11 отличий образования школьника в Америке

Хорошо там где нас нет?

Рассмотрим, как построена не вся система образования школьников в Америке, а лучшие образцы и что можно родителю применить полезного для своего ребенка, формируя его конкурентоспособность / востребованность…

В основу данного обзора легла статья Хуторецкий М. В., Уроки американской школы, журнал «Химия и Жизнь», 2011 г. , № 10, ссылка на полную версию статьи.

https://unsplash.com/photos/zFSo6bnZJTw
https://unsplash.com/photos/zFSo6bnZJTw

Есть нехватка в учителях естественнонаучных дисциплин. «В хорошей школе процентов десять учителей имеют докторскую степень (кандидаты наук) , 73% — степень магистра. Нагрузка учителя — пять уроков в день, 25 — в неделю». Чтобы преподавать в школе, надо отучиться в педагогическом колледже и важно аккредитованном, тогда при получении сертификата можно преподавать в хорошей школе. Предметный специалист может преподавать в школе, но параллельно он по вечерам будет обучаться на учительских курсах в течении года, чтобы научиться школьной работе, общему образованию и научной специализации.

Первое различие в начальной школе, когда только к 5 классу дети привычно для нас садятся за парту, до этого они вольно перемещаются по классу, выходят на полянку в кружок организованный учителем и на окружающих предметах, растениях, насекомых обучаются, описывая их.

Вторым отличием будет, что в средней школе нет классов как постоянных коллективов. План обучения индивидуальный / предметный часть предметов выбрано самостоятельно. Базовые предметы обязательные. Право выбора более сложного обучения возможно лишь при условии, что в предыдущем году отличная оценка по предмету.

Третьим отличием будет: «В старшей школе за четыре года надо обязательно пройти три курса более сложной и разнообразной (на выбор) „Науки« и три — математики. В 9-м классе наука — это „Основы химии и физики», в 10-м — биология. Хотя бы один из научных курсов должен быть с лабораторными работами, в хорошей школе — все. Выбор состоит в том, что можно или брать курсы разной сложности, или выбирать более узкие предметы, то есть это может быть экология, а не биология, астрофизика, а не физика и т.п.

https://unsplash.com/photos/OyCl7Y4y0Bk
https://unsplash.com/photos/OyCl7Y4y0Bk

Обязательны в старшей школе по четыре годовых курса английского языка и литературы, физического воспитания, социальных и исторических наук и хотя бы один художественный курс. В каком порядке что проходить — дело вкуса, поэтому нормально, когда в одном классе сидят десятиклассники и ученики 12-го класса. Каждый зачтённый курс, длившийся весь год, даёт пять кредитов. Некоторые предметы проходят за один семестр (2,5 кредита) .

Ещё 15 кредитов (три годовых курса) нужно набрать из множества дополнительных курсов, но можно и просто брать ещё по курсу в год из обязательных. Сумма к окончанию школы должна быть не менее 120 кредитов. Аналогично устроено университетское образование: общая сумма кредитов и список обязательных дисциплин, остальное — по выбору».

Четвёртым отличием будет самостоятельное планирование, когда в конце учебного года каждый ученик составляет сам список предметов и их уровень сложности и согласует выбор предметов с советником (это не классный руководитель — такая функция отсутствует в американском образовании) . Канцелярия утрясает расписание всех учеников и рассылает каждому, поменять учителя нельзя. Ученик каждый день после 2-го урока сам приходит на 5 мин. в выделенный кабинет, где Советник проводит перекличку и следит, чтобы все прослушали объявления по радио, через него же можно получить справки, заполнить школьные формы / опросы.

Замечу, что для понимания, что уровни знаний и умений могут быть разными, например, разделение на ошибки, решения и открытые проблемы — подробнее по ссылке «Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева | Online-лекция VIKENT.RU № 181» ссылка на видео:

Пятое отличие — это типичный урок, проводящийся в формате оживлённой лекции и учитель вовлекает в обсуждение темы, но это не опрос в нашем традиционном понимании: выучил или нет; тут цель — научить рассуждать и вырабатывать собственное мнение. Домашнее задание выполняется письменно и каждый день — уважительных причин на не сдачу нет.

Есть проектная деятельность по Джону Дьюи, когда работа выполняется коллективом само образующихся из 3-4 учеников, что ставит навык совместной работы… Учитель подскажет, при необходимости, с кем надо посоветоваться. Оценивается это на уровне контрольной работы, но есть ещё тесты и экзамены.

Экзамены появляются к концу средней школы, составляют их сами учителя в виде тестов с вариантами ответов. Оценки в классе не объявляют, только самому ученику и родителю.

