«Окультуривание» молодежи ПОД себя

Новое поколение мнит себя умнее предыдущего, но вынуждено опираться на опыт прошлого, искать эталоны для подражания, идеи, ценности. «Моноклер» — позиционирует себя КАК интернет издания о культуре, человеке и обществе.

«Скромная цель „Моноклера“— культивировать осознанность и создавать независимое информационное пространство для размещения, обсуждения и распространения материалов о человеке, которые помогут нам лучше понять себя и своё место в мире»

Каким образом эта цель достигается посмотрим на примере статьи от экспертов Сколково под названием: «Что такое VUCA-мир и как в нём жить»?

Иллюстрация к статье «Что такое VUCA-мир и как в нём жить»?
Иллюстрация к статье «Что такое VUCA-мир и как в нём жить»?

Первое, что нужно отметить — использование для нагнетания эмоционального фона слов: неопределенность; никаких ориентиров; учиться и разучиваться; сложность и неоднозначность / двусмысленность, капризный мир и адаптация к миру.

Получается накачивание негативными эмоциями. А что можно взять для позитивного развития себя? Нам снова, как в древности надо выйти из «пещеры» и Автор статьи дает первым совет: «Отказаться от прочных ментальных иллюзий — первый шаг к запуску жизни в новом формате…»

Нужно отметить разницу в использовании терминологии в русском языке (форма) и английском (действие) , что вносит путаницу в смысл. Например, впервые термин «ментальность» был введен в научный оборот в этнологии в начале XX века Л. Леви-Брюлем, и под ним понималось особое «пра-логическое мышление» дикарей. И в статье видна логика первобытного мышления.

Стабильная работа (Иллюзия №1 ) — одна из этих «древностей» и нас призывают к изменениям, подразумевая, что это рост/развитие/шанс попасть в новый мир…Президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов отмечает: «… Изменения не удел сверхлюдей…»

Находим кого Автор цитирует:

«Успех любой организации обеспечивается сочетанием трёх абсолютно разных типов культур мышления, о которых заявил глава „Сбербанка« Герман Греф. Подход „Run, change, disrupt» предполагает сохранение текущих позиций компании, и при этом — ее развитие и создание новых прорывных продуктов».

Источник: Выпускная квалификационная работа «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина 2020 г. стр. 26: https://elar. urfu. ru/bitstream/10995/94629/1/m_th_a. s.fedorenko_2020.pdf

То есть обоснование дано в виде ссылки на авторитет главы Сбербанка, который цитирует Дмитрия Рафальского, куратора Школы креативного мышления «ИКРА», который… неизвестно на чем основывает свои выводы. Но в разбираемой статье это уже преподносится как нечто рабочее и обоснованное.

Фотограф: Mike Kolp: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/5419778/
Фотограф: Mike Kolp: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/5419778/

Но всё-таки разберемся с терминологией — тут явно внедряется и подменяет традиционные понятия, а именно:

«Типы мыслительной деятельности личности по И.П. Павлову. И.П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, которые основываются на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Тем самым он подвёл „физиологический фундамент“ под древнее учение Гиппократа о темпераментах». Так же предложил типологию: «…склонности и способности:

1) мыслительный тип (доминирование 2-й сигнальной системы, т. е. опора во взаимодействии со средой преимущественно на понятийное мышление и речь) ;

2) художественный тип (доминирование 1-й сигнальной системы, т. е. опора во взаимодействии со средой преимущественно на восприятие и образное мышление) ;

3) средний (промежуточный) тип».

Никандров В. В., Психология, М. , «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г. , с. 747 и 748. Источник: https://vikent. ru/enc/76/

Нам преподносят «микс» с противоречивой и не обоснованной системой взаимосвязанности, но с выводом "раз в 5 лет менять работу«. И таким образом одну иллюзию подменяют на другую.

В Иллюзии №2 нам объясняют, что безынициативность «сливает энергию» нашей жизни по принцип «Надо подождать, пока всё успокоится». А правильно «доводить до совершенства план смены профессионального курса». И предлагается решения — «Вирусные мечты» (Иллюзия №3) заменить на «…тест-драйв своей мечты: возьмите недельный отпуск и проведите его в рамках «новой работы».

Встречный вопрос: Что за неделю можно успеть создать в профессиональном плане?

Иллюзия №4 решение: «Надо работать только на себя» Автор возвращает в Иллюзию №3 («Вирусные мечты») , при этом запутывая себя и Читателей. И добивает решением Иллюзии №5. «Сначала нужно разобраться со страхами» всего в три слова:

«Они будут всегда!»

При таком подходе подмены одних иллюзий другими, хождение по кругу обеспечено.

Фотограф: Anastasia Belousova: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/3-3967377/
Фотограф: Anastasia Belousova: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/3-3967377/

Теперь разберемся с навыками — эта тема актуальна в любом Деле, возрасте и при любой промышленной революции.

Навык № 1 — «Быть смелым и отказаться от многозадачности». — Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди. Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. — Вас призывают стать человеком одной функции?

Навык № 2 — Учиться. «Обучение на протяжении всей жизни становится глобальным трендом» явно противоречит Навыку № 3 — Разучиваться. «Важнейший навык, снимать пласт ментальных привычек, который мешает пробиться новой информации от слов к практике». И кроме неточного цитирования лозунга В. И.Ленина гораздо практичнее было бы подсказать — «КАК» это сделать.

Навык №4 — Быть гибким «Это стратегический навык для того, чтобы научиться всему остальному — про коммуникацию, которая стоит выше бюрократии, жёстких планов и навыков, потерявших актуальность… Вместо строгой иерархии и профильных отделов — самообъединяющиеся кросс-функциональные команды, в которых все равны и ориентированы на результат».

