Мои мысли никогда не доходят до крайностей — Жан-Батист Кольбер

Будущий генеральный контролер финансов Франции Жан-Батист Кольбер родился 29 августа 1619 г. в семье реймсского купца и имел предков-купцов в четырех поколениях. Некоторые историки, особенно из апологетов Кольбера, придавали особое значение его происхождению, видя в феноменальном трудолюбии министра чисто буржуазную добродетель.

Жан-Батист Кольбер https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/7/76/Colbert1666.jpg? uselang=ru
Жан-Батист Кольбер https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/7/76/Colbert1666.jpg? uselang=ru

Факт действительно был беспрецедентным: впервые на роль первого советника короля претендовал человек, который не только не принадлежал к старому дворянству, как Сюлли, Ришельеили Мазарини (вопреки фрондерским басням о плебейском прошлом последнего) , но и сам до 36 лет не был дворянином. Но не отцовские капиталы пробили ему дорогу к власти. Жан-Батист был им определен на учебу в иезуитский коллеж Реймса, где давали весьма полезное для будущих судейских углубленное гуманитарное образование, которое купцы считали совершенно излишним для своих деловых успехов. Так с самого детства Кольбер приучался считать купеческое сословие низшим, из которого необходимо вырваться во что бы то ни стало; и мешавшие этому финансовые неудачи отца только укрепляли, обостряли это чувство.

С 20 лет Кольбер являлся военным комиссаром, пять лет он мотался по стране, сопровождая армейские части, размещал их на квартиры, проверял на смотрах списочный состав, — словом, вел всю черновую работу рядового администратора, чрезвычайно интенсивную в те военные годы. И вместе с тем он успешно учился умению делать деньги, устанавливая выгодные контакты с поставщиками припасов и солдатской амуниции.

Этика беспрекословной верности как нельзя лучше подходила нарождавшейся абсолютистской бюрократии. Это вовсе не исключало откровенности с патроном, даже упорства в отстаивании своей позиции: Кольбер был способен говорить королю «горькие истины», подчас доходя до просьб об отставке. Исключалось другое — стремление навязать себя патрону как независимую, сильную собственной силой личность, иногда готовую даже оказать ему открытое сопротивление. Именно этим «грешил» главный соперник Кольбера в борьбе за власть сюринтендант финансов Фуке, зато он и потерпел крушение, не найдя себе места в политической системе Людовика XIV.

Людовик XIV вместе с братом и Кольбером посещают Мануфактуру Гобеленов https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/5/56/Louis14-H. jpg
Людовик XIV вместе с братом и Кольбером посещают Мануфактуру Гобеленов https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/5/56/Louis14-H. jpg

Замыслы реформы государства

Жан-Батист Кольбер проникся идеями перестройки общества в интересах абсолютизма и сделал их осуществление целью своей деятельности. Впервые планы социально-экономической политики Кольбера были обстоятельно изложены им в 1659 г. в большой записке для Мазарини.

Кольбер рассуждал просто, так, как ему подсказывал здравый смысл практика-администратора: есть полезные, укрепляющие могущество государства профессии — земледельцы, ремесленники, торговцы, военные, моряки, и их надо всячески поощрять.

А есть и такие профессии, которые отвлекают людей от этих полезных занятий. Совсем обойтись без них нельзя, но ограничить надо. Вот, например, финансисты… Конечно, они, сами наживаясь на войне, помогают и государству быстро собрать нужные для войны средства. Но не пора ли Франции завоевать не только военную, но и экономическую гегемонию над соседями? Не лучше ли, задавался вопросом Кольбер, чем полагаться на экстраординарные доходы по займам, иметь богатую страну, легко покрывающую свои расходы из обычного, упорядоченного бюджета? А уж если и брать в долг, то создать такую обстановку, когда уровень процента будет низким. В этом, считал он, и состоит сила голландцев. Ведь кредит, по мнению Кольбера, «есть не что иное, как возможность легко достать деньги под малые проценты», а не из 20-40% годовых.

Нормальной системы кредита во Франции все равно нет, отмечал он, ее еще предстоит создать, а для этого нужно разрушить старую, порочную систему, когда финансистов всячески ублажают в годы войны, а потом штрафуют в мирное время. Незачем щадить финансистов — наоборот, следует энергичными мерами переломить традиционное мышление.

Кольбер в 1683 г. https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/2/21/Colbert_villacerf_1685.jpg? uselang=ru
Кольбер в 1683 г. https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/2/21/Colbert_villacerf_1685.jpg? uselang=ru

Вторая социальная группа, на которую обращал внимание Кольбер — это юристы, судейские. Фронда показала политическую неблагонадежность слишком высоко ставившего себя судейского аппарата. Но помимо этого на покупку судейских должностей отвлекались капиталы, которые могли быть вложены в торговлю и промышленность. По мысли Кольбера, нужно было понизить престижность судейских должностей и сильно сократить их количество, т. е. выкупить их. А для этого надо было сбить их рыночную цену. Здесь хорошим средством он называл отмену гарантировавшего наследственность должностей ежегодного сбора

И, наконец, уже впоследствии, в 1664 г. , Кольбер поставил вопрос о сокращении еще одной социальной группы — монахов. Чтобы уменьшить численность монашества, Кольбер предлагал резко повысить возраст вступления в монахи — с 16 лет до 20 для женщин и 25 для мужчин — и установить жесткий максимум вступительных взносов и ежегодных сборов на содержание монахов, которые их родственники платили монастырям. распространением просветительской идеологии.

