Дудинская — в балете невозможного не существует

Наталья Дудинская родилась в Харькове 21 августа 1912 года. После ранних занятий со своей матерью Натальей Тальори она поступила в Ленинградское хореографическое училище в 1923 году. Она окончила школу в 1931 году и была одной из любимых учениц и учениц Вагановой.

http://www. dudinskaya-ballet. narod. ru/Kitri. jpg
http://www. dudinskaya-ballet. narod. ru/Kitri. jpg

«А вот моя мама. Я ей обязана всем. И тем, что я делала на сцене, и тем, что у меня было в жизни. Даже с моим мужем меня познакомила мама. Она сама мечтала стать балериной, но ее не смогли вовремя отдать учиться. Брала уроки у частных педагогов. Знала Агриппину Яковлевну Ваганову. Так получилось, что из Петербурга мы переехали в Харьков. И вдруг бабушка дала телеграмму: возвращайтесь, Наташа принята в училище.

Мы, как только приехали в Петербург, пришли в школу, а начальница говорит: «Я слышала про эту девочку. Если она выдержит экзамен, мы ее возьмем». Мама не испугалась, потому что я была очень растанцованная, только спросила: «Когда?» — «Да через полчаса. Мы смотрим двух старших девочек и вашу посмотрим тоже». А мы с поезда, у нас ничего нет — ни туфель, ни трико. — «Вы не беспокойтесь, девочки все дадут». И мне дали туфли на размер больше. Трико вообще не нашли. Я была в таких детских чулочках в резиночку до половины колена и от колена резинка до талии на голой ножке. Платье было мне велико. Вот таким чучелом я предстала перед синклитом самых известных педагогов: Ваганова, Пономарев, Лопухов. Девочкам, которые показывались, было по семнадцать лет, а мне десять. Я делала все, что делали старшие. Я делала тур лян — медленный тур — проворачивала ногу, а туфель оставался сзади.

В общем, меня — десяти лет — приняли в пятый класс, где были пятнадцатилетние ученицы. Общеобразовательных предметов я вообще не знала, только свободно говорила по-французски. И чтобы не было большого разрыва, меня определили во второй класс по остальным предметам. Я болталась два года в шестом классе, чтобы догнать саму себя. Наконец при переходе в седьмой класс осуществилась моя мечта, я попала к Вагановой. Три года у нее занималась. Я была вся зрение и уши. И, вероятно, своим отношением привлекла сердце Агриппины Яковлевны. В последнем классе она меня подкармливала, поскольку в Петербурге мы жили, мягко говоря, скромно.

http://www. dudinskaya-ballet. narod. ru/Giselle. jpg
http://www. dudinskaya-ballet. narod. ru/Giselle. jpg

Дудинской вообще везло с наставниками. Когда-то ее опекала Любовь Менделеева-Блок, дочь ученого и жена поэта в первой половине жизни, авторитетный балетный критик — во второй. Дудинская добавила к школьным истинам озарение таланта — и на двадцать лет стала балетной царицей Кировского театра.

Желая оставаться в этой роли, она последовательно отвергала все соблазны — от акробатических новаций в хореографии до возможности переехать в Москву, в Большой театр, как это сделали Уланова, Семенова и Ермолаев. Ленинград благодарно оценил ее преданность. В борьбе за место под солнцем Дудинская всегда могла опереться на обожавших ее зрителей.

Наталья Дудинская: техника без души — ничто

— Говорят, что Ваганова была суровая женщина…— Нет, она была добрейшим человеком. Очень требовательная, да, строгая. Но с юмором. Помню, был такой случай. Мы учили шене — как делать эту цепочку из дальнего угла по диагонали вперед. Мы должны были вертясь пройти диагональ. Одна девочка проходила диагональ до середины и шла ровно в другую сторону, а там была дверь в коридор. Ваганова ее остановила, объяснила ошибку и говорит: «Ну, давай еще раз». Начинаем снова. Мы идем в один угол, она доходит до середины и идет в противоположный. На третий раз Ваганова встала, начала помогать ей вращаться в неправильном направлении, открыла дверь, отправила ее в коридор, закрыла дверь и села на свое место. Мы едва удерживались от смеха, но девочка, конечно, была расстроена.

