(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 2/2

В первой части «Долгосрочной программы развития творческой инициативы масс» питерского профессора Грановской Рады Михайловны, написанной почти 15 лет назад были дополнения, касающиеся продвижения идей и предварительной оценки квалификации экспертов. Во второй части речь пойдет уже про развитие творческой инициативы и поощрении.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 2/2

2. Звенья программы развития творческой инициативы

Пункт а. Система обучения воспитателей детских садов по программе «Развитие инициативы ребенка».

Примеры: работа первой в Петербурге экспериментальной площадки по разработке технологии развития творческого мышления дошкольников в детском саду номер 154, а также работа 24 экспериментальных площадок в Ульяновске, Самаре и других городах страны. Там с детьми дошкольного возраста занимаются по программе обучения творчеству на базе Общей теории сильного мышления. 25-летий опыт развития творческого воображения детей в Норильске.

Увы, данные не достоверны, первая площадка была в Ленинграде у И.Л. Викентьева,с 1984 года, о чём Рада Михайловна знала по его Докладам. Кратко о работе лаборатории «Юный изобретатель» можно посмотреть в данном видео:

ДЕТИ — ИЗОБРЕТАТЕЛИ (инноваторы)

Одна из проблем, которая была выявлена и решена — отсутствие необходимых для творческой работы и жизни поставленных интеллектуальных навыков. Причем, ни в школе, ни в вузе данные навыки не ставятся.

Например, одна из проблем и один из источников конфликтов между поколениями — низкие эталоны для подражания. Не имея жизненного опыта молодые люди следуют за красивой картинкой и растрачивают годы жизни на бесполезные и бесплодные попытки повторить «успех». Как проблему изменения эталонов решает Людмила Ивановна Познякова в своем Клубе Умных Девочек (Санкт-Петербург), можно посмотреть в видео:

Эталоны на КАЧЕСТВО и ПОЛЬЗУ в Клубе умных девочек

О других интеллектуальных навыках, необходимых человеку будущего, и рекомендации как их поставить И.Л. Викентьев рассказал участницам Клуба в недавнем интервью: «Как организовать свой труд Интеллектуалу?»

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 2/2

Пункт в. Введение в школьную программу обязательного курса «Развитие творческой инициативы школьника».

Пункт г. Введение в систему дополнительного (внешкольного) образования специального курса по творческому развитию детей и преподавателей.

Пункт д. В педагогических вузах ввести курс для учителей «Как терпеть и поощрять талантливых учеников».

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 2/2

За счёт И.Л. Викентьевабыло бесплатно выучено более 200 педагогов. Опыт показал, что качественно преподавать ТРИЗ в школах они не в состоянии...

С 1970-х годов предпринимались многочисленные попытки написать учебники по ТРИЗ для преподавания в ВУЗах. К сожалению, данная работа до сих пор качественно не сделана.

Одна из основных причин — надо не просто пересказывать материалы Г.С. Альтшуллера,а постоянно нарабатывать свой материал, искать новые примеры, составлять задачи. Пока не решены эти проблемы, обучение преподаванию ТРИЗ в школах и ВУЗах останется недостижимой мечтой.

Уважаемая Рада Михайловна наверняка знает, говоря об опыте обучению на экспериментальных площадках, что одно из «узких мест» — выполнение домашних заданий. Причём как со стороны обучающихся, которые не делают его и не усваивают материал. Так и со стороны преподавателей, не имеющих методических рекомендаций по созданию таких домашних заданий, так как учебников по ТРИЗ нет.

Также можно напомнить уважаемой Раде Михайловне, что создатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллерна основании проведения ТРИЗ-семинаров в разных городах СССР, говорил о минимальном уровне курса в 120 лекционных часов и 200 лично и письменно прорешенных каждым Слушателем задач. К сожалению, не все нынешние преподаватели ТРИЗ прошли даже этот минимальный уровень...

3. Поощрения

Пункт а. Предусмотреть ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ. Публиковать в школьных газетах наиболее интересные предложения учащихся — младших, средних и старших школьников. Особо интересные результаты отсылать в упомянутые выше журналы. Авторов лучших работ командировать на Международные конференции.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 2/2

Школьная газета в прошлом была хорошим способом поддерживать интерес и контакт с учениками. Но время не стоит на месте, а внимание и общение школьников давно происходит в социальных сетях. Традиционные печатные издания уходят в прошлое, как и традиционные журналы. Настала пора перенести деятельность в другой формат, сохранив суть — навыки работы с текстом, материалом, новостями. И добавить к этому информационную гигиену.

Можно обратиться к опыту педагога-новатора Людмилы Ивановны Позняковой и посмотреть результаты деятельности её Клуба Умных Девочек (г. Санкт-Петербург)

«Результаты сезона 2021 / 2022 в Клубе умных девочек. Творческий отчёт автора методики Л. И. Позняковой»

Проект существует так же на частной инициативе и можно взять за пример современной подачи материалов и результатов работы.

Заключение

Подводя итоги, можно привести пример почти столетней давности. 1909 год, сложная политическая и экономическая ситуация в Российской империи — недавнее поражение в войне с Японией и первая русская революция. В это непростое для страны время собрались яркие представители русской интеллигенции — Н. А. Бердяев,С. Н. Булгаков,М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский,П. Б. Струве иС. Л. Франк. И предложили свои решения, вошедшие в сборник статей «Вехи».

Анализ этих инициатив подробно можно посмотреть в Докладе В.С.Мичурина ОШИБКИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ на ПРИМЕРЕ АВТОРОВ СБОРНИКА «ВЕХИ», а кратко можно выразить словами критиковавшего «Вехи» Бикермана: «вместо общей мысли — общая фраза».

Прошло более ста лет, политическая и экономическая ситуация сейчас непростая. Опять. Но хотелось бы избежать ошибок авторов «Вех» и благие намерения наполнить методичным, практичным и полезным содержанием.

Дополнительные материалы:

1) ВИДЕО-ЗАДАЧИ или ВИДЕО-КЕЙСЫ — это форма учебных упражнений на творческом online-курсе VIKENT.RU.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 2/2

Все видео-задачи VIKENT.RU, так или иначе, связаны с различными творческими / креативными дисциплинами и НЕ имеют единственно верного решения, но их решения явно делятся на профессиональные и любительские.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 2/2

3) V-й Педагогический форум по развитию креативности 08-09 октября 2022 (Воскресенье): Санкт-Петербург онлайн и оффлайн формат

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 2/2

Источник:

Автор: Рада Михайловна Грановская — доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, академик Международной балтийской педагогической академии, имеет почетное звание «Патриарха российский психологии».

Начать дискуссию