16 отличий американского высшего образования

Какие цели ставит себе американский студент при получении высшего образования? И чем отличается обучение в Америке от российского похода в образовании?

История основания большинства американских университетов — это XVII-XVIII века и они основаны не «с нуля», а выросли из школ и постепенно добавлялись новые престижные профессии. В основу данного обзора легла статья «Вокруг американского университета»

Хуторецкий М. В., журнал «Химия и жизнь», 2012 г. , № 6. Ссылка на полную версию статьи: https://hij. ru/read/1077/

https://pixabay.com/images/id-5757815/
https://pixabay.com/images/id-5757815/

Первым отличием будет, что «Высшее образование в Америке повсеместно платное, однако практически каждый разумный выпускник школы может закончить колледж. Это слово знакомо каждому поступающему в американский колледж: ФАФСА (Free Application for Federal Student Aid, FAFSA) — просьба о государственной финансовой помощи студенту. В ней нуждается едва ли не каждый, потому что стоимость обучения растет чрезвычайно быстро. За 30 лет с 1978 года расходы на высшее образование выросли — почти в 10 раз».

Решают этот вопрос по разному — стоимость обучениям зависит от престижности вуза. Или можно заинтересовать потенциального работодателя ещё в школе, чтобы он частично или полностью покрыл затраты на обучение. Можно взять кредит или учиться и подрабатывать, а то и работать в полный рабочий день. На этот случай есть вечерние занятия, которые посещают примерно треть учащихся«.

Вторым отличием будет — в университетах США, как правило, можно изучать и медицину, и разные виды искусства, что для России непривычно. Но политехнические и технологические университеты всё-таки приоритетнее и качество обучения в них очень высокое. Но качество обучения падает с рангом, и в массе университетов низшего уровня оно вполне посредственное. Плохая подготовка основной части школьников, особенно по математике, приводит к принципу: «несколько тысяч самых-самых можно отобрать из того что есть, а Эйнштейнов завезём».

https://pixabay.com/images/id-103930/
https://pixabay.com/images/id-103930/

Третьим отличием будет повышение уровня требований для кандидатов на вакансии рабочих профессий. Если раньше «только 30% рабочих вакансий требовали той или иной формы обучения после школы, к 2018 году их будет 60%. Выпускники школ могут пойти на курсы и получить сертификат социального работника, бухгалтера, пользователя продукта Microsoft и т. п. или государственную лицензию водителя, летчика, строителя, водопроводчика и др. Однако до 70% выпускников школы предпочитают поступить в колледж, хотя оканчивают его около 40%».

Четвёртым отличием будет жесткое разделение возможностей по доходам, что преодолевают не многие. «Примерно три четверти первокурсников, поступивших в колледжи с серьёзным конкурсом, происходят из семей, входящих в верхнюю половину по доходам. В местных колледжах почти 80% студентов — из семей с низким доходом.

Пропуская промежуточные градации (популярный справочник Бэррона насчитывает их шесть) , отметим, что в наиболее селективный колледж требования очень крутые: средний балл (без учета поправок на АР) выше 3,8 (из 4); результаты SAT — 2100 и выше (из 2400); АР курсы, солидные рекомендации, внешкольные достижения, хорошие эссе. Обычный конкурс здесь 5-10 человек на место, и подают сюда только лучшие, те, кто имеет хоть какие-то шансы, иначе бессмысленно тратить 75 долларов на подачу заявления. Выпускник такого колледжа может рассчитывать на высокую начальную зарплату в престижном месте.

Со временем это стартовое преимущество стирается и остается фактическая разница в способностях и умениях, которые могут оказаться выше у человека с более скромным началом карьеры. Случается это не так часто, очень уж тщательно отбирают будущих студентов приемные комиссии элитных вузов».

Пятым отличием станет разный этнический подход к образованию. Сравнительные исследования показывают, «что азиатские родители в Америке уделяют академической подготовке своих детей примерно в десять раз больше времени, чем белые американцы». Как результат это отражается в цифрах:

«Для SAT (американского прародителя ЕГЭ) в разделе математики, где максимально возможная оценка — 800, результаты за 2011 год таковы (в скобках — за 2003 г.): азиаты — 596 (575), белые — 535 (534), американские индейцы — 488 (482), латиноамериканцы — 463 (464) и афроамериканцы — 423 (426). У американских „азиатов“(дети выходцев из стран Юго-Восточной Азии — Китая, Кореи, Индии) показатели не только выше, но и отрыв со временем увеличивается.