http://www. dudinskaya-ballet. narod. ru/Laurensia. jpg
http://www. dudinskaya-ballet. narod. ru/Laurensia. jpg

— Вы сами решили заняться педагогической деятельностью? — Знаете, уйти со сцены трудно. А у меня переход получился очень естественным и почти безболезненным. В 1951 году Ваганова заболела и ей не разрешили давать уроки. Сергеев, будучи художественным руководителем балета в Мариинском театре, поехал к Агриппине Яковлевне спросить, кому она поручит свой урок на время болезни. Она передала класс мне. Для меня это была большая честь и большое волнение при моем отношении к ней. Еще танцуя, я вела класс. У меня занимались все балерины: и Вечеслова, и Шелест, и Иордан, и Балабина. Все, кто танцевал первые партии.

— Вам предлагали переехать в Москву. Почему вы не приняли приглашение, как Уланова? — Меня звали Виктор Александрович Семенов, который в Москве был руководителем балета в Большом, и первый танцовщик Алексей Ермолаев. Он мне звонит: «Виктор Александрович просит тебя приехать». Это был 1935 год, я была еще совсем молодая. Я пришла к Вагановой, и она разрешила мне поехать на один день. И вот мне предлагают переехать в Москву на первое положение, танцевать все балеты и иметь партнером Ермолаева. Я говорю: «Я должна подумать, посоветоваться с мамой». Всю ночь в поезде я не спала и думала: уехать от Агриппины Яковлевны, я же только начинаю, мне так важно с ней работать. Я вернулась, рассказала о предложении Вагановой. Она слушает такая мрачная. Я говорю: «Агриппина Яковлевна, я не поеду! Я не могу уехать от вас». Она сразу расцвела. А я осталась и танцевала с 1931 по 1963 год.

https://www. ballerinagallery. com/wp-content/uploads/2020/11/dudinskaya-natalia-2.jpg
https://www. ballerinagallery. com/wp-content/uploads/2020/11/dudinskaya-natalia-2.jpg

Ощущение спектакля как ничем не омраченного праздника

Ульяна Лопаткина: Главное впечатление, сохранившееся у меня от тех лет, когда мы учились у Наталии Михайловны, — ее оптимизм по отношению к нашим возможностям. Она была требовательна, но не ругала нас. Наоборот, вселяла веру в свои силы, внушала, что невозможного не существует — нужно только работать. Если у нас что-то не получалось — в ее словах никогда не было интонаций недовольства. Она спокойно говорила: «Девочки молодцы. Я вас поздравляю. А об ошибках поговорим завтра».

Дудинская умела создать нормальную рабочую обстановку. Поэтому у нас никогда не было страха перед сценой, не было барьера выхода к зрителю. Наталия Михайловна рассказывала, что для нее было важно не пропускать спектакли, в каком бы состоянии она ни была. Она старалась научить нас ощущению спектакля как ничем не омраченного праздника.

Интересно? Еще можно почитать

1) В истории человечества миллионы и миллиарды родительских пар, не менее талантливых, чем венгерский дуэт, прикладывали все силы, чтобы вырастить гениальных детей, но достичь желаемого результата удавалось лишь отдельным счастливцам. И никто из них даже не пытался разгадать, почему их чада родились вундеркиндами.

Этоти еще 40 материалов VIKENT.RU по теме Ранняя творческая Сверхнагрузка

2) Видео: ДЕТИ — изобретатели (инноваторы)

3) Видео: эталоны реальной творческой деятельности в Клубе умных девочек

4) Бесплатная online-консультация VIKENT.RU № 286 по вопросам развития личности, креатива и Творчества пройдет 21 августа 2022 года (воскресенье) в 19:59 (по мск) .

Источники

Начать дискуссию