Результаты преобразований

Вскоре после ареста Фуке была создана Палата правосудия для суда над финансистами. Эта «популистская» сторона мероприятия являлась неизбежной и желательной для двора в обстановке страшного голода, охватившего в 1661 г. всю северную Францию, когда требовалось направить массовое недовольство в привычное русло ненависти к финансистам. Но Кольбер помнил, что это может привести к тому, что перестали взиматься даже самые «законные» сборы.

Гробница Кольбера в парижской церкви Сент-Эсташ, работа скульпторов Куазевокса и Тюби (1687) https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/4/45/Colbert_tomb_at_St-Eustache_2011-03.jpg? uselang=ru
Гробница Кольбера в парижской церкви Сент-Эсташ, работа скульпторов Куазевокса и Тюби (1687) https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/4/45/Colbert_tomb_at_St-Eustache_2011-03.jpg? uselang=ru

Чтобы парировать эту угрозу, он еще до открытия Палаты правосудия предложил разослать по всем провинциям на постой войска — и действительно, выколачивание налогов военной силой было очень распространенной практикой начала 1660-х годов. Любви народа Кольбер никогда не искал, к дешевой популярности не стремился, и впоследствии, как правило, старался облегчать положение налогоплательщиков как можно незаметнее для них самих.

Достигнутая при Кольбере финансовая стабилизация была, однако, слишком хрупкой, чтобы не рухнуть после того, как Франция была вовлечена с 1670-х годов в затяжные войны с европейскими коалициями. Пришлось снова прибегать к займам. Правда, созданные при Кольбере традиции упорядоченной финансовой отчетности позволяли несколько лучше контролировать финансистов, чьи комиссионные уже не достигали таких размеров, как в годы Тридцатилетней войны.

Цены на должности стали необратимо снижаться результате распространения слухов об отмене паллеты. Например, должность советника Парижского парламента в 1660-х годах продавалась за 120 тыс. ливров, а 80 лет спустя, в 1740-х годах, — только за 40 тыс. ливров. Но воспользоваться этим процессом для массового выкупа должностей Кольбер не успел — Франция вступила в полосу войн, а в дальнейшем, вплоть до кратковременной реформы Мопу 1771 г. , ни у кого из политиков французского абсолютизма на это не хватало политической воли.

Вопрос о монастырской реформе дошел до стадии обсуждения проекта эдикта в Государственном совете, но столкнулся с противодействием коалиции противников Кольбера, в частности духовенства, и был провален. Задуманные Кольбером возрастные ограничения монашеских обетов были проведены в жизнь лишь через 100 лет, в 1760-х годах, когда эта задача была облегчена.

Карта Новой Франции, посвященная Кольберу (xvii век) , Париж, BnF. https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/4/4b/Carte_de_La_Nouvelle-France_du_XVIIe_siècle_dédiée_à_Colbert. jpg? uselang=fr
Карта Новой Франции, посвященная Кольберу (xvii век) , Париж, BnF. https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/4/4b/Carte_de_La_Nouvelle-France_du_XVIIe_siècle_dédiée_à_Colbert. jpg? uselang=fr

В области налоговой политики Кольбер продолжил линию, которую до него проводили в мирной обстановке такие видные политики французского абсолютизма, как Сюлли и Ришелье: он старался перенести центр тяжести налоговой системы с прямого налога на косвенные налог, который платили не только простые люди, но и богатые и привилегированные.

Эти и многие другие реформы в экономической политике Кольбера — кольбертизм — стала образцом для многих правителей Европы. Кольберу принадлежал тезис о «войне деньгами», которую Франция для своего преуспеяния должна вести против всех соседей — и прежде всего против тогдашних гегемонов мировой торговли голландцев. Промышленная политика Кольбера была основана на очень старой, прочно укоренившейся идее, что Франция способна развить у себя все виды производства и ни в чем не зависеть от соседей. В одной из инструкций для сына он высказался совершенно ясно: «Тщательно изучать, какие товары и изделия еще не производятся в королевстве, и если такие имеются, стремиться всеми возможными способами наладить их производство».

Кольбер любил составлять долгосрочные плановые наметки: он верил, что время будет работать на его политику. Выдвигая планы «дальнего прицела», Кольбер старался начать их постепенное осуществление с каких-то конкретных мер.

Интересно? Еще можно почитать

1) В принципе мы можем согласиться с тем, что могучий творческий дух одного человека способен прорвать даже самый изощрённый духовный гнёт. Но для возникновения целой культурной эпохи необходима особая атмосфера — атмосфера свободы, вне которой всякая культурная деятельность чахнет, задыхается, мертвеет. Формальным объявлением свободы исследований, свободы творчества, свободы слова и совести такой атмосферы не создашь — необходимо ещё наличие широкого слоя людей, обладающих значительным социальным или экономическим Я-могу, способных воспользоваться этими свободами.

Этоти еще 85 материалов VIKENT.RU по теме Политические реформы

2) Видео: сильные ИДЕИ: культурные инициативы, реформы образования и конкурентоспособность

3) Видео: Стратегии / реформы / инновации николая ивановича Пирогова

4) Открыт XIV сезон бесплатных онлайн-лекций и онлайн-консультаций портала VIKENT.RU. Видеотрансляция вечером в воскресенье 04 сентября 2022 года в 19:59 (мск) . Ваша свободная регистрация:

Источники

Начать дискуссию