Шестым отличием будет подача документов в университет до 31 декабря и к 01 апреля. «Конкурс в университеты в первую очередь учитывает средний балл за 10-11-й и первый семестр 12-го класса — так называемый GPA (Grade Point Average) , куда входят оценки по всем предметам, кроме физкультуры и здоровья, но включая художественные предметы. Поэтому желающих его повысить бывает много, и главный способ для этого — нет, не просто хорошо учиться. Для этого нужно ещё повышать уровень сложности предметов, которые ты проходишь».

https://unsplash.com/photos/8ZoE26ywFFM
https://unsplash.com/photos/8ZoE26ywFFM

Седьмым отличием 4-е уровня сложности каждого предмета, есть система повышения уровня и невозможно без уровня 1 взять уровень 2 и т.д. Выбор надо планировать далеко вперёд…

Восьмым отличием станет — частные экзамены. Качество усвоения школьного материала — это некий индикатор стабильного интереса к учебе, этот показатель измеряется средним баллом, он определяет, на сколько готов ученик продолжить учебу в колледже, т. е. оценивают его реальные способности и рабочие навыки, а не «холодные» знания. Важно: сам экзамен платный, но сдают его все, кто хочет реально поступить. Такой тест позволяет выявить способность решать проблемы, пусть пока не требующие глубокого размышления.

К школьным баллам, частному экзамену надо приложить ещё и рекомендации (множественное число) и школьную характеристику (даёт советник) . Роль советника (Guidance Counselor) важная, он помогает в выборе предметов, чтобы при хорошей учёбе попасть в запланированный университет. Обязательным будет и сочинение на тему, а почему наш университет? «Эти сочинения — не вступительные экзамены (хотя кое-где и они практикуются) , это дополнительный, помимо рекомендаций, материал для изучения личности поступающего». Это акцент не на формальность знаний, а изучение возможностей абитуриента. Бывшие абитуриенты проводят с перспективным соискателями интервью от университета.

Девятым отличием будет, что «При отборе студентов ценятся достижения в любом виде деятельности, особенно конкурсные. Будущий химик, имеющий диплом лауреата фортепианного конкурса, имеет преимущество при поступлении. Почему? Потому, что этот диплом показывает, что человек может чего-то добиться, победить, а химии научим…»

Десятым отличием станет цель сочинения и практика. «С самого раннего возраста ученики усваивают конструкцию не только предложения, но и всего сочинения. Школьное сочинение (essay) в средней школе по любому предмету состоит не просто из введения, обсуждения и заключения. Расположение, назначение и объём каждой фразы в нём определены и закреплены многократным практическим повторением. В старшей школе для уроков творческого письма (есть такой предмет по выбору) дети ежедневно пишут по одной странице произвольных текстов или по рассказу раз в неделю».

https://unsplash.com/photos/rFJo_I8S6IU
https://unsplash.com/photos/rFJo_I8S6IU

Одиннадцатым отличием будет, что родитель активно включён в выбор где учиться и совместно с ребенком ездит из штата в штат посещая в живую университеты в дни открытых дверей.

Если родитель не понимает, проблемы преподавания математики в американской школе и пропускает момент не постановки навыка абстрактного мышления (обучают по формулам) и не предпринимает активных действий по устранению этого изъяна, то шансы к обучению «науки» у ребёнка сводятся, практически, к нулю.

До 12 лет детей оставлять без присмотра родителей — нельзя: могут отобрать ребёнка. С 13 лет уже можно работать и этим шансом пользуются практически все и подработка школьников скорее правило — это сильно отличается от нашей реальности. «Надо заметить, что работа старших школьников скорее правило, чем исключение. Это и возможность познакомиться с разными сторонами бытия (как Вам — месяц обихаживать тропинки в национальном парке на Аляске, потом недельная экскурсия по этому штату?) , и способ заработать карманные деньги. Просто так их и миллионеры не дают: непедагогично».

Уже к 6 классу ученик хорошей школы понимает, зачем ему оценка 5 — разница будет в колледже куда ты сможешь поступить — это внутренняя мотивация самого ребёнка.

Но есть и мотивация внешняя — это установка в семье. Выбор учителя, сверстников, друзей… хорошая школа создаёт среду.

Выбор молодой семьи такой: либо роскошный дом с посредственной школой или скромный дом с хорошей школой и соседями-единомышленниками.

«Есть внутренняя мотивация, когда человек жить не может без знания и понимания, будучи даже в совершенно неподходящих для учебы условиях, как у Сократа, Ломоносова, нашего уже покойного современника, математика (и не только, он много для биологии сделал) И. М. Гельфанда. Сходное, пусть не столь масштабное, явление — ученики спецшкол в России и Америке».

По сути выбор свободен в одну сторону — где труднее. Наличие природного минимума способностей на старте и постоянное внимание «семьи и школы», трудолюбие самого ученика — приведёт к цели.

Вам так же будет интересно:

1) V-й Педагогический форум по развитию креативности 08-09 октября 2022 (Воскресенье) : Санкт-Петербург онлайн и оффлайн формат

11 отличий образования школьника в Америке

2) международный ФОРУМ в давосе: МИФЫ о творческой деятельности

Начать дискуссию