Параллельно этим цифрам растут и доходы. По данным статистического обзора за 2012 год, медианный (половина получает меньше, другая — больше) доход на семью в 2009 году в США составил 49,8 тысячи долларов в год. По расам он разделился так: азиаты — 65,5; белые — 51,9; латинос всех рас — 38,0 и чернокожие — 32,6».

https://pixabay.com/images/id-2784895/
https://pixabay.com/images/id-2784895/

Шестым отличием будет учебная нагрузка. Студент сам выбирает курсы по вкусу и интересам, но с учетом некоторых обязательных требований, не входит ни в какую группу и учится по индивидуальному расписанию.

«Чтобы считаться очным студентом, занятым полный день, учащийся должен присутствовать на занятиях 12 часов в неделю. Тогда он может претендовать на получение государственной помощи. Обычно студент набирает себе четыре курса (предмета) в семестр, реже пять, как исключение — шесть. Разница в числе часов посещения с российскими вузами восполняется в США обязательностью подготовки к занятиям. Здесь на каждый час в аудитории принято два-три часа заниматься самому».

Седьмым отличием будет условия окончание колледжа. Для этого «…нужно сдать 36-40 курсов, из них 15-20 по выбранной специальности; скажем, для компьютерной науки это не менее 16 курсов по основной специальности и не менее 5 по математике. Больше — пожалуйста. Есть и общие гуманитарные требования, нельзя же совсем дикарей выпускать.

Умело выбирая курсы и приложив дополнительные усилия, можно за те же четыре года получить диплом с двумя специальностями, можно даже с одной научной, а другой — гуманитарной».

Восьмым отличием будет выбор специализации. При поступлении можно указать «еще не решил» и сделать после первого или второго курса, или изменить уже сделанный выбор на четвертом (последнем!) «.

«…выбор может относиться к тому, филологом или физиком вы собираетесь стать. Но это крайности; специализация вполне может начаться и с первого дня, как только вы составили и согласовали свое расписание». И тут показательным будет тренд… когда «Лишь один из шести американских граждан, оканчивающих колледж, выбирает STEM-специальность (Science, Technology, Engineering, Mathematics), тогда как среди иностранцев, обучавшихся в США, таких больше трети».

16 отличий американского высшего образования

Девятым отличием — это экзамены.

«…сессия обычно четыре раза в год. Курс, как правило, рассчитан на один семестр, а потому в нем есть два экзамена, промежуточный и итоговый. Изредка случается и два промежуточных экзамена. Количество домашних заданий и прочих контрольных и проектов целиком зависит от преподавателя. Все они письменные».

Десятым отличием будет, что «Число лет обучения не ограничено, только плати денежки. Многие вузы приводят в справочниках число студентов, заканчивающих четырехлетний курс за шесть лет, их больше 80% — хороший показатель, средняя цифра — 60%».

«Большинство (75%) не заканчивают обучение за два-три года, многие учатся и четыре, и пять лет, тем более что несданный курс надо проходить заново, пересдачи экзаменов в США нет вообще. Но платят тогда не за все, а только за те курсы, которые повторяют, — есть прейскурант».

Одиннадцатым отличием — ответственность. Оценки за обучения не разглашаются. Но если в школе родители могли контролировать успеваемость, то в колледже о них знает только сам студент и отвечает сам. Это его жизнь.

«… студент сам должен поднажать, позаботиться о себе. Для этого во всех серьезных вузах есть широкая система помощи, дополнительных занятий. Хорошо успевающих студентов, часто уже со второго семестра, приглашают, чтобы они вели консультации и оценивали домашние задания. Аспиранты или старшекурсники руководят семинарами, лабораторными работами и проверяют контрольные работы. Платит им за это университет».

Двенадцатым отличием будет сам период учебного года, что «начинается от середины августа до середины сентября и заканчивается от конца апреля до конца мая.

„Летние каникулы — это замечательно, но американские студенты летом далеко не всегда отдыхают. Одни зарабатывают себе на учебу и пропитание, другие ведут научную работу или изучают дополнительный курс (в своем или зарубежном университете) , третьи работают на резюме“.

https://pixabay.com/images/id-6972899/
https://pixabay.com/images/id-6972899/

Тринадцатым отличием — стремление получить опыт работы ещё во время обучения. Это беда всех молодых специалистов и американские студенты ещё во время обучения его решают »… заглядывающие в будущее студенты летом работают, зачастую бесплатно, за строку в резюме: «работал там-то», по возможности близко к специальности.

Знакомые коренные американцы уверяют, что отсутствие летней работы — просто-таки пятно на резюме амбициозного выпускника. Да и связи с возможными работодателями неплохо завести. В США если думают о будущем, то и работают, и учатся интенсивно. Ежедневные двенадцать и более часов работы для начинающего юриста, врача, финансиста — типичное явление".

Четырнадцатые отличие — выбор преподавателя и кура по рейтингу конкурентоспособности. «Выбирая себе курс, дотошный студент рассматривает своего потенциального профессора, для этого можно консультироваться с прежними посетителями его курса. Оценки преподавателей выставлены на всеобщее обозрение в Сети, например на http://www. campushopper. com/professor/, причем в развернутом виде: легкость курса, щедрость на высокие оценки, интерес в аудитории, доступность консультаций и т. п. , а не просто «профессор А — 3,7, профессор В — 2,9».

Пятнадцатое отличие — профпригодность и градация на профессорские должности и выдающийся ученый, последним платят уже индивидуально выше оклада и надбавок.

«Профессорские должности, чтобы гарантировать академическую свободу мнений, постоянны (tenure), такого профессора уже практически нельзя уволить. Однако занять такую должность не просто и не быстро. Нового преподавателя с PhD обычно берут на должность ассистента. За шесть лет он обязан пройти многоступенчатую процедуру утверждений и согласований, прежде чем получит уже постоянную должность доцента (associate professor). Если его за этот срок не утверждают, то он должен покинуть университет. Звание „профессор“(full professor) дают без временных ограничений, но это уже влияет только на зарплату. Решающую роль играет мнение коллег, в том числе и вне своего университета.

Местный двухлетний колледж не требует от своих преподавателей исследовательской работы. В национальных, присуждающих степень доктора, университетах (они же обычно и исследовательские) именно научные успехи, публикации определяют продвижение преподавателя по служебной лестнице, хотя и там есть должность профессора-преподавателя (teaching professor) , не требующая исследований».

https://pixabay.com/images/id-910261/
https://pixabay.com/images/id-910261/

Шестнадцатым отличием станет работа университетов на поддержание своего, т. к. плата за обучение покрывает лишь около 40% расходов университета. Остальные средства поступают от исследовательских грантов его сотрудников, целевых грантов и пожертвования бывших студентов.

«Чтобы этот фонд пополнялся, университет ищет не просто академически продвинутых абитуриентов, а таких, кто сумеет пробиться. Куда поступили люди, которые изменили лицо современного мира, — не обязательно окончили, но прошли отбор туда? Изобретатель Интернета учился в английском Оксфорде, создатели Facebook и Microsoft — в Гарварде, основатели Google, Yahoo и многих других крупнейших компаний — в Стэнфорде, нынешний и предшествующий президенты США окончили тот же Гарвард и Йель соответственно.

Кроме того, университет тщательно отслеживает судьбу своих выпускников, напоминая им, кто их учил и не пора ли отблагодарить альма-матер за свои успехи».

О достижениях и проблемах американского высшего образования

В американском вузе можно учиться, если ты или богат. Или если ты бедный, но умный и за тебя заплатит будущий работодатель. Но этот путь начинается ещё в школе. Но это не идеальная система образования, которую нужно копировать.

«Первый — значительный прогресс, достигнутый в США в образовании выходцев из Азии, афроамериканцев, женщин — как вообще, так и в традиционно мужских профессиях (инженеры, технологи, компьютерные профессионалы, политики) . Второй — продолжающееся отставание США в массовом производстве ученых и инженеров (STEM) . Третий аспект наиболее острый:

„Поскольку дети богатых лучше успевают в учебе, а те, кто лучше успевают в учебе, с большей вероятностью станут богатыми, то мы рискуем прийти к обществу с ещё большим неравенством и социальной поляризацией“. (S. F.Reardon, Stanford University) . Как с этим бороться — пока не понятно».

Дополнительные материалы:

16 отличий американского высшего образования
16 отличий американского высшего образования
16 отличий американского высшего образования
22
Начать дискуссию