Призвание Зиновия Корогодского — театр, детство и педагогика

29 июля 1926 года родился театральный режиссер и педагог Зиновий Корогодский. Его называли театральной эпохой и человеком — легендой. Он объединял в своих работах все театральные жанры. В жизни Зиновия Корогодского три начала были неразделимы: театр, детство и педагогика. Вместе они образуют его призвание.

Зиновий Корогодский 25 лет возглавлял Ленинградский ТЮЗ https://nanevskom. ru/wp-content/uploads/2022/02/zinovij-korogodskij-25-let-vozglavlyal-leningradskij-tyuz-2-2048x1521.jpg
Зиновий Корогодский 25 лет возглавлял Ленинградский ТЮЗ https://nanevskom. ru/wp-content/uploads/2022/02/zinovij-korogodskij-25-let-vozglavlyal-leningradskij-tyuz-2-2048x1521.jpg

Предлагаем его советы актерам:

  • Если драматический актер не нравится, он успокаивает себя, утверждая, что публика — дура. Когда же им недоволен режиссер, он считает, что его не любят, не могут по-настоящему оценить.
  • Мне кажется, что если работа в классе увлекательна, тонка и человечна, то она обязательно прорастет в жизнь ученика: он сядет есть суп и на минутку отложит настоящую ложку, возьмет воображаемую, делая что-либо по дому, в паузе вспомнит упражнение «бисер».
  • Вся работа над ролью — использование опыта прожитого. Но тогда читатель вправе спросить — как же сыграть Нана, Пышку, опытного вора, убийцу и т. д. Не буквальным опытом определяется жизненный опыт художника. Однажды пережитое, даже в далеком детстве, аналогичное по природе чувств, размножит творческое воображение. Любой человек найдет в своем опыте аналогичные минуты падения и греха.
  • Поспешность и ученическая, и педагогическая в работе над этюдами чревата серьезными ошибками, и пусть ученик на работу с одним этюдом затратит много времени, но доведет свой этюд до возможного совершенства — этот «мученический» опыт окупится потом.
Призвание Зиновия Корогодского — театр, детство и педагогика

Некоторые факты биографии

За годы работы в театрах Корогодским поставлено более 100 спектаклей, многие из которых видели зрители Англии, Франции, Югославии, Польши, Болгарии, Японии.

Параллельно с работой в театре, Зиновий Яковлевич активно занимался и педагогической работой. Преподавать он начал еще в 1950-х годах, организовав студии при театрах Калуги и Калининграда, а с 1961 года преподавал в Ленинградском театральном институте.

В 1992 году Корогодский основал в Санкт-Петербургском Гуманитарном Университете Профсоюзов кафедру актерского мастерства и режиссуры, где был заведующим, оставаясь на этой должности до конца жизни, и профессором. В общей сложности за полвека он выпустил 21 актерский класс, около 300 актеров. Также он проводил мастер-классы в университетах США, Германии, Голландии, Вьетнама, Японии, был руководителем лаборатории молодых драматургов России.

Коллектив ТЮЗа в одной из ленинградских школ. 1985 г. Фото из архива Е. Вольгуст https://ptj. spb. ru/archive/73/the-petersburg-prospect-73/bratstvo/
Коллектив ТЮЗа в одной из ленинградских школ. 1985 г. Фото из архива Е. Вольгуст https://ptj. spb. ru/archive/73/the-petersburg-prospect-73/bratstvo/

Идея, которую словами не сформулировать…

Зиновий Яковлевич не уставал проповеднически долдонить: «Наша задача — воспитание талантливого зрителя». Что это означает? Мы учили ребенка смотреть спектакль. Для того чтобы этот условный ребенок, а в будущем — врач, инженер, космонавт — был способен отличить коммерческую лабуду от сложных театральных опытов. Имею в виду не «хуже-лучше», а понимание художественных средств, методов. Наша задача — научить ребенка любить театр не как развлечение, смотреть спектакль не глазами обывателя. Наконец, позволю себе сказать — мы вкус прививали«.

Зиновий Яковлевич Корогодский руководил Ленинградским ТЮЗом с 1962 года. Он наследовал его великому создателю, Александру Александровичу Брянцеву, создавшему уникальный театр в 1922 году. За 40 лет многое изменилось в театре, в стране, в детях. И Корогодскому приходилось многое менять. И не всем, конечно, это нравилось. Кому-то в переменах, как водится, виделось неуважение к традициям и к основателям театра.

Через много лет Корогодский говорил об этом: «Я не был согласен с тем театром, в который пришел, — инфантильным, школярским, отлученным от самой плодотворной части аудитории. Детский театр скудеет без юношеской и взрослой аудитории, которая только одна и может дать достоверную информацию о качестве, уровне и значимости театра.

Я боролся с культпоходами, которые коверкают восприятие, углубляют стадное чувство. Это было несогласие не с Александром Александровичем Брянцевым, основателем ТЮЗа, а с той практикой, которая сложилась в театре к началу 60-х годов. Она поддерживалась и в Москве инфантильной тенденцией Натальи Ильиничны Сац. У нее был такой тетюшечный театр: перед детьми заискивали, с ними заигрывали: „Ребята, вы не видели Серого волка? “

Я боролся с таким затейничеством, с несодержательной развлекательностью — театр должен быть завлекателен, нести в игре нужную для опыта жизни идею, которую словами не сформулировать. Театр семьи, на мой взгляд, должен быть многоэтажным: один этаж для самых маленьких, другой для среднего возраста, следующие для подростков, для юношей и, наконец, для взрослых. И все эти этажи должны образовывать Дом. А ведь мы тогда захватили весь город, он был наш».

Интересно? Еще можно почитать

2) Видео: #развитие личности ДЕТЕЙ: интеллектуальный / творческий кружок = ?

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 21 августа 2022 года в 19:59 мск (воскресенье) . Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent. ru/w0/

Источники

Начать дискуссию