Автор противопоставляет два подхода: Традиционный подход: Встречи и цепочки согласований. Долгосрочная стратегия и детальный календарный план. И Agile подход: Быстрое решение проблем в ходе назначаемых по необходимости встреч. Постоянная трансформация продукта под меняющиеся нужды потребителя.

Но задумаемся… а не детали ли нам перечислены относящиеся все к традиционному подходу? И что это за новизна в таком случае в выдуманном из головы «Agile подходе»? От которого, кстати, отказались и сами его создатели еще в 2015 году (Agile is Dead • Pragmatic Dave Thomas • GOTO 2015 https://youtu. be/a-BOSpxYJ9M Благодарю Самойлова А. А. за пример)

Фотограф: Ann H: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/7429566/
Фотограф: Ann H: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/7429566/

Навык № 5 — Есть слона по кускам. «Дробите большие цели на маленькие, большие дела — на несколько шагов; Меняйте деятельность, переключайтесь и давайте себе возможность получать дозы дофамина» Совет однозначно связан с планированием под названием «тактический план», с использованием функции многозадачность и противоречие с Навыком № 1

Навык №6 — «Найти вдохновляющую большую цель — Big idea». А как понять, что цель действительно Big? Не окажется ли цель, которая так вдохновляет сейчас, через несколько лет мелкой и незначительной? Вдохновение от цели быстро проходит, а достижение большой цели требует многих лет для ее достижения. Если нужны не призывы, а информация — о параметрах Достойной цели по Г. С. Альтшуллеру можно почитать здесь

Навык №7 — «Управлять энергией, а не временем. Оказывается, тайм-менеджмент — устаревшая практика». Если закончились эмоции и лозунги, то их можно разбавить мистикой, духовностью ментальности. Причина проста — если вести учет времени, потраченный на достижение цели, то это требует усилий, дисциплины… При этом результаты очень расстраивают в начале при осознании — сколько времени теряется зря, впустую, на мелочи, суету и рутину. А времени всегда не хватает, даже бездельникам.

Есть выбор — зафиксировать потери времени, расстроиться, а потом исправить ситуацию. Или заняться духовностью, эмоциональностью и прочим. Разочароваться все равно придется, но позже, когда будут потеряны годы, а итог жизни окажется мелким и не вдохновляющим.

Навык №8 — «Быть в порядке» — это наша собственная ответственность«. И снова противоречие. Порядок в делах, режим работы связан с планированием и учетом времени. Если его только что заменили на эмоции, то на чем основать порядок? Зато перекладывается ответственность за выполнение «рекомендаций» на Читателя.

Навык №9 — «Проводить время без гаджетов» трудно выполним, если ранее была подмена на эмоциональные и вдохновляющие действия.

Фотограф: freemockups.org: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/android-833337/
Фотограф: freemockups.org: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/android-833337/

Навык №10 Основан на новой попытке перезапустить гибкие навыки — Soft skills. О гибкости уже говорили в Навыке №4, поэтому идет повтор. Но, если разобраться с каждым гибким навыком по отдельности, то получается множество перекрестных ссылок друг на друга, а основания нет. Зато о них часто говорят и создается впечатление, что за этим есть технология развития и достижения результата.

К сожалению, кроме разговоров, лозунгов и громких обещаний, там ничего нет. В лучшем случае найдутся давно известные отдельные психофизиологические эффекты.

Навык № 11 — «Развивать интуицию и способность делать тонкие срезы». Очередное пожелание даже без ссылок на упомянутые актерские упражнения С. В. Гиппиуса и его книгу «Гимнастика чувств». Но зачем Автору разбираться, достаточно сказать очередной лозунг, рассказать байку и свалить все на подсознание.

И «система 4К» с критическим мышлением из Навыка №10 не поможет, потому что слово есть, а критического мышления нет.

Выводы

1. Если надо заполнить пустоту по содержанию и закрыть задание редакции по публикации, то можно закидать лозунгами и утопить в эмоциях смысл. Ощущение информации останется и будет модный 0 килокалорий полезности.

2. Если есть задача научить, то нужно выстраивать систему качеств, которые дополняют друг друга и усиливают. Если же нужно создать имитацию обучения, то лучше всего давать противоречивые и взаимоисключающие советы и лозунги. Тогда всегда можно в неудачах обвинить других — это они выбрали недостаточно Big и слабо вдохновляющую цель. А при ее достижении не были гибкими.

3. Если же Вам, уважаемый Читатель, самим нужна имитация, а не результат, то можно продолжать слушать модных известных экспертов, искать эмоциональное удовлетворение, движуху, драйв и мотивацию. И Вас ждет несколько лет бурной суетливой имитации деятельности по достижению выдуманной мелкой цели. Расплата настанет неизбежно, как и пенсия, но чуть раньше, полная разочарования и потери смысла жизни.

+ Ваши дополнительные возможности:

«Окультуривание» молодежи ПОД себя

2) Модель человека будущего по Павлу Лукше?

4) Запланированы на лето два интервью с Игорем Леонардовичем Викентьевым (Санкт-Петербург) — владельцем крупнейшей, как минимум в Европе, базы данных по результативным (!) Творческим личностям и методикам их работы, которая собиралась им с далёкого 1979 года.

Ваша главная возможность — сформировать повестку интервью с Экспертом своими вопросами.

Задавайте Ваши вопросы о творчестве, креативе, развитии личности / команд, талантливости и гениальности — в комментариях под этим постом вконтакте:

«Окультуривание» молодежи ПОД себя
Начать дискуссию