаций.

Ещë один ход — это начать интересоваться и разговаривать с библиотекарем. Они интересующимся школьникам / студентам обычно помогают. Так у Вы сможете иметь доступ к информации.

Таких ходов существует безумное количество.

— Спасибо Вам большое за полезные и качественные ответы. Они очень помогут родителям, которые хотят воспитать успешную Творческую личность!

***

Беседовала и задавала вопросы ученица 10 класса, участница Клуба умных девочек Анастасия Николаевна Мещерякова (г. Санкт-Петербург).

Ваши дополнительные возможности:

Форум по развитию креативности в Санкт-Петербурге 22-23 апреля 2023.

Регистрируйтесь и оставляйте свои вопросы И. Л. Викентьеву: https://poznyakova.com/forum

Благодарим Игоря Леонардовича Викентьева за возможность задать вопросы и получить развивающие ответы!

Встреча состоялась 26 декабря 2022 